Константиненко Ольга
Опыт работы «Как воспитатель может помочь исправить нарушения звукопроизношения в речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день самая большая проблема в развитие дошкольников это нарушение речи. Заинтересованный воспитатель в силах решить её сам или провести подготовительную работу для коррекционной логопедической помощи. Начиная свою педагогическую деятельность, я столкнулась с тем, что мои дети имеют явные нарушения звукопроизношения, а профессиональной помощи они не получали. Выявить все речевые проблемы мне помогла экспресс диагностика по Коноваленко. Я, как воспитатель, заинтересована в том, чтобы ребята были гармонично развиты и полностью подготовлены к школе. Поэтому я уже с младшего дошкольного возраста ввела в образовательный процесс упражнения артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, на развитие мелкой моторики и фонематического слуха. Всё это целесообразно включать во все режимные моменты: утренняя гимнастика необходима не только всему телу, но и мышцам речевого аппарата; непрерывная образовательная деятельность не проходит без пальчиковой гимнастики и игр с мелкими предметами, прогулка будет веселее, если использовать дыхательные упражнения (подуй на листья, на снежинки и т. д.); в совместной деятельности можно придумывать истории со звукоподражанием, что помогает развивать у ребят фонематический слух и восприятие. Всё эту работу я прописываю в календарных планах, и это помогает отследить динамику речевого развития у дошкольников.
Публикация «Опыт работы „Как воспитатель может помочь исправить нарушения звукопроизношения в речи дошкольников“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Свой мастер класс я хочу начать с артикуляционной гимнастики. Какие же форму и средства я использую в работе! Во-первых, это презентации и мультфильмы. (СМОТРИМ)Когда ИКТ недоступно мы с удовольствием читаем сказки с артикуляционной гимнастикой, играем в волшебный кубик или спинер. (ИГРАЕМ)
Сделав гимнастику для языка, я провожу упражнения на развитие речевого дыхания. Для этого в уголке природы изготовила подвесной материал из птиц и осенних листьев, который меняю посезонно. Поддувание с детьми необходимо делать с вытянутым языком. Игра с дождиком заинтересует даже самого пассивного ребёнка, так как здесь можно менять картинки каждый день. Мои «морские звёздочки» спешат в детский сад для того, чтобы подуть и узнать, что интересного им принесёт наступивший день. Задача воспитателя : вырабатывать свободный, плавный, удлинённый выдох. В этом мне помогают : надувание мыльных пузырей и воздушных шариков, а так же разнообразные игры, изготовленные своими руками. (ДЕМОНСТРАЦИЯ ИГР НА ДЫХАНИЕ).Очень хочется продемонстрировать использование дыхания в нетрадиционных способах рисования, о которых воспитатель часто забывает в своей работе- это кляксография с трубочкой. Эта техника способствует развитию дыхательного аппарата, контролирует силу дыхания. На лист наливается чуть-чуть краски, и дети дуют на капли, управляя их движением.
Если предварительную работу проводить систематически, ежедневно и спланировано, то воспитатель может поставить звук по подражанию. Для этого я использую различные формы упражнения: от простого- «Листья шуршат» (Ш-Ш-Ш коротко, «Деревья шумят» (Ш-Ш-Ш длительно) до более сложного и интересного - сочиняем сказки с озвучиванием. (ВИДЕО)
Фонематический слух помогают развивать дидактические игры. Например, хлопни в ладоши или поймай мяч, если услышал заданный звук. Эти игры можно проводить во время физкультурной минутки. Например, И. П. –встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук «Б», хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, булка, почка, бочка и т. д.) Во время НОД по ФЭМП рассказать сказку, в которой есть слова со звуком «Б», ребёнок должен его услышать и положить палочку перед собой, а в конце их подсчитать. Фонематический слух моим детям помогает развивать пособие, предложенное авторами ТРИЗ «Кольца Луллия», которое я изготовила своими руками. Данное изобретение, как и многие другие многофункционально. Чтобы развить фонематический слух я использую игру «Найди место звука в слове». Ребёнок, раскручивая стрелку, выбирает звук. На втором круге находит картинку с изображением слова, в котором есть этот звук. На третьем круге необходимо найти карточку с изображением места этого звука в слове (в начале, середине, конце).
Многофункциональность мне бы хотелось показать и на других пособиях: волшебный кубик, спинер- можно попросить ребёнка назвать первый или последний звук в слове, изображенном на выпавшей картинке, а потом придумать и предложение с этим героем. Игра «Накорми животное» может использоваться не только в дыхательной гимнастике, но и в фонематическом строе слова: накорми животное тем фруктом, в котором есть звук «К», ребёнок выбирает фрукт с заданным звуком и задувает его в рот проголодавшемуся животному.
Важную роль играют упражнения на развитие мелкой моторики. Кроме подобранных картотек с пальчиковой гимнастикой, которая должна быть у каждого воспитателя, я хочу продемонстрировать пособия, развивающие моторику рук. (ИГРАЕМ)
Для того чтобы игры были востребованы и интересны детям, они изготавливаются в соответствии с актуальностью современного мира. Например, чемпионат мира по футболу не прошёл бесследно. Многие игры оформлены в спортивном стиле, так как 2018 год был объявлен годом детского спорта.
Подводя итог, на основе своей практики, я могу сделать вывод, что правильная речь выпускника детского сада это результат кропотливой, ежедневной работы педагога, а главная награда за его труд это радостный детский смех.
Букву я дарю в подарок,
Чтобы помнили урок!
Пусть она Вам помогает
Душу, разум исцеляет.
Принесите в детский сад
Каждый пусть увидеть рад
Наше вкусное угощение
Будет лучшее повторение!
Подготовила: воспитатель Константиненко О. С.