Елена Кириченко
Опыт работы на тему: «Роль пальчикового театра в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №28 «Аленький цветочек» комбинированного вида» г. Минусинска.
Воспитатель группы
компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Кириченко Елена Юрьевна
«Роль пальчикового театра в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».
Публикация «Опыт работы на тему: „Роль пальчикового театра в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пальчиковый театр
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Работаю в группе компенсирующей направленности с детьми с ЗПР. У данной категории детей снижена познавательная активность, недостаточно сформирована речь, слабо развита мелкая моторика, снижена мотивация.
Чтобы заинтересовать детей и помочь сформировать навыки речи, решила включить в работу пальчиковый театр.
Цель: развитие связной детей с ЗПР посредством пальчикового театра.
Задачи:
- создать условия в предметной среде группы для игры пальчиковым театром (в том числе привлечь родителей);
- стимулировать речевое развитие детей через постановки простых сказок, разных ситуаций;
- воспитывать дружеские отношения в игре. (играть не ссорясь, договариваться, соблюдать определённые правила; просто учить играть)
Виды пальчикового театра :
(будет название +фото, остальное я говорю)
В своей работе я использую виды пальчикового театра :
- пальчиковый театр из бумаги. (Самый простой вид из бумаги, можно сделать вместе с ребенком).
- пальчиковый театр из ткани, фетра и вязаный
Один из самых долговечных и удобных в использовании, они получаются живыми, мягкими и приятными в использовании.
Внедряя в свою работу пальчиковый театр, я опираюсь на тематическое планирование.
Пальчиковые фигуры использую в режимных моментах, на занятиях, на прогулках, в самостоятельной деятельности. Вся работа проходит поэтапно, от простого к сложному.
Была проделана предварительная работа по изготовлению пальчиковых кукол с детьми.
Начинала с самого малого в режимных моментах, например:
прием в утреннее время «Встреча друга (подругу) и поздоровайся с ним», либо физминутки все это происходит с помощью пальчиковой куклы - сказочного героя. Постепенно это вошло в привычку, дети стали приветствовать друг друга утром и прощаться при расставании вечером.
Следующий этап. Проигрывали отрывки из сказок, например «Три медведя» на лексическую тему «Дикие животные». После чего детям уже самим хотелось поиграть с куклами в свои игры, например «Семья», «Новый год». Ребята сами придумывали сюжет, при этом учились составлять короткие предложения. Я как педагог, поддерживала игру, периодически включалась.
Далее дети стали разыгрывать полностью короткие сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» и пр. Сначала сказка была прочитана несколько раз, далее пересказывали сказку с помощью картинок и только потом дети смогли ее показать полностью.
Здесь дети играли не только в коллективе, они сами выбирали себе роли, запомнили кто за кем, количество героев. Мною было замечено, что детям такой вид деятельности нравится, и с удовольствием играют с пальчиковыми куклами.
В свою работу вовлекаю родителей. Для этого подготовила информационные памятки «Пальчиковый театр это важно для развития речи», по необходимости проводила индивидуальные консультации.
Родители откликнулись, стали вместе с детьми заготавливали атрибуты для пальчикового театра, дома придумывали с детьми сказку либо историю. Видео сказок отправляю родителям на мессенджер.
Работая по теме, пришла к такому выводу, что с помощью пальчикового театра дети научились играть друг, соблюдать правила. До внедрения в процесс пальчиковых кукол многие играли в одиночестве, сейчас дети чувствуют себя свободнее, группируются по интересам, пропал страх, чувствуют себя раскованней. Результаты мониторинга специалистов показывают положительный результат комплексной работы по речевому развитию.
Спасибо за внимание!