Алла Голудина
Проект «Симметрия вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Образовательное учреждение: НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО».
Полное наименование проекта : «Симметрия вокруг нас».
Разработчик проекта : Голудина Алла Александровна, воспитатель.
Тип проекта : познавательно-конструктивный.
Участники: дети старшего дошкольного возраста.
Актуальность
«Симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». Г. Вейль
Публикация «Проект „Симметрия вокруг нас“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
«…Быть прекрасным – значит, быть симметричным и соразмерным». Платон
С симметрией мы встречаемся всюду. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания. Она широко проявляется в наскальных рисунках, в первобытных изделиях труда и быта, что свидетельствует о её древности.
Понятие симметрия впервые было введено скульптором Пифагором, который понимал под симметрией красоту человеческого тела и красоту вообще, а отклонение от симметрии определил термином «асимметрия». Под словом «симметрия» подразумевали такие понятия, как «гармония», «пропорция».
Многие люди даже не задумываются, проходя мимо обычных, на первый взгляд, вещей о том, какой удивительной формой эти объекты обладают и с какой точностью они созданы природой или человеком. Симметрия окружает нас, находя своё проявление, как в живой, так и в неживой природе.
Однажды на ОД по рисованию мы с детьми учились рисовать человека. Когда я объяснила им что, человека надо рисовать, сохраняя пропорции, глаза должны быть симметричны, то эти термины для большинства детей были не знакомы. Тогда и зародилась у меня идея провести проект по теме «Симметрия», которую можно рассмотреть во всех видах деятельности: в природе, математике, конструировании, художественно-эстетической деятельности.
Все выше изложенное и побудило нас обратиться к проблеме: обогатить познавательный опыт детей, через объекты окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
Таким образом, это доказывает особую значимость и актуальность разработки познавательного проекта «Симметрия вокруг нас».
Цель и задачи проекта
Цель: Познакомить детей с математическим понятием симметрия, через разные виды деятельности.
Задачи:
Для детей:
Образовательные
• Учить распознавать симметрические фигуры среди других.
• Познакомить с использованием симметрии в природе, архитектуре, искусстве, технике.
• Закреплять представления о разных видах сенсорных эталонов (представления о цветах спектра, геометрических фигурах, математических представлений (отношениях по величине, части (часть, целое, определений расстояний).
• Формировать математическое мышление, интерес к конструированию, художественно эстетическому развитию.
Развивающие
• Развивать умения анализировать и сравнивать предметы, ориентироваться на себе и в пространстве.
• Расширять кругозор, творческие навыки.
• Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о предметах, объектах ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах.
Воспитательные
• Воспитывать чувство взаимовыручки, любознательности, самостоятельности.
• Воспитывать желание выражать свои мысли, впечатления, используя речевые средства.
Для родителей:
Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Гипотезой проекта является предположение о том, что познавательная деятельность обеспечит познавательно-конструктивную активность детей, посредством использования методов наблюдения за окружающим миром объектами и явлениями, игрового моделирования и экспериментирования, рассматривая иллюстраций, использования разнообразных игр и упражнений.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Повышение познавательной активности.
2. Расширение представлений о разнообразии конструктивных играх и постройках.
3. Обогащение речи словами: часть, целое, графический диктант, симметрия, колонна, архитектура …
4. Участие в совместной познавательной, продуктивно-творческой деятельности с взрослыми и сверстниками.
Для родителей:
1. Участие в совместной деятельности с детьми.
2. Повышение родительской компетентности по проблеме познавательно-конструктивного развития ребенка.
Продукт деятельности:
1. Выставки художественного творчества: лепка «Варежки», «Симметрический орнамент», рисование «Симметрическая архитектура», объёмная аппликация «Волшебный лес».
2. Выставка математических заданий: «Зеркало», «Бусы», «Линии и узоры», «Графический диктант: «Простой узор», «Дом».
3. Конспекты ООД.
4. Дидактические игры: «Симметрические узоры», «Математическая симметрия».
5. Пополнение картотеки игр по лего-конструированию: «Симметрическая цепочка», «Найди ошибку в цепочке», «Симметрические фигуры», «Симметрический круг», «Симметрическое конструирование по схеме» …
6. Презентации «Симметрия вокруг нас», «Симметрия в искусстве», «Симметрия в архитектуре».
7. Сценарий мастер-класса «Нас окружает симметрия».
Литература
1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. Детство: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты, методические рекомендации.
3. Мельникова О. В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструктивные модели. Волгоград: Учитель. 2016.
4. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н, Ржевцева И. Н. Математика от трёх до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. – СПб. : «Детство – пресс». 2003.
5. Интернет источник:
1. https://planetadetstva.net/vospitatelam/srednyaya-gruppa/chto-takoe-simmetriya-razvivaem-myshlenie-detej.html
2. https://ideas4parents.ru/lyubopyitnaya-matematika/simmetriya-igryi-dlya-detey-kotoryie-formiruyut-matematicheskoe-myishlenie.html
3. https://www.informio.ru/publications/id2254/Simmetrija-vokrug-nas
Описание опыта работы
Для того чтобы внедрить проект «Симметрия вокруг нас», определила состояние предметно-развивающей среды, провела педагогическое наблюдение детей, по проблеме развития познавательной деятельности.
В процессе работы опиралась на основную образовательную программу дошкольного образования НРМДОБУ Д/С «БУРАТИНО» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155, утвержденный 17октября 2013г.
Для обеспечения познавательной активности детей в проекте «Симметрия вокруг нас» использовала методы: наблюдение за окружающими предметами и явлениями, игрового моделирования, конструирования и экспериментирования, рассматривание иллюстраций, презентаций, беседа. Одной из форм работы была совместно - практическая деятельность детей с родителями.
Реализация проекта проходила в несколько этапов:
На первом подготовительном этапе было проведено педагогическое наблюдение сформированности умений и навыков у дошкольников. Для проведения различных видов деятельности подобрана методическая литература по теме «Симметрия вокруг нас», постановлены цели и задачи, определены методы и приёмы, составлен перспективный и тематический план. Подготовлен необходимый материал (конструктор лего мелкого и среднего размера, геометрические фигуры, для рисования, аппликации и лепки). Для развития познавательной деятельности оформлена предметно-развивающая среда (дидактические игры, игры-упражнения, иллюстрации, слайдовые презентации). Подобраны проблемные ситуации, составлены вопросы для бесед, разработаны конспекты основной образовательной деятельности с детьми. Для родителей, составлены информационные листы по реализации проекта «Симметрия вокруг нас», конспект мастер-класса на тему «Нас окружает симметрия».
На втором организационном этапе в первый день во вторую половину дня предложила детям мозговой штурм «Что такое симметрия?». Они делали свои предположения, доказывая свою точку зрения. Посмотрев презентацию «Симметрия вокруг нас». Дети познакомились с понятием «симметрия», её видами. Совместно сделали вывод: симметрия – это красота, гармония в жизни, она есть во всём. Закрепив свои предположения поиграли в игры: «Симметрический узор» (пазлы, «Симметрическая цепочка», «Найди ошибку в цепочке» (из кубиков лего)».
На второй день в первую половину дня во время образовательной деятельности более подробно познакомились с зеркальной симметрией.
На познавательном развитии по математике провели эксперимент, приложив половинку рисунка к зеркалу. Во время заданий «Простой узор», «Зеркало», «Бусы» учились рисовать по клеточкам зеркально, симметрично.
Закрепили зеркальную симметрию на художественно-эстетическом развитии – аппликации, по теме «Сказочный лес». Где дети познакомились с искусством силуэта, учились создавать сюжетную композицию из вырезанных фигур (ёлочек, животных) по самостоятельно нарисованному контуру на бумаге, сложенной пополам. Учились создавать композицию – размещая силуэты животных на панораме летнего леса.
На третий день во вторую половину дня во время творческой мастерской «Лего-Мастер». С детьми закрепили понятие «Симметрия в природе» через беседу и рассматривании иллюстраций (симметрия на листьях деревьев, цветах, животных, насекомых, в играх с лего конструктором «Симметрические фигуры», «Симметрический круг». Учились создавать симметричные конструкции из кубиков лего читая конструктивную карту.
На четвёртый день в первую половину дня во время образовательной деятельности более подробно познакомились с центральной симметрией (поворотной).
На познавательном развитии по познанию объектов живой и неживой природы рассмотрели иллюстрации разных объектов оценивая их симметричность, в центре природы более подробно рассмотрели центральную симметрию, с помощью цветка. Далее опытно-экспериментальным путём доказали симметрию цветка, вырезав её из квадратного листа бумаги сложенной пополам 3 раза. В игре «Математическая симметрия» создали симметрический узор из геометрических фигур.
Закрепили центральную симметрию на художественно-эстетическом развитии – лепка, по теме: «Орнамент». Дети посмотрели презентацию «Симметрия в искусстве», познакомились с новым способом лепки «Цветовая растяжка». Учились создавать центральную симметрию из пластилина при помощи шаблонов с орнаментами.
На пятый день во вторую половину дня через беседу «Где, ещё можно наблюдать симметрию?» дети познакомились с переносной симметрией (трансляционной). Рассмотрели презентацию «Симметрия в архитектуре», поиграли в игру «Дом» из лего конструктора, выполнили задание: «Графический диктант - дом», создали симметрическую архитектуру с помощью восковых карандашей.
В течение всего проекта, дети учились наблюдать за окружающим во круг, беседуя и рассматривая презентации учились делать выводы о симметрии. А свои наблюдения переносили в самостоятельную деятельность, что прослеживалось в творчестве, дидактических и конструктивных играх.
В центре творчества дети рассмотрели орнамент на одежде, закрепили способ лепки «растяжка», создали орнамент стеком на варежках.
В центре лего-конструирования самостоятельно создали симметрическую архитектуру, играли в игры, познакомившиеся на занятиях.
В центре математике выполняли задания «Линии и узоры», создавали разные узоры из геометрических фигур, решали математические примеры и задачки используя свой «дом», собранный из лего конструктора.
Таким образом, игры и упражнения помогли детям приобрести уверенность в собственные силы, развить интерес к творчеству, логическое мышление, продемонстрировать свои навыки, способности, получать реальный результат от общения. Художественно–продуктивная деятельность способствовала воспитанию художественного вкуса, развитию эстетического восприятия, чувства формы и композиции.
На третьем этапе были оформлены результаты работы, систематизирован материал, оформлена выставка совместных работ.
На завершающем этапе наиболее эффективной и интересной для детей явилась детско-родительская встреча на мастер-классе, по теме «Нас окружат симметрия». Где дети задавали родителям вопросы о симметрии, сравнивали их со своими выводами. Продемонстрировали им свои знания о симметрии, познакомили с видами симметрии играя с лего-конструктором. Также родителям были предложены варианты игры с лего-конструктором для развития математических способностей детей.
Таким образом, совместная конструктивная работа, доставила огромную радость и удовольствие, как ребёнку, так и родителю, они приходили на помощь друг другу. Массу положительных эмоций вызывают у детей семейные встречи. Когда каждый ребенок может почувствовать, что живет в счастливой, дружной семье, ощутить любовь и внимание близких.
На четвертом этапе организована презентация выставки с математическими заданиями: «Зеркало», «Бусы», «Линии и узоры», «Графический диктант: «Простой узор», «Дом», художественным творчеством: лепки «Варежки», «Симметрический орнамент», рисования «Симметрическая архитектура», объёмной аппликации «Волшебный лес».
Оформление и демонстрация своих работ повысило эмоциональный настрой детей, поспособствовало составлению описательного рассказа о проделанной работе.
Таким образом, познавательно-конструктивная деятельность обеспечивает познавательно-математическую и речевую активность детей, посредством использования методов наблюдения за окружающим миром (объектами и явлениями, игрового конструирования и экспериментирования, рассматривая иллюстраций, использования разнообразных игр и упражнений (по математике). А участие родителей в совместной деятельности с детьми способствует повышению родительской компетентности по проблеме познавательно-конструктивного развития ребенка.
Вывод
Делая вывод, мы можем сказать, что по реализации проекта «Симметрия вокруг нас» были получены следующие результаты:
1. Дети научились видеть симметрию во всём, определять её вид.
2. Познакомились с разнообразием конструктивных игр и построек.
3. У них повысился интерес к познанию: решению математических задач и примеров.
4. Обогатили свою речь словами: часть, целое, графический диктант, симметрия, колонна, архитектура …
5. Научились делать выводы, доказывая экспериментальным путём.
6. Дети научились создавать симметрические узоры (из бумаги, пластилина, геометрических фигур, симметричные конструкции из кубиков лего.
7. Родители повысели свою компетентность по проблеме познавательно-конструктивного развития ребенка.