Папки-передвижки

Русские былины как средство приобщение детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству

ольга шевелева
Русские былины как средство приобщение детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Публикация «Русские былины как средство приобщение детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству» размещена в разделах

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Культурное наследие, доставшееся нам, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.

А ведь именно былины являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. С ними стоят рядом только сказки и песни, но если вспомнить, что былины одновременно и сказывались и пелись, то их своеобразие в фольклоре станет очевидным. Однако, и пелись и сказывались былины по-особому. От песен они отличаются торжественностью тона, а от сказок величавостью, грандиозностью рассказывания. Все эти качества передаются ёмким греческим словом "эпос" : это и повествование, и речь, и стих.

Слово «былина» употребляется в народной речи в значении «быль», «былое». Уже пятьсот лет назад никто на Руси не мог сказать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они переходили от предков вместе с обычаями и обрядами. Это были заветы, которые народ глубоко чтил.

Вера в то, что могучие богатыри жили в далеком прошлом сохранилась до недавнего времени. Слово «богатырь» вошло в нашу жизнь как мера оценки людей в проявлении их возможностей и лучших качеств. Но богатыри прежде всего - главные герои былин, рассказывающих о защите Древней Руси. Свои богатырские качества герои былин проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли.

Целью ознакомления старших дошкольников с былинами является обеспечение нравственных и этических качеств - гордости за Россию, желания подражать героям былин, любви к родителям и родной земле, защите слабых и т. д.

Степень новизны.

Мы предлагаем качественно изменить своё отношение к использованию эпосного (былинного) материала для формирования у детей подготовительной к школе группы интереса к устному народному творчеству и истории России. До сих пор былины рассматривались как одно из многочисленных дополнительных средств приобщения детей к истокам русской народной культуры, причём на былинный материал приходилась мизерная доля внимания со стороны педагогов-практиков.

Данную методическую разработку можно считать поисково-изобретательской, поскольку в ней предлагается новый взгляд на использование эпосного материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Былины рассматриваются здесь как основное средство для достижения поставленной задачи, и вместе с тем предполагаются новые сочетания известных педагогических методов и приёмов, уточняются последовательность и правила их применения.

Технология.

Работу по формированию у детей подготовительной к школе группы интереса к устному народному творчеству и истории России следует выстраивать по следующей схеме

Работа с детьми Работа с родителями

Презентация изучаемой темы Презентация изучаемой темы

Предварительная работа Обучение родителей

Сценарий совместной деятельности Организация совместных дел

Итоговая совместная деятельность

Теперь рассмотрим более подробно работу по изучаемой теме с каждой категорией участников педагогического процесса.

Как видно из предложенной выше схемы, презентация темы предполагается во всех блоках.

Работа с детьми.

Цель презентации – заинтересовать.

Поэтому здесь необходимо использовать самые разнообразные методы и приёмы. Это могут быть:

- рассказ воспитателя с использованием иллюстраций;

- показ слайдов, диафильмов.

Большую роль здесь играет выразительная речь воспитателя.

Всю работу с детьми по знакомству детей с былинным материалом предлагается вынести в блок совместной деятельности. В данной методической разработке совместная деятельность воспитателя с детьми осуществляется в три этапа:

- Предварительная работа;

- Сценарий совместной деятельности;

- Итоговая совместная деятельность.

Предварительная работа предполагает погружение ребёнка в атмосферу русской народной былины, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения с воспитателем и сверстниками. В конечном итоге обогащение ребёнка знаниями об истории России ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.

В предварительную работу обязательно включается чтение былины с последующей беседой по её содержанию. В содержание этого раздела также могут входить следующие виды деятельности:

• Разучивание русских народных подвижных игр;

• Разучивание пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т. д. ;

• Театрализованная деятельность;

• Дидактические и настольно-печатные игры;

• Музыкально-ритмическая деятельность;

• Этюды на создание выразительных образов;

• Изобразительная деятельность.

После этапа предварительной работы мы предлагаем проводить совместную деятельность по заранее разработанному сценарию. В сценариях совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается на занятиях. Организация и планирование сценариев совместной деятельности должно быть гибким, нерегламентированным по времени. Педагог должен быть готовым к импровизации, встречной активности ребёнка. В процессе осуществления такого сценария ребёнок должен чувствовать себя младшим партнёром, ведомого взрослым, который постоянно учитывает его инициативу.

Через сценарий ребёнок "проживает" события, происходящие с былинными героями, систематизирует знания, полученные на предварительном этапе работы, в игровой форме учится пересказывать былины, достаточно объёмные по содержанию, закрепляет в разговорной речи старославянские слова и изречения, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.

Для подведения итога очередного этапа работы, после знакомства детей с тремя былинами, проводится итоговая совместная деятельность. По результатам итоговой совместной деятельности педагог может определить сильные и слабые стороны своей деятельности, откорректировать методы и приёмы, используемые с детьми.

Работа с родителями.

Работу с родителями мы предлагаем строить по схеме:

Презентация изучаемой темы

Обучение родителей

Организация совместных дел

На этапе презентации важно убедить родителей в значимости темы, её актуальности, заручиться их помощью и поддержкой. Презентация темы может пройти через:

- родительское собрание;

- наглядную информацию;

- зрелищные мероприятия.

При обучении родителей можно использовать такие формы работы:

- консультации;

- папки-передвижки;

- тренинги;

- игротеки;

- родительские газеты;

- "продлёнки".

"Игротека" может выступать как самостоятельная форма работы с семьёй, так и элементом родительского собрания, семинара-практикума с родителями, консультации. При проведении "Игротеки" воспитатель вместе с родителями разучивает, например, какую-то русскую народную подвижную игру. Родители выступают в роли детей, воспитатель - в роли педагога.

При организации "Продлёнки" родителям выдаётся лист-опросник на дом и предлагается побеседовать с детьми по предложенным вопросам, например:

1. Назови героев былины "Ставр Годинович".

2. Кто тебе понравился больше всех? Почему?

3. Кто не понравился? Почему?

4. На кого бы ты хотел быть похожим?

5. Как бы ты спас Ставра Годиновича?

6. Как ты понимаешь слова Василисы Микуличны: " Я тебя из погреба своими косами вытащила"?

На следующее утро лист-опросник возвращается в детский сад.

Целью "продлёнки" является приобщение родителей к решаемой детским садом проблеме, помощь в создании благоприятного микроклимата в семье через возможность общения ребёнка с родителями на предложенную тему.

Организация совместных дел по теме "Русские былины как средство приобщения дошкольников к устному народному творчеству и истории России" предполагает:

• Привлечение родителей к сбору иллюстративного и текстового материала;

• Оснащение с помощью родителей Русской избы;

• Организация фоторепортажа на тему "Путешествуем по Древней Руси";

• Игры-викторины по типу "Что? Где? Когда?", "Колесо истории", "Поле чудес".

• Проведение Дней открытых дверей;

• Проведение фольклорных праздников, вечеров русских народных игр и забав.

Литературная страничка

Илья Муромец и Соловей-Разбойник.

В том ли в городе во Муроме, в том ли в селе Карачарове жила-была семья. И росло в той семье чадо милое - Ильюшенька сын Иванович.

Опечалил он родителей своих - был здоровьем слаб, все в избе на печи лежал и не мог он встать на резвы ноженьки.

Так пролежал на печи он тридцать лет и три годика.

Как в одно утро ранее постучали ко Илюшеньке калики-перехожие. Говорят: "Напои ты нас добрый молодец водой студеной, жажда мучает!" Отвечает им Илюшенька: "Стыдно старые за водой посылать безногого!" Тут напрягся Илюшенька и пошел по сырой земле-матушке. Лишь принес он воды студеной страничкам как они молвили: "А ты испей водицы студеной!" Выпил Илья водицы колодезной. Тут случилось чудо чудное. И почувствовал Илья в себе силу богатырскую.

А как стал Илюшенька богатырем, так отправился совершать подвиги ратные.

Узнал он, что возле города Чернигова сидит враг неведомый. Путь его был далек и опасен. Прямоезжая дорожка заколодена, заколодена дорожка замуравлена.

И на добром коне тут никто не прохаживал. Место сие называлось Черная Грязь, что у реки Смородины. Сидит там Соловей-Разбойник. И свищет он по-соловьиному, кричит по-звериному. И от этого травушка-муравушка заплетается. Все лазоревы цветочки осыпаются. Темны лесушки к земле все преклоняются. И люди, что были там все мертвы лежат.

Когда Муромец подъехал ближе, Соловей засвистел. Его добрый конь стал спотыкаться. Он берет тугой лук разрывчатый и стрелу колену, накладывает и стреляет во врага и выбивает око со косицею. Пристегнул его к стремечку и повез по чисту полю. Прямо в стольный Киев град ко князю Владимиру. И все приговаривал: "Полно тебе свистать по-соловьиному, полно тебе сиротить да малых детушек!"

Публикации по теме:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцуПриобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу Ф. И. О педагога-Иванова Елена Титовна, воспитатель высшей категории, «Отличник Образования РС (Я)» Место работы: Муниципальное бюджетное.

Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленькому человеку с большими возможностями окрашивать.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 2 часть 3 частьI. Информационно-справочные сведения об опыте: 1. Тема опыта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 часть 2.2. Задачи, решаемые в опыте: Цель моей работы: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Монотипия – Данную технику мы с ребятами использовали для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 2.5. Результативность опыта Проведение итогового мониторинга показало положительный результат данной работы: у 35,5% детей в игровой деятельности.

Опыт работы по теме «Современные технологии как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Участники проекта: Дети, родители и воспитатели старшей группы № 4. МДОУ «Детский сад №9». Продолжительность:.

Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русские былины как средство приобщение детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству
Опубликовано: 19 ноября 2015 в 19:35
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русские былины как средство приобщение детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству» (включая файлы) размещена пользователем ольга шевелева (УИ 139854) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД