Надежда Вербина
Опыт работы «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.
Публикация «Опыт работы „Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
К этому возрасту у ребёнка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу обогащения лексики (словарного состава языка; совокупности слов, употребляемых ребёнком, особое внимание следует уделять его качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходными (синонимами) или противоположными (антонимами) по смыслу, многозначными словами.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочинённых и сложноподчинённых. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение ими построения разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру.
Вместе с тем, можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включают те же разделы, что и в предыдущих возрастах, однако, усложняется каждая задача, как в смысле содержания, так и в методике обучения.
Основной задачей работы со старшими дошкольниками по усвоению и правильному произнесению всех звуков родного языка является
дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной выразительной речи.
В специальных упражнениях, включённых в занятия, детям предлагают для дифференциации пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-ж, с-ш, з-ж, ц-ч, л-р, т. е. проводится различение свистящих, шипящих и сонорных звуков, твёрдых и мягких – звуков изолированных, в словах, во фразовой речи.
Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи.
Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение («Зайчик – зайчик, где гулял?», «Где ты, белочка, скакала?»)
Детей приучают параллельно изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные самими детьми, не только чётко и внятно, но и с различной степенью громкости (шёпотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Специальные упражнения побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.
Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло, широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств, действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умения использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (весёлый мальчик, радостный, счастливый, к определённой ситуации (на дне рождении веселятся, радуются, празднуют, к изолированному слову (умный- толковый) дети обучаются умению точности словоупотребления – в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит, дети осознают оттенки значений глаголов.
Со временем дети могут различать значения слов, отражающих характер движения (бежать – мчаться, пришёл – приплёлся) или значения
прилагательных оттеночного характера (умный – рассудительный, старый – дряхлый, робкий – трусливый).
Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям по величинам, цвету, вкусу, качеству. Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом – новый, старый человек – молодой, к изолированным словам (лёгкий – тяжёлый) или заканчивают предложение, начатое педагогом «Один теряет, другой – …. (находит)».
Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть, полный, тяжёлый, мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.
От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные харак5теристики предмета, явления, персонажа.
Связь словарной работы с умением строить связные высказывания особенно четко прослеживается в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности6 согласование прилагательных и существительных (особенно среднего рода, образование трудных форм глагола в повелительном наклонении.
Необходимо дать ребёнку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чуть, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару или образовать слово по образцу: весёлый – весело, быстро - ….(быстрый, громко - ….(громкий).
Дети подбирают родственные слова в контексте. Например, со словом «жёлтый». В саду растут (жёлтые) цветы. Трава осенью начинает (желтеть). Листья на деревьях (желтеют).
У детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысла слов – берёза – берёзка-берёзонька; книга – книжка – книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал – забежал – подбежал) и прилагательных (умный – умнейший) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.
Это тесно связано с развитием умения догадываться о значении незнакомого слова («Почему шапку называют ушанкой?») .
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи – умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослым.
Составление коллективного письма в «ситуации письменной речи»
(ребёнок диктует – взрослый записывает) помогает совершенствованию синтаксической структуры предложения.
В старшей группе вводится новый вид работы – ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение из слов, слова – из слогов и звуков, то есть выработка у детей осознанного отношения к речи является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.
Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций является необходимым для развития связной речи, так как они составляют основной её фонд.
В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказы) дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по её содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображённому и последующих за ним.
Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединяя отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительность для рассказывания, дети дают их описание и характеристику. Дети учатся также составлять рассказы из собственного опыта, как описательные, повествовательные, так и контаминированные
(смешанные).
У детей формируются элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Необходимо научить их понимать тему высказывания, строить различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озаглавить. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель – круг, разделённый на 3 части – зелёную (начало,
красную (середина) и синюю (конец, по которой дети самостоятельно составляют текст. В процессе работы над текстом в целом особое внимание необходимо уделять формированию контроля через прослушивание речи, записанной на магнитофон.
Подготовила воспитатель Вербина Н. Ф.