Вардануш Агбалян
Опыт работы по духовно-нравственному направлению
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - период развития всех качеств человека, как душевных, так и телесных, приобретения знаний об окружающем мире, формирования нравственных навыков и привычек. Систематическое духовно – нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его всестороннее социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщение его к культурному наследию своего народа.
Публикация «Опыт работы по духовно-нравственному направлению» размещена в разделах
В России – семейное, общественное и государственное устройства складывались под влиянием православной культуры, поэтому, в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения страны, обращение к опыту православного воспитания нам кажется особенно актуальным.
Начиная с 2008 года в нашем ДОУ планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Основными задачами этой планомерной работы являются, прежде всего: воспитание у детей любви и уважения к своей семье, Родине; формирование таких нравственных качеств как трудолюбие, бережное отношение к окружающему миру.
Особой целью нашего дошкольного учреждения является возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к мировой культуре, в частности, русской; к русским традициям, обычаям.
В качестве основополагающего направления мы выбрали музыкально-поэтическое творчество русского народа, фольклор, народную педагогику – как веками выработанные формы наследования, сохранения и развития русского этноса. Знакомить с этими формами мы начинаем с раннего возраста, несмотря на то, что некоторые дети ещё не умеют говорить.
В необходимости использования этих форм в современной практике дошкольного воспитания нас убеждает непреходящая ценность их педагогических и психотерапевтических возможностей. Вся культура России, как народная, так и светская (имеются ввиду лучшие плоды классической культуры, имеет определенное христианское звучание, что подготавливает детскую душу к принятию духовных впечатлений.
Основа содержания программы духовно-нравственного воспитания – православная культура и календарь: природный, гражданский, и что особенно важно – православный, церковный, в соответствии с которым планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми.
Программа, основанная на православной культуре, позволяет реализовать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе занятий по разным видам детской деятельности и решать обучающие, воспитательные и развивающие задачи:
•познакомить детей с основными православными праздниками и духовно-нравственным укладом жизни, событиями Нового Завета, образами Иисуса Христа и Богородицы;
•формировать интерес к истории православия и Отечества, к образцам личного подвига благочестия; воспитывать чувства любви и уважения к Родине, ее народу, культуре, благоговения к святыням, заботливое и бережное отношение к растительному и животному миру;
•учить бережному отношению к окружающему миру – великому творению Господа.
Наша работа находит поддержку Управления образования администрации Ейского района. Объясняется это тем, что православное воспитание не противоречит задачам светского, установленного государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями, вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.
Мы исходим из того, что дети должны радоваться. У православного человека есть особые поводы для радости, и мы, педагоги, раскрываем их перед детьми. Мы верим, что есть Бог, который любит нас. Мир, сотворенный Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами взрослых и детей. Необходимо донести эти истины до понимания ребенка в самом начале его жизненного пути. Нельзя допустить, чтобы он плутал в этом мире, впадая в грех и уныние.
Реализовать задачи духовно-нравственного развития помогает работа по дополнительному образованию, кружковая работа. Руководитель кружка «Юный скульптор» Е. А. Салова, регулярно выставляет поделки своих воспитанников в конкурсах детского творчества «Пасха в кубанской семье», «Рождество Христово». Участники танцевального кружка «Непоседы» : украшают народными танцами и хороводами «Березка», «Барыня», «Иван Купала», «Бояре»
фольклорные праздники. Старшим воспитателем разработан план по духовно –нравственному воспитанию, куда входят беседы, лекции по православному воспитанию, фольклорные праздники. В течении этих занятий дети знакомятся с «Библией», как источником православной и мировой культуры. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории кубанского края. Для этого мы проводим:
•обрядовые праздники «Рождество Христово», «Вербное воскресенье», «Пасха в кубанской семье», «Троица», «Яблочный спас», они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество; дети знакомятся со значением этих праздников, традициями празднования;
•экскурсии в краеведческий музей;
•тематические досуги «Мой край – задумчивый и нежный», «Хорошо осенью в России», «Моя семья».
• Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от церковной жизни. Многие дети не имеют, или имеют смутное представление о Боге, о Церкви. Мы не можем игнорировать такую особенность детской аудитории, и потому в нашу задачу входит познакомить детей (в общих чертах) с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.
Для этого мы используем такие формы работы с детьми, как: занятия, беседы нравственного и духовно-нравственного содержания, церковные и календарные праздники, музыкально-поэтические вечера и др.
Дети старшего возраста знакомятся с предметами русского быта, их предназначением, с традициями и обычаями русского народа. Есть в детском саду мини-музей, где находятся экспозиции картин русских художников. Это помогает и развитию у детей представлений о человеке в истории и культуре.
Одно из слагаемых Духовности – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном поселке, природа становится ближе и понятней, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Особое внимание уделяется краеведению: знание природы родного края и бережное отношение к ней.
Анализируя работу за этот период, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
•выставки рисунков, поделок, фотографий: «Мой папа – солдат!», «Самая лучшая бабушка!»;
•оформление групповых комнат, уголков краеведения и кубанского быта;
•утренники, праздники, экскурсии, соревнования «Яблочный спас», «Ярмарка на Кубани», «Пасха в кубанской семье», «Этот День Победы – порохом пропах!»
•природоохранные акции «Посади дерево», «Покорми птиц зимой»
В мае месяце музыкальным руководителем Гусева Р. Ф. и инструктором по физ. воспитанию Копытенко Н. А. проведен праздник, посвященный победе великого русского народа в войне против фашизма. Ноту щемящей грусти привнесло повествование о страшных страницах истории города и страны в целом. Присутствие бабушек и дедушек, прошедших военное лихолетье, сделало мероприятие символичным в плане преемственности поколений. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Для решения задач духовно-нравственной направленности педагоги дошкольного учреждения проводят родительские собрания, конференции.
Одна из них - «Дал жизнь – дай счастье». Девизом конференции стали удивительные и глубокие по смыслу слова детской песни: От чистого истока В прекрасное Далеко Я начинаю путь!
Красной нитью через всю конференцию прошла мысль, что долг человека дать каждому ребенку счастье начинать жизнь от Великого и Чистого Истока – Семья, Мать, Отец. Давши жизнь, давши имя – дай Счастье каждому родившемуся Человеку! Но счастье развертывается в величайшем труде любви. От народной педагогики, первых древних заповедей и наставлений, обязывающих родителей более заботиться о духовном, нежели о телесном, мы поднимаемся к святым идеям гражданственности, гуманизма, нравственности. Политики, философы, писатели, ученые и родители искали истину творения Жизни. А истина эта в развитии и духовном обогащении человека в семье, которая является колыбелью личности.
Было ещё много встреч: «Семья – ребёнок – детский сад», «Воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста», «Интеллектуальные и нравственные аспекты экологического воспитания». Какой бы теме не было посвящено собрание, основная их цель - интеграция духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь, как детского сада, так и семьи.
Большим подспорьем в работе ДОУ над проблемой стало использование нетрадиционных форм работы с родителями : клуб «РиД» (родители и дети, «Школа молодой семьи», где в неформальной обстановке, часто за чашкой чая, решаются вопросы духовно-нравственного развития детей.
В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки - передвижки, выпуск газет; а так же пропаганде положительного семейного опыта воспитания; Сотрудничеству с представителями православной церкви. Запланирован конкурс проектов по духовно-нравственному воспитанию среди воспитателей.
Проводимая на базе нашего ДОУ работа показала, что воспитание духовной личности возможно только при совместных усилиях образовательного учреждения и семьи. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.