Валиева Айгуль Тимергалиевна
Опыт работы «Как активизировать у дошкольников интерес к математическому занятию»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Как активизировать у дошкольников интерес к математическому занятию?»
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребёнка в детском саду. Познавательный интерес – ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания, так как: - интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний; - развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей; - создаёт более благоприятный фон для протекания всех психических процессов. Важнейшим средством интеллектуального развития ребёнка – дошкольника является изучение математике в детском саду. И что изучает этот предмет мне хотелось бы немного напомнить :
Публикация «Опыт работы „Как активизировать у дошкольников интерес к математическому занятию“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
Цель математического развития дошкольников
• Всестороннее развитие личности ребенка.
• Подготовка к успешному обучению в школе.
• Коррекционно-воспитательная работа.
Задачи математического развития дошкольников
1. Формирование системы элементарных математических представлений.
2. Формирование предпосылок математического мышления.
3. Формирование сенсорных процессов и способностей.
4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.
5. Формирование начальных форм учебной деятельности.
Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ
I. «Количество и счет» : представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
П. «Величина» : представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
III. «Форма» : представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях.
IV. «Ориентировка в пространстве» : ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении.
V. «Ориентировка во времени» : представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
Значение обучения детей математике
Обучение ведет развитие, является источником развития.
Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентироваться на «зону ближайшего развития».
Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.
С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.
Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.
Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др., рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).
Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.
Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.
Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка
Умственное
Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические ЗУН
Физическое
Развивается мускулатура кистей рук, спины, глаз
Трудовое
Математика является тяжелым трудом
Нравственное
Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность
Эстетическое
Красота математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей
В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:
• наглядно-действенное;
• наглядно-образное;
• словесно-логическое.
Логические операции Примеры заданий дошкольникам
Анализ (разложение целого на составные части) — Из каких геометрических фигур составлена машина?
Синтез (познание целого в единстве и взаимосвязи его частей)
— Составь дом из геометрических фигур
Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия)
— Чем похожи эти предметы? (формой)
— Чем отличаются эти предметы? (размером)
Конкретизация (уточнение) — Что ты знаешь о треугольнике?
Обобщение (выражение основных результатов в общем положении)
— Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб?
Систематизация (расположение в определенном порядке)
Поставь матрешки по росту
Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков)
— Разложи фигуры на две группы.
— По какому признаку ты это сделал?
Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений) — Покажи предметы круглой формы
Значение познавательного интереса :
• активизирует восприятие и мыслительную деятельность;
• расширяет кругозор;
• способствует умственному развитию;
• повышает качество и глубину знаний;
• способствует успешному применению знаний на практике;
• побуждает самостоятельно приобретать новые знания;
• меняет характер деятельности и связанные с ней переживания (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);
• оказывает положительное влияние на формирование личности;
• оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);
Пути активизации интереса к математике :
• связь новых знаний с детским опытом;
• открытие новых сторон в прежнем опыте детей;
• игровая деятельность;
• словесное возбуждение;
• стимуляция.
Психологические предпосылки интереса к математике :
• создание положительного эмоционального отношения к педагогу;
• создание положительного отношения к занятиям.
Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП :
• объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);
• работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.);
• связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит? К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»);
• интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.);
• посильные задания и помощь в преодолении трудностей {ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей);
• положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность);
• побуждение инициативы и др.
^
Успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, настолько ребёнок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.
Занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме
Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременном условии является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.
.Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой занимательны материал можно включать основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В самом начале занятия можно использовать несложные занимательные задачи в качестве «умственной гимнастики».
Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей.
Знакомство с занимательным материалом начинается в непосредственно организованной образовательной деятельности. В средней группе занятия по математике организуются 1 раз в неделю, длительность 20 минут. Занятия носят тематический характер. В соответствии с целью и задачами подбирается необходимый материал.
Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная
В работе с детьми средней группы в самостоятельной и индивидуальной деятельности используются развивающие тетради, основная функция которых заключается в активации самостоятельного выполнения заданий математического содержания; упражнении в умениях; развитии логических операций. Ценность их состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, закрасить и т. п., что соответствует возрастным возможностям.
Непременным условием развития детского математического творчества и активизации интереса к математическим занятиям, является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, занимательный математический материал.
Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, организационную, коммуникативную функции.
Важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. Развивающая среда открытая, динамично изменяемая, меняется в зависимости от темы, задач на данный период.
Для эффективного решения образовательных задач очень важно оснастить группу детей необходимыми игровыми пособиями. В игровой комнате отводится специально оборудованное место (стол, стулья, свободный доступ, где концентрируются все игры и пособия – и называться этот уголок “Центр занимательной математики”.
Математический уголок наполнен раздаточным счетным материалом, занимательным и познавательным математическим материалом, логико-математическими играми, наборами геометрических фигур, познавательными книгами, развивающими тетрадями.
Это и игры «Подбери по цвету (по нескольким цветам, по форме)», «Подбери заплатку», «Направо – налево», «Геометрическое лото», «Фигуры», «Забавные кубики», «Большой – маленький», и логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизинера, кубики Никитина, альбомы для игр с ними, математический планшет и т. д.
Ценность игрового материала - в разнообразии действий с ним детей: подбор деталей, вкладышей, построение ряда по убывающим или возрастающим размерам, вкладывание предметов друг в друга, подбор по форме и размеру (игры «Собери так», «Чья башня больше?», «Что там?») .
В группе могут быть настольно-печатные игры «Заплатки», «Формы», «Цвет», «Что не так», «Умный шнурок», которые позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости.
Особое место отведено геометрическим головоломкам «Танграм», «Собери фигуру», мозаике, конструкторам.
Разнообразные лото (табличное, «Собери под зонтики», домино помогают закрепить полученные знания и поупражняться в классификации
Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.
Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.
Наилучших успехов в активизации дошкольников интереса к математическому занятию можно добиться совместно с родителями. С ними проводятся различные мероприятия: групповые родительские собрания, консультации, конкурсы и др.
Одно из первых собраний в этом году в нашей группе, т. к. наш детский сад поставил второй годовой задачей, работу по математическому развитию, было на тему: «Использование игровых практических ситуаций в развитии математических способностей детей». В другой группе собрание прошло в форме семинара, на нем родители сами поделились своим опытом занятий с детьми. Были проведены консультации, как заинтересовать детей занимательными математическими играми, знакомство родителей с подборкой литературы по развитию математических представлений, а так же с новинками игр математического характера.
Родителям следует давать конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр: головоломок с палочками, логических упражнений и др. Учитывая индивидуальные возможности ребёнка, воспитатель даёт советы родителям по организации той или иной игры. При этом он напоминает цель руководства: побуждение ребёнка к деятельности, осуществлению последовательных действий и развитие умения планировать их в уме, приучение к умственному труду и др.
Знакомя родителей с приёмами руководства играми, методикой их проведения, воспитатель организует просмотр игр, в которых используется занимательный материал, а также наблюдение за самостоятельными играми детей.
И так мы подведем итог, как же активизировать у дошкольников интерес к математическому занятию?
1. Воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.
2. Интересной подачи материала.
3. Интересная для детей деятельность.
4. Положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность);
5. Организация в группе «Центра занимательной математики» с разнообразным материалом.