Колотова Ольга
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных способов изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Маленькие волшебники»
Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные способы
Колотова
Ольга Леонидовна
Педагог дополнительного
образования
МКУ ДО ДЮЦ
пгт. Суна
Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных способов изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Объединение «Юный художник» открылось на базе детского сада «Родничок». Его посещают дети в возрасте 4-6 лет. Детям очень нравится заниматься изобразительной деятельностью. Они с нетерпением ждут занятий по рисованию. В свободное время ребята самостоятельно пользуются изобразительными материалами, постоянно что-то рисуя. Наблюдая за тем, как ребята тянутся к творчеству, возникло желание поддержать их интерес к изобразительной деятельности, углубить знания, а также выявить одарённых детей и развить их творческие способности.
В течение нескольких лет я старалась это выполнить на дополнительных занятиях по изобразительной деятельности, используя и постепенно расширяя число нетрадиционных способов изображения.
Нужны ли дополнительные занятия дошкольникам? Ответ диктует наша сегодняшняя жизнь. Она, чем дальше, тем больше требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует современное производство, где появляются новые профессии, и идут на убыль те, где нужен однообразный труд. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле.
Перед педагогами и родителями стоит важная задача: вырастить ребёнка не только крепким и здоровым, но и инициативным, способным на творческий подход к любому делу, за которое бы он ни взялся.
Педагог-новатор Б. П. Никитин выделил условия успешного развития творческих способностей :
-раннее начало занятий с детьми.
-создание среды, стимулирующей творческую деятельность
-интенсивная умственная деятельность
-предоставление большой свободы в выборе деятельности, в выборе
способов работы
-предложение ненавязчивой помощи, но не подсказки.
Принимая во внимание все эти условия, можно дополнить ещё несколько- это чувства радости, удивления, восхищения, которые должны испытывать дети на занятиях. Чем раньше развивается эмоционально- чувственный мир человека, тем ярче будет он сам и продукт его творчества. Ведущей педагогической идеей опыта считаю создание на занятиях атмосферы радости, неожиданности, удивления.
Я стараюсь реализовать необходимые условия для полноценного развития детей. Благодаря авторам программ С. К. Кожохиной, Г. С. Швайко, авторам статей Мэри Энн Кол, Пэгги Дженкинс (США, М. Шкляровой, А. Ильиной, С. Розовой у меня появилась возможность использовать передовые технологии. Интерес детей к изобразительной деятельности вызывается эффектом необычности, неожиданности, которые легко поддерживать при использовании нетрадиционных видов, способов графических изображений. Они более занимательны и доступны для детей, чем традиционные виды рисования. Таким образом, новизна моего опыта заключается в доминирующем количестве занятий, на которых используются нетрадиционные способы рисования.
Сущность опыта- создание системы развития творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности через использование нетрадиционных способов графических изображений.
Моя система работы направлена на развитие творческих способностей дошкольников через такие формы и методы организации учебной деятельности, которые оптимально соответствуют развитию творческой личности, поэтому я и поставила перед собой такие задачи:
1. Воспитывать интерес к художественной деятельности.
2. Развивать наблюдательность, память, воображение и мышление.
3. Формировать активность, самостоятельность, инициативу, навыки коллективной работы.
4. Дать детям знания о разных способах изображения.
5. Знакомить с разнообразными художественными материалами.
Исследования психологов и педагогов убедительно доказывают - только овладев способами деятельности ребёнок чувствует себя свободным и независимым в творческих проявлениях. Приобщение к любому виду творчества требует начального этапа, на котором главной заботой является знакомство с возможностями изоматериалов и их свойствами, приобретение опыта работы с ними. Постепенно я знакомлю детей с разнообразными
изобразительными средствами, такими, как: цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, акварель, акварельные карандаши, пастель, сангина, уголь, фломастеры, тушь. Дети с интересом и нескрываемым удовольствием знакомятся с приёмами изобразительных материалов и упражняются в рисовании.
На последующих занятиях дети проявляют изобретательность и фантазию в совмещении различных изобразительных материалов. Например, можно совмещать: тушь+восковыемелки+гуашь.
Масляные карандаши+ акварельные краски
Акварельные краски +фломастеры
Акварельные краски +гуашь
Гуашь+уголь
Во всех возрастных группах для развития творческого воображения даю детям на выбор изобразительный материал.
Дети сами выбирают вышеперечисленные материалы, какими бы они хотели изобразить что- либо. На основе того, какой изобразительный материал выбрал ребёнок, у него есть возможность выбрать способ изображения. Например на занятии «В мире животных» ребёнок может изобразить животных (если ребёнок выбрал гуашь)
-мазками
-пальцами
-тычками
-приёмом «сухая кисть»
-поролоном
-ватными палочками
-мятой бумагой
Если ребёнок выбрал пастель, уголь или сангину, животных можно нарисовать:
-короткими прямыми штрихами
-штрихами, расходящимися от центра по кругу
-круговой штриховкой.
При работе с красками для передачи в рисунке характерных особенностей предметов я предлагаю детям познакомиться с новыми приё мами:
1. Двухцветный боковой мазок
2. Смешивание красок без палитры
3. Двойной мазок
4. Процарапывание по сырой краске
5. Высветление цвета
Для того, чтобы помочь ребёнку вселить уверенность в своих силах, зажечь огонёк радости я включаю на занятиях мелодичную красивую музыку. Каждый педагог знает, способность детей сочинять, придумывать, рисовать требует систематического и целенаправленного развития. Развивать воображение детей можно самыми разными способами.
1. Игровые приёмы (игры-воображения)
2. Дидактические игры
«Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования»- эта тема привлекла своей актуальностью и перспективностью, так как существенно имеет отличия от традиционной системы работы. Проводить занятия с использованием нетрадиционных техник я начинаю с пальчикового рисования. Пальчиками можно рисовать: снег, дождь, солнце, листочки на деревьях, цветы, новогодние украшения на ёлке. Затем можно порисовать в технике «пальцеваяживопись» : белочка, зайчик, сова, и т д,и наконец «печать от руки»(ёжик, яблоня,лебедь,рыба) .
Кроме этих техник, мы знакомимся также:
Кляксография, пятнография
Рисование нитками
Монотипия
Рисование мыльными пузырями
Рисование по сырой бумаге
Набрызг
Печатание листьями, овощами, и т д.
Основные методы и приёмы, используемые на занятиях:
-взаимодействие со сказочным персонажем
-словесные приёмы
-игровые приёмы
-наглядные приёмы
-художественные
-музыкальный репертуар
-творческая деятельность детей
Я считаю, что мой опыт работы может быть использован воспитателями дошкольных учреждений, родителями. Главное, чтобы ребёнку было интересно, и он проявлял максимум инициативы, творчества. Все ранее выделенные психические процессы- восприятие, мышление, воображение, эмоционально- положительное отношение к художественной деятельности составляют базу каждого вида художественной деятельности. Развитие их у детей в одной какой-либо творческой деятельности положительно сказывается на овладении другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Этим объясняется феномен, неоднократно подтверждё нный жизнью: художественно-творческие способности проявляются в комплексе. Человек, пишущий стихи и рассказы, порой прекрасно рисует, музицирует. Доказательство тому- творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В Шекспира.
Литература
1. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. - М. : «Сфера», 2002
2. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. -М. : «Просвещение», 1990.
3. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль. : «Гринго», 1996.
4. Фесюкова Л. Б. От трёх до семи. Семейный альбом. - Харьков. : «Фелиа»,1996
5. ШвайкоГ. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М. : «Владос». 2000.
6. Журналы «Дошкольное воспитание» № 1- 1991 г, № 10 – 1998 г, № 1- 1999 г, № 11- 1995 г
7. Журнал «Ребёнок В детском саду» № 7 – 2002 г
8. Статьи А. Ильиной, С Розовой, М Шкляровой, Мэри Энн Кол, Пэгги Дженкинс (США)