Ирина Скворцова
Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры
Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.
Публикация «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры» размещена в разделах
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.
Вариативность здоровье сберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учетом их самобытности и региональных условий, рассматривается воздействие этнокультуры на формирование как духовно-нравственного здоровья, так и духовно-нравственных качеств. Опыт работы детского сада показывает, что знакомство с русскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала.
Таким образом, для приобщения детей к истокам народной культуры, определяются следующие направления работы:
- Знакомство с русским народным бытом (с русской народной деревенской избой);
- Знакомство с обычаями и традициями, с народным творчеством;
- Знакомство с русской народной игрушкой (тряпичными и соломенными куклами, глиняной игрушкой, свистулькой);
- Знакомство с русским народным национальным костюмом.
Первостепенным в работе МБДОУ является воссоздание неповторимой среды «Русская изба», которой отводится особое место в комнате краеведения. Именно здесь впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду и мебель, предметы быта и труда (самовар, сундук, колыбель, прялку и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.
Народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в работе с детьми необходимо обращаться к игре: как к дидактической, так и к народной. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. Формируя у них устойчивое отношение к родной культуре, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре реализуется через авторские дидактические игры : «Оденем куклу в русский народный костюм», домино «Русский народный костюм», «Подбери головной убор к сарафану», «Собери узор», «Сложи картинку» и др.
В качестве примера, можно привести игру «Русский народный костюм», целью которой, является формирование представлений детей о народных костюмах различных губерний. Игровым заданием представлено: не имея на
руках не единой карточки, первым закончить игру. Правилами игры выступают : количество играющих от 2-х до 10-ти человек. Все каточки располагаются на столе рубашками вверх. Перед началом игры перемешиваются, каждый играющий набирает по 4 карточки. Оставшиеся карточки находятся на столе в стороне – «базар». Началом игры служит карточка, имеющая по двум противоположным сторонам одинаковое изображение народного костюма той или иной губернии. В случае, когда таких карточек несколько, то право первого хода получает игрок, выбранный по считалке.
А в игре «Подбери головной убор к сарафану» дети учатся называть и различать между собой предметы женских народных костюмов различных губерний и областей. Эта дидактическая игра развивает внимательность, память; способствует развитию активной речи, воспитывает интерес к русскому народному костюму. Правила игры следующие : детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т. д.).
Таким образом, опыт работы по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений и практических наработок, в основе которых лежит формирование духовно-нравственного здоровья детей и развитие ребенка как личности, его социализация.