Ильина Наталья Михайловна
Опыт работы. Нетрадиционные техники рисования как средство развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Современные дети умело и быстро осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между красивым и безобразным, добром и злом.
Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение. Поэтому формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Я считаю, что одним из эффективных средств для решения этой задачи – изобразительная деятельность. И она является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. На занятиях изодеятельностью осуществляются задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Изобразительная деятельность стимулирует творческий потенциал детей, а значит развивает их художественно-творческие способности. Наша задача – сделать занятия занимательными. А цель проведения занимательных занятий - создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Все занятия сделать занимательными невозможно, и к этому стремиться бесполезно. Но внести элементы занимательности в каждое занятие воспитатель не только может, но и должен.
Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными. Я решила остановиться на занятиях второго типа - с нетрадиционными материалами, а вернее, с использованием нетрадиционной техники рисования. На мой взгляд, именно нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности.
Выбор темы исследования - «Нетрадиционные техники рисования – как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО», посвященного проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, многие педагоги замечают: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Ребенку нужен результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, выбрала направление в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования, которые позволяют, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дающие ребенку свободу и вселяющие уверенность в своих силах.
Идея опыта: развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.
2. Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта основана на исследованиях, которые посвящены проблеме активного и целенаправленного воздействия на развитие художественно-творческих способностей. Изучила труды:«Воображение и творчество в детском возрасте» - Л. С. Выготский, «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» - Т. Н. Доронова, «Художественное творчество и ребенок» - п/р Н. А. Ветлугиной, «Развивайте у дошкольников творчество»- Т. Г. Казакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» - Т. Г. Казакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» - Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» - Т. С. Комарова и др. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
В своей работе я опиралась на методические разработки А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Т. А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ» Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий», программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой - эти авторы предлагают новые формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях.
3. Актуальность и перспективность опыта
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности. Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ и Федеральным государственным образовательном стандартом, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, является одной из социально значимых приоритетов современного общества. Перед педагогами сегодня стоит непростая задача – совершенствовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Таким образом, подчеркивается важность становления творческой индивидуальности каждого ребенка.
Для развития творческого мышления, активности, воображения как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемы техники, вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.
Не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника. Не владеют приемами использования нетрадиционных техник рисования. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.
Считаю выбранную мной тему актуальной и перспективной в современных условиях перехода на ФГОС ДО.
4. Новизна опыта
В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на проблеме подготовки к письму. Обычными стали ситуации, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или не достаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя. Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания, приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т. д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходимтренинг, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов. В моем случае тренингом выступает именно рисование, которое позволяет детям подготовить руку к письму. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, я учу держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования. Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства. По словам М. Шкляровой:: «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
5. Адресная направленность опыта
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования для использования в непосредственно образовательной деятельности, как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми.
С помощью данного опыта педагоги смогут организовывать занятия по нетрадиционным техникам рисования, проводить диагностику художественно-творческих способностей детей. Опыт окажет помощь в проведении консультаций, родительских собраний по проблеме использования нетрадиционных техник рисования в процессе организации обучения, воспитания и развития детей.
Данный опыт работы будет полезен заинтересованным и внимательным родителям, которые могут использовать предложенные виды и техники нетрадиционного рисования в условиях семьи.
6. Трудоемкость опыта
Художественно-эстетическое развитие ребенка - это процесс целенаправленного развития способности личности к полному восприятию и правильному пониманию прекрасного. Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
2. становление эстетического отношения к окружающему миру;
3. формирование элементарных представлений о видах искусства;
4. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
5. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
6. реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и пр.).
Развитие художественного творчества детей является основной задачей, стоящей перед педагогом при реализации данной образовательной области. Для её эффективного решения необходимо:
• обогащать восприятие детей художественными впечатлениями и способствовать эмоциональному (чувственному) постижению ребёнком окружающей его действительности;
• развивать воображение;
• целенаправленно формировать изобразительные умения и навыки.
Работа по обогащению восприятия детей художественными впечатлениями — сложная, многоплановая задача, которая может быть решена при условии, что педагогический коллектив дошкольного обра-зовательного учреждения при взаимодействии с родителями наполнит жизнь детей красотой. Это и художественное оформление помещения детского сада, и красота природы на участке, и одежда сотрудников и детей, и украшение образовательного учреждения в праздники, и орга-низация посещения детьми вместе с родителями выставок, музеев, и многое другое. При этом эффективность такой работы не определяется количеством проведённых мероприятий. Она зависит от систематичности и целенаправленности работы педагога и усилий родителей по накапливанию у детей эстетических впечатлений.
Образная природа искусства заложена в каждом предмете, в каждом явлении окружающей ребёнка действительности. И если педагог не игно-рирует возможность приобщения детей к красивому и постоянно обращает их внимание на красоту природы, красивые предметы быта, произведения народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, то он обязательно обогатит восприятие детей художественными впечатлениями и повлияет на чувственное постижение каждым ребёнком окружающей его действительности.
Данная тема меня очень увлекла и заинтересовала. Наблюдая за детьми, я заметила, что их все труднее становится заинтересовать. Меня очень удивило, что ребята не очень любят рисовать, боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют или у них не получится. Детям не хватает самостоятельности, воображения, уверенности. Работу в данном направлении я начала с детьми в старшей группе (5-6 лет). Для достижения целей я, прежде всего, старалась создать у детей хорошее настроение, вызвать доброжелательное отношение к изобразительной деятельности. Аристотель отмечал: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности способствуют разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
В процессе изобразительной деятельности решается также еще одна главная задача – подготовка руки к письму. Ученые придают большое значение мышечным ощущения руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Доказано, что во время рисования развивается не только рука, но и речь ребенка. Рисование – действие, которое привлекает внимание и главное здесь «Я сам».
Я предлагаю детям свободный выбор материалов, и благодаря этому, становится понятно, кто чему отдает предпочтение, в какой технике ребенок чувствует себя уверенно, а в какой нет, что-то у ребенка еще не получается, в чем-то ему надо помочь. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства, а не только гуашь, кисти, краски. У ребенка возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает творить, экспериментировать.