Людмила Анатольевна Геращенко
Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе с включением валеологического компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе с включением валеологического компонента
Актуальность: Воспитать здорового и полноценного человек –самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Здоровье – лучшее богатство человека. Здоровому все здорово!
Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, предостерегут от опасных жизненных ситуаций. Дети на занятиях по валеологии расширяют представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретение навыков личной гигиены, речевого общения, культуры досуга, ребенок учится относиться к другим как к самому себе.
Публикация «Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе с включением валеологического компонента» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность на природе, в лесу
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Осанка. Конспекты занятий
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Каждый ребенок начинает осознавать себя, свое тело в дошкольном возрасте и долг педагога, родителя заключается не только в том, чтобы провести качественное занятие, способствующее становлению двигательной активности детей, но и сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Итак, предлагаем рекомендации для родителей, педагогов:
1. внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношения к здоровью;
2. формируйте у ребенка положительное отношение к физическому Я;
3. помните, что ваши физические недостатки, ваше отношение к здоровью влияет на отношение к здоровью у ребенка;
4. способы «прямого» воздействия на ребенка мало эффективны, используйте опосредованное воздействие, проводите дидактические игры;
5. формированию у детей навыка безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек (чистить зубы, делать зарядку по утрам, мыть руки с мылом и т. д.)
6. помните, что закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, нежели порицание;
7. наряду с формированием привычек воспитывайте у детей чувство ответственности, толерантности.
Игры, задания, упражнения, которые мы проводим по представленным четырем направлениям, позволяют сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью. Скоро ребенок шагнет в мир, где много опасностей, поэтому главной задачей мы ставим научить ребенка не бояться, а уметь избегать их. Важно также научить ребенка выражать свои мысли, чувства, ощущения, которые помогли бы сверстникам и взрослым выстраивать взаимоотношения на основе доверия и взаимопонимания. Одной из важнейших задач является понимание ребенком его физической и психологической неприкосновенности, его уникальности и наивысшей ценности как таковой.
Блок №1. «Познай себя. Кто я такой?»
На данных занятиях дети получают информацию об организме, его основных системах, причинах возникновения болезней и способах оставаться сильным телом. Только правильно организованная двигательная активность, правильные навыки движений, дыхания, чередование физических нагрузок и отдыха поможет организму справиться с тем или иным недугом.
Блок №2. «Эмоциональное здоровье»
На этих занятиях дети учатся выражать свои чувства и ощущения, а также уважать чувства других. Осваивают речевой этикет, культуру поведения и общения. Именно радость и эмоциональный подъем соответствует потребностям растущего организма, подвижные игры, корригирующая гимнастика способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию.
Блок №3. «Опасности вокруг нас»
Этот блок немало важен, потому что знакомит детей с экстренными ситуациями, которые могут возникать в жизни. Важно научить детей избегать опасностей, незнакомых людей, понимать что такое «хорошо» и «плохо», не допускать ситуаций, которые могут повлечь причинение вреда здоровью.
Блок №4. «Доктора природы» (солнце, воздух и вода)
На занятиях дети приобретают умения, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающим миром. Игры, проводимые на воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
Мероприятия, проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:
1. соблюдение личной гигиены;
2. рациональное питание;
3. закаливающие процедуры;
4. режим дня;
5. витаминизация;
6. профилактика простудных заболеваний;
7. двигательный режим;
8. кварцевание, очистка воздуха и помещений.
Типы физкультурных занятий по валеологии :
• Классические занятия ( по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная часть).
• Игровые занятия (с использованием народных игр, подвижных игр, игр-эстафет и т. д.)
• Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, акробатические элементы, упражнения в лазании и т. д.)
• Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений)
• Самостоятельные занятия (самостоятельная тренировка по выбору детей)
• Занятия «Изучаем сове тело» (самомассаж, беседы о своем организме, оказанию первой помощи)
• Тематические занятия (с одним видом физических упражнений).
Итак, валеология призвана заложить основы здорового образа жизни, воспитать внутреннюю мотивацию в этом стремлении, формировать практические навыки личной гигиены и занятия спортом, учить детей избегать опасностей и беречь свое здоровье, а также здоровье близких.