Татьяна Сумзина
Опыт работы на тему «Формы работы и методы воспитателей ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: разработка и внедрение в практику модели работы, способствующей гармоничному росту, сохранению и укреплению здоровья воспитанников с разными возможностями и разным уровнем физического развития в условиях ДОУ.
Задачи:
Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей ДОУ.
Публикация «Опыт работы на тему „Формы работы и методы воспитателей ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование компетентности здоровьесбережения дошкольников.
Способствовать сохранению и креплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
Увеличить охват дошкольников дополнительными образовательными услугами по физической культуре, спорту и оздоровлению.
В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей. Важной задачей является охрана и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы, так как проблема оздоровления воспитания и развития - компания не одного дня и требует длительного периода времени на целенаправленную, систематически спланированную работу специалистов детского сада, родителей. Поэтому одним из основных приоритетных направлений моей работы является физкультурно-оздоровительная работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и приобщения к ценностям здорового образа жизни.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, в своей работе нужно оценить три направления:
• Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
• Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в комплексе с медицинским работником детского сада.
• Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей.
Работая по данному направлению, организовывается разносторонняя деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса профилактических, воспитательно-образовательных работ.
В работе применяют различные формы двигательной активности. Используют разнообразные виды утренней гимнастики: это ритмическая гимнастика под музыку, гимнастика с комплексом дыхательных упражнений, также гимнастика на открытом воздухе или в музыкальном зале (в зависимости от погодных условий, пальчиковая гимнастика, игровые двигательные упражнения, физкультурные минутки, динамические паузы, подвижные игры на воздухе, физкультурные занятия. С целью заинтересовать детей используются разнообразные формы проведения занятий.
С детьми проводятся беседы о здоровой пищи, как устроен организм человека, как работают основные системы и органы (опорно-двигательная, мышечная, пищеварительная, кровообращение, дыхание). Важно при этом сформировать у ребёнка умение прислушиваться к своему организму, помогать ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы, говорящие о состоянии всех органов и систем. Чтобы стать сильным и ловким надо заниматься физкультурой и спортом. Дети учатся приемам расслабления, самомассажу, разминке в постели, проведении закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи.
На занятиях мной осуществляется контроль по воспитанию правильной осанки и формированию свода стопы. Во время занятий я обращаю внимание на дыхание, особенно во время занятий на открытом воздухе.
На основе результатов педагогических наблюдений делается заключение о соответствии содержания и методики проведения физических упражнений требованиям программы и физической подготовленности детей.
Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках, которые проводятся в первой и второй половине дня. С детьми в зимний период времени организуются прогулки, подвижные игры, катание с горки.
В летний период времени проводятся закаливающие процедуры: контрастное обливание ног, закаливание воздухом, принимаем солнечные ванны, всё это благоприятно сказывается на укрепление здоровья детей. И то и другое обеспечивает высокий закаливающий эффект.
В работе с детьми так же применяю точечный массаж головы, ног, ушных раковин, кистей рук, ножных стоп. Занятия спортивными играми и упражнениями направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.
Понимая важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, в работе с детьми использую здоровьесберегающие технологии, которые реализую с помощью различных форм и методов.
Здоровьесберегающие технологии, формы и методы работы помогают сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, повышают результативность воспитательно – образовательного процесса.
Во всех видах деятельности я использую оздоровительные валеологические паузы, что позволяет детям снять утомление, активизировать их внимание, повысить умственную работоспособность. Я провожу их в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений, включая пальчиковые упражнения, психогимнастику, игры на релаксацию.
Большое внимание я уделяется на развитие навыков и умений в области охраны здоровья, соблюдению правил пожарной безопасности, профилактики детского травматизма. С этой целью мною проводятся познавательные занятия, организую просмотр мультфильмов по DVD из серии «Уроки тетушки Совы», «Знай своё тело», «О микробах», «Королева щётка».
Немаловажное значение имеет правильно организованный здоровый сон. Для быстрого спокойного засыпания в работе используются релаксационные игры, музыкальное сопровождение, сказки. Во время подъема детей использую бодрящую гимнастику. Ее цель поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
Во время занятий учитываю разную степень их подвижности, дифференцированно подхожу к дозировке физических упражнений, использую метод наглядного показа, пальчиковую гимнастику. Такая гимнастика тренирует у детей мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Чаще провожу с детьми с речевыми проблемами.
Совместно с сотрудниками детского сада, проводим спортивные праздники, интересные игры, эстафеты. Целью таких праздников является активное участие детского коллектива, посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.
В ДОУ созданы все условия для полноценного физического развития ребёнка. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
Дети к 6 годам овладели основными культурно-гигиеническими навыками, соблюдают и самостоятельно выполняют их, повысилась активность в двигательной деятельности, соблюдают элементарные правила здорового образа жизни. С каждым годом отмечается повышение уровня знаний и умений.