Елена Зверева
Опыт работы музыкального руководителя по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы музыкального руководителя
Зверевой Елены Николаевны
по патриотическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста.
В основу моего опыта работы были положены педагогические идеи индивидуально-дифференцированного подхода и современные тенденции развития образовательного процесса.
Теоретической основой опыта работы стали концептуальные положения музыки, педагогики и психологии.
ПЛАН
1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯОПЫТА.
Публикация «Опыт работы музыкального руководителя по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЫТА.
3. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.
4. НОВИЗНА ОПЫТА.
5. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
6. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
7. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
8. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
9. ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
«Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
В. А. Сухомлинский
«Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма»
В. А. Сухомлинский
«Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины»
К. Д. Ушинский
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем»
В. В. Путин.
1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯОПЫТА.
Опыт накоплен музыкальным руководителем второй квалификационной категории Зверевой Еленой Николаевной, стаж работы 9 лет.
Заняться заявленной проблемой меня побудиломое внутреннее стремление, состояние, желание. А также осознание того, что патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности.
2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЫТА.
Цель: патриотическое воспитание детей, формирование духовных ценностей и любви к Отечеству.
Задачи:
1. Формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной и социальной активности).
2. Формирование у детей чувства любви к своей Родине.
3. Воспитание уважительного отношения к культуре страны, народа.
4. Формирование уважительного отношения к республиканской
символике.
5. Формирование положительного отношения ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе и своим сверстникам.
Для достижения новых образовательных результатов необходимо создать новые условия.
Научно-методические:
- создание библиотеки нотной литературы, фондов аудиофайлов лучших образцов детской, народной, вокальной и инструментальной музыки, видеотеки с тематическими подборками;
- разработка сценариев праздников и развлечений;
- составление консультаций для родителей.
Информационные:
-анкетирование родителей;
- проведение открытых мероприятий для родителей;
- проведение консультаций, рекомендацийдля родителей;
- размещение фото- и видео отчетов на сайте МДОУ.
Организационные:
-привлечение родителей к участию в народных праздниках, изготовлению пособий, атрибутов, костюмов;
- организация взаимодействий педагогов детского сада.
3. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.
В патриотическом воспитании детей могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы :
• Умственное воспитание : ориентировано на развитие интереса к познанию окружающего мира.
• Нравственное воспитание : приобщение детей к моральным ценностям человечества, общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, нравственных чувств и отношений.
• Эстетическое воспитание - формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
• Физическое воспитание : под воздействием физического воспитания происходит гармоничное развитие личности.
• Экологическое воспитание : основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне.
Свою организацию музыкально-педагогической деятельности осуществляю в соответствии с современными тенденциями развития образовательного процесса:
1. Образовательный процесс ориентирован на личность воспитанника, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации; гармонии отношений с окружающими. Так решается такая тенденция развития образовательного процесса как гуманизация.
2. Я имею высшее психологическое образование и опыт работы. Поэтому процесс музыкального образования и развития дошкольников легко строится на основе таких психологических понятий и категорий как «развитие», «эмоциональность», «творчество», «способности», «мышление», «воображение», «память», «познание», «восприятие», «рефлексия».
Объясняя возрастные особенности и закономерности психического развития дошкольника, происходит повышение уровня психологической компетентности, формирование психологической культуры педагогов и родителей.
Результатом психологизации образовательного процесса является:
— повышение творческой активности;
— развитие самостоятельности;
— повышение уровня рефлексивности.
3. В реализации задач музыкального воспитания использую системный подход. При проектировании и организации своей работы соблюдаю определенный алгоритм действий:
— наличие образовательной цели и задач;
— поэтапное описание способов достижения заданных результатов;
— системное применение психолого-педагогических средств представления, восприятия и переработки информации;
— системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса.
Благодаря технологизации музыкального воспитания активизируется образовательный процесс, создаются условия для творческой деятельности детей, развития способностей.
4. В образовательном процессе все компоненты взаимосвязаны. Так формируется у дошкольника целостная картина окружающего мира. Достигается следующая тенденция развития образовательного процесса - интеграция.
5. Мною разработана информационная составляющая образовательного процесса: сформирована электронная музыкальная библиотека (песни, музыка для слушания, музыка для танцев и игр, фоновое оформление праздников и развлечений).
6. Осуществляю информационную интеграцию с родителями: информирую семьи своих воспитанников о своей деятельности путем показом результатов работы на утренниках, консультировании на родительских собраниях, в проведении мероприятий с активным участием родителей.
7. Мною также поставлена цель реализации регионального содержания — всестороннее развитие и позитивная социализации личности ребенка в социальных и культурных условиях региона.
4. НОВИЗНА ОПЫТА
В опыте представлен материал, обеспечивающий реализацию задач Типовой образовательной программы «От рождения до школы» по теме патриотического воспитания в музыкальной деятельности :
• систематизированы средства и методы работы для повышения уровня социальной компетентности каждого ребенка;
• усовершенствованы формы сотрудничества с родителями;
• Создана и развивается единая система формирования патриотических чувств посредством музыки.
В настоящее время мы переживаем непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме. Назрела необходимость качественных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации как первой ступени системы непрерывного образования подрастающего поколения, ведь от того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Задачами патриотического воспитания, является:
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств.
Дошкольный возраст — это период в жизни ребенка, когда закладывается фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил поведения. Ребенок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Этот период начальной социализации ребёнка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферам бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.
Цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Я использую на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараюсь раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.
Обобщив опыт работы, можно сделать вывод, достигнуты определенные результаты. Дети с огромным желанием поют, танцуют, проявляют интерес к песням, услышанным на занятиях.
5. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
Обобщение опыта строилось в следующей последовательности:
• Изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме социализации детей дошкольного возраста.
• Создание обогащенной предметно-пространственной развивающей среды, способствующей художественно - эстетическому, познавательному, социально-личностному развитию и творческой активности ребенка в музыкальной деятельности.
• В качестве музыкального оформления подбираю такой репертуар, который понятен и доступен для детей. Это высокохудожественные произведения русских классиков, народные мелодии, которые отвечают интересам и возможностям детей.
• Ставлю целью повышение родительской компетентности в музыкальном воспитании ребенка.
6. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к природе и родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
В результативности своей работы я уверенна. Сейчас нельзя сказать: «Есть результат». Личность ребенка будет еще формироваться долгие годы. Но уже сейчас я вижу блеск в детских глазах при разучивании патриотических песен, желание и старание при разучивании и исполнении народных танцев. И слезы радости на глазах взрослых, которые видели выступление моих воспитанников.
По результатам обобщения опыта можно сделать следующие выводы:
• Пополнилась предметно – пространственная среда, способствующая эстетическому развитию и эмоциональному благополучию детей.
• Создана единая система формирования патриотических чувств посредством музыки.
• Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями благодаря совместной музыкальной деятельности в ходе организации и проведении совместных праздников и развлечений.
7. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Опыт работы адресован музыкальным руководителям, педагогам дошкольных учреждений и имеет широкий развивающий аспект.
Перспективы дальнейшей работы :
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой развивает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к родному краю и окружающему его миру, делает личность ребенка гармоничной. И от нас с вами зависит какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой. Личности, которые руководствуются сознательным предпочтением добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовые к развитию и нравственному самосовершенствованию. Пусть вырастут настоящие патриоты.
Моя задача и в будущем продолжать работу по патриотическому воспитанию детей, помочь родителям в осознании значимости обеспечения системы психологических условий позитивно-личностного развития ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с.
2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. - 205 с.
3. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва :Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
4. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).
5. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.
6. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. - № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)
7. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
8. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
9. Ермакова Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т. В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.
10. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
11. Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 2.
12. Шаламова Е. Патриотическое воспитание : создание предметно-развивающей среды / Е. Шаламова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1.
13. Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. - № 4.
14. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста / Т. А. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6. Патриот.