Лучший педагог года

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры

Ирина Скворцова
Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.

Публикация «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры» размещена в разделах

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

Вариативность здоровье сберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учетом их самобытности и региональных условий, рассматривается воздействие этнокультуры на формирование как духовно-нравственного здоровья, так и духовно-нравственных качеств. Опыт работы детского сада показывает, что знакомство с русскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала.

Таким образом, для приобщения детей к истокам народной культуры, определяются следующие направления работы:

- Знакомство с русским народным бытом русской народной деревенской избой);

- Знакомство с обычаями и традициями, с народным творчеством;

- Знакомство с русской народной игрушкой (тряпичными и соломенными куклами, глиняной игрушкой, свистулькой);

- Знакомство с русским народным национальным костюмом.

Первостепенным в работе МБДОУ является воссоздание неповторимой среды «Русская изба», которой отводится особое место в комнате краеведения. Именно здесь впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду и мебель, предметы быта и труда (самовар, сундук, колыбель, прялку и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.

Народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в работе с детьми необходимо обращаться к игре: как к дидактической, так и к народной. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. Формируя у них устойчивое отношение к родной культуре, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре реализуется через авторские дидактические игры : «Оденем куклу в русский народный костюм», домино «Русский народный костюм», «Подбери головной убор к сарафану», «Собери узор», «Сложи картинку» и др.

В качестве примера, можно привести игру «Русский народный костюм», целью которой, является формирование представлений детей о народных костюмах различных губерний. Игровым заданием представлено: не имея на

руках не единой карточки, первым закончить игру. Правилами игры выступают : количество играющих от 2-х до 10-ти человек. Все каточки располагаются на столе рубашками вверх. Перед началом игры перемешиваются, каждый играющий набирает по 4 карточки. Оставшиеся карточки находятся на столе в стороне – «базар». Началом игры служит карточка, имеющая по двум противоположным сторонам одинаковое изображение народного костюма той или иной губернии. В случае, когда таких карточек несколько, то право первого хода получает игрок, выбранный по считалке.

А в игре «Подбери головной убор к сарафану» дети учатся называть и различать между собой предметы женских народных костюмов различных губерний и областей. Эта дидактическая игра развивает внимательность, память; способствует развитию активной речи, воспитывает интерес к русскому народному костюму. Правила игры следующие : детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т. д.).

Таким образом, опыт работы по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений и практических наработок, в основе которых лежит формирование духовно-нравственного здоровья детей и развитие ребенка как личности, его социализация.

Публикации по теме:

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Участие в городском празднике «Дом, в котором мы живем»Участие в городском празднике «Дом, в котором мы живем» С 28 сентября по 30 октября 2012 года на территории Кореновского городского поселения Кореновского района проводились праздники кварталов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры
Опубликовано: 3 апреля 2015 в 14:25
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Скворцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД