Приложение МААМ

Опыт работы «Математика вокруг нас»

Максимова Надежда
Опыт работы «Математика вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы

Математика вокруг нас.

Использование развивающей среды для формирования элементарных математических

представлений у дошкольников

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Публикация «Опыт работы „Математика вокруг нас“» размещена в разделах

Математическое развитие дошкольников — это сложный процесс, теоретическими основами которого являются:

• развитие сенсорики;

• закономерности и логика начального понимания детьми дошкольного возраста математической организации мира (число, форма и т. д.);

• учет возрастных, индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребенка при отборе содержания;

• ориентировка на личностное развитие, саморазвитие и самореализацию ребенка;

• целесообразность интегрированного подхода к процессу обучения.

Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.

Наша задача — развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Это действительно реально, если правильно, грамотно организовать окружающую (развивающую) среду ребенка.

Развивающая предметная среда — это совокупность природных, социальных и культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивают, их разнообразие деятельности. Основной неотъемлемой частью развивающей, среды являются - игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», — писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции, точка зрения «Не каждый будет математиком» безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Работая по теме «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности», я всегда ставлю педагогические задачи развития у детей памяти, внимания, мышления, воображения, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Залогом успеха в реализации данных задач, несомненно, является грамотное построение и оснащение развивающей среды в группе: создание комфортных и удобных условий для продуктивной игровой деятельности дошкольников. Важным условием в организации развивающей среды я считаю отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудовании, оптимальных с точки зрения количества и качества. Насыщений предметно-развивающей среды должна быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект «Математика вокруг нас. Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников» по овладению детьми дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.

При реализации данного проекта «Математика вокруг нас. Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников» важно целенаправленно способствовать: поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников;

• совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;

• становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени;

• доведению до автоматизма навыков счета в пределах первого десятка.

Педагогу необходимо своевременно изменять предметно-игровую среду за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр. Конечно же, важна и доступность содержания предметно-развивающей среды для - детей: игры, игрушки, различные игровые атрибуты должны располагаться не выше вытянутой руки ребенка. В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью : «Сложи узор», «Чудо-дерево», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Геометрическая мозаика», «Лего»,

пазловые мозаики, блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, счетные палочки.

Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками: «Назови фигуру», «Узнай на ощупь», «Веселый счет», «Собери картинку», «Сложи фигуру», «Танграм», «Монгольская игра», игры с плоским вариантом блоков Дьенеша («Логические фигуры», «Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин», маски с цифрами, красочный ряд натуральных чисел и т. д. Я стараюсь максимально использовать в работе с детьми игры методического кабинета, соответствующие возрасту моих воспитанников. Это развивающие игры В. Воскобовича

«Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Геовизор», «Четырехцветный квадрат», «Геоконт». Универсальность этих игр в том, что они имеют различные степени сложности, многие из них можно предложить ребенку уже с 2-3-летнего возраста. Тем не менее, эти игры не теряют актуальности даже детей постарше, ведь сюжет игры постепенно усложняется. Через игру «Сложи узор» я познакомила детей с кубиками Никитина.

В сказочно-игровой форме дети обыгрывали каждый узор: складывая домики для матрешки, елочку для отдыха в лесу, путешествовали с Волшебницей Природой по временам года, помогали гусенице превращаться в бабочку украшали разноцветными фонариками елку к Новому году. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу — этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, — и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами. «Сложи квадрат» — одна из развивающих игр по системе Никитиных. Складывая квадраты из разноцветных фрагментов (кусочков) различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей. «Чудо-соты» — развивающая игра-конструктор из серии «Чудо - головоломки». Она позволяет знакомить детей с цветом, формой, величиной: «Разложи детали по цвету» (группировка деталей конструктора по цвету); «Найди все треугольники, квадраты.» (группировка по форме); «Найди маленькие треугольники.» (группировка по величине).

Для развития тактильно - осязательных анализаторов и операции мышления можно предложить ребенку с закрытыми глазами отыскать геометрические фигуры разной величины. Эта игра способствует хорошему развитию конструктивных навыков. Здесь возможны варианты: «Собери игру», «Сделай башню», «Сделай поезд или дорожку». Дошкольник собирает из деталей конструктора заданные модули (соты, конструирует предметные формы по схемам, придумывает и складывает свои предметные формы, сюжетные картины. Игра «Прозрачный квадрат» развивает сенсорные способности (восприятие формы, цвета, величины, знакомит детей с геометрическими фигурами, их элементами, соотношением целого и части.

Развивает конструктивное умение составлять различные предметы и узоры из геометрических фигур. Игра «Прозрачная цифра» также развивает сенсорные способности (восприятие цвета, знакомство с расположением предметов в пространстве, учит детей ориентировке в пространстве, знакомит с цифрами, обучает счету.

Игра «Четырехцветный квадрат» из - серии «Квадратные забавы» развивает сенсорные способности (восприятие цвета, формы, воображения, внимание, мышление. 18 головоломок имеют 3 степени сложности. Сначала дети помогают шуту Диону расколдовать одноцветные фигурки, затем помогают шуту Диону расколдовать двухцветные фигурки. Самый сложный — третий этап, когда дети расколдовывают для шута Трина трехцветные фигурки. Детям начиная со среднего возраста, можно предложить игру «Геовизор» из серии «Волшебные забавы», развивающую сенсорные способности (эталоны формы, величины) и способствующую освоению математического содержания (геометрические фигуры, их структура, модели фигур и предметов, пространственные отношения, простейшее программирование).

Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать их возможно только в системе и основе личностно ориентированной модели общения, предлагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства. Мы создаем условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, сосчитывания, группировки, перегруппировки и т. д., - будь то занятие, игровая деятельность, прогулка или другие режимные моменты. При этом инициатива в развертывании игры, действия принадлежит ребенку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс ее развития, способствует получению результата. Например, во время уборки игрушек предложите мальчикам поставить все маленькие машинки на полку, большие – под стеллаж, а девочкам – посадить за один стол больших кукол, а за другой – маленьких. Проверьте, как дети выполнили задание. Спросите, как они расставили игрушки, сколько каких игрушек, какой они величины? Предложите им обосновать свой выбор: эта кукла (машина) меньше (больше, чем …. Спросите, каких игрушек больше. Как узнать? Часто беседую с детьми о том, какое время суток сейчас, какая погода (дождь, сыро, небо серое). Вспоминаем, какое было утро летом (солнце, небо голубое, тепло). Рассказываю осенние приметы: «В октябре лист на дереве не держится»; «В сентябре лето кончается, осень начинается». На прогулке спрашиваю у детей, какое сейчас время суток. Интересуюсь, чем дети будут заниматься утром, днем, вечером. Спрашиваю, какие изменения происходят в природе (дни становятся короче, а ночи длиннее). Предлагаю вспомнить, какие дни были летом; когда темнело. Даю детям набор одинаковых кубиков и предлагаю построить из них два гаража: один для грузовика, другой для легкового автомобиля. Уточняю, какой гараж надо построить для грузовика, а какой – для легкового автомобиля. Из каких кубиков построены гаражи? (Кубики одинаковые, одной и той же величины). Какой гараж больше? Для какого гаража понадобилось больше кубиков? Проверяю, понимают ли дети зависимость между размером гаражей и количеством использованных кубиков. Во время сервировки столов спрашиваю, какой посуды больше: чашек или блюдец, ложек или чашек т. д.

Подводя итог вышесказанному, хочется особо подчеркнуть, что развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. Такая подсказка только вредит ему! Нельзя лишать ребенка возможности и удовольствия сделать пусть маленькое, но открытие.

Публикации по теме:

«Мир вокруг нас!» «Мир вокруг нас!» (конспект занятия по познавательному развитию) Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных.

Консультация для родителей «Уличная математика или математика вокруг нас» Консультация для родителей «Уличная математика или математика вокруг нас» Цель -Закреплять знания, полученные на занятиях по ФМП: порядковый.

Долгосрочный педагогический проект «Математика вокруг нас» Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Презентация «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде» Тема проекта:  Узоры и орнаменты на посуде. Цели и задачи проекта: Узнать что такое узор, орнамент и как украшают посуду разнообразными узорами?.

Проект «Мир вокруг нас» ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТА тип - педагогический; по характеру содержания - сотруднический; по характеру контактов – открытый; по продолжительности.

Проект «Прекрасное вокруг нас» Проект «Прекрасное вокруг нас» Использование нетрадиционных изобразительных технологий при работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Проект «Симметрия вокруг нас»Проект «Симметрия вокруг нас» Пояснительная записка Образовательное учреждение: НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ.

Проект «Вода вокруг нас» Проект «Вода вокруг нас» Авторы: Тиганова Татьяна Леонидовна Вид проекта: познавательно - исследовательский Продолжительность: среднесрочный.

Программа «Мир вокруг нас» «Шарбаты ауданыны №2 жалпы негізгі білім беру мектебі» ММ ГУ «Основная общеобразовательная школа №2 Щербактинского.

Проект «Мусор вокруг нас» Проект «Мусор вокруг нас». Мусор- проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Математика вокруг нас»
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 12:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Математика вокруг нас»» (включая файлы) размещена пользователем Максимова Надежда (УИ 1392013) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД