Хозина Любовь Анатольевна
Опыт работы «Коллекционирование в ДОУ как способ всестороннего развития дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Мой педагогический опыт небольшой, но свое педагогическое мастерство я формирую поэтапно.
Передо мной, как и перед каждым воспитателям стоит вопрос - как эффективнее организовать, процесс обучения и воспитания? Время, в котором мы живём - время перемен, поэтому мне приходится принимать нестандартные решения, творчески решать возникающие проблемы.
На уровне Федеральных государственных образовательных стандартов к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено, что совместная деятельность воспитателя и ребенка является одним из основных способов реализации образовательного содержания. Решение этого вопроса открывает широкие возможности для опытно-экспериментального поиска, для внедрения педагогических инноваций, для поддержания и развития педагогического творчества специалистов дошкольного образования. Изучая методические материалы я открыла для себя новую технологию – коллекционирование. И совсем не давно стала её применять в своей работе.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.
Особенность коллекционирования заключается в соответствии основным требованиям ФГОС; в возможности реализовать индивидуально-личностный подход к обучению детей; в направленности на новые
образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений.
Что только не хранится в карманах наших детей! Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится.
Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательную или художественную ценность.
Интересным является осмысление потенциала коллекционирования как одной из культурных практик, часто зарождающихся в дошкольном детстве и бытующих на протяжении всей жизни человека. По мнению Н. Б. Крыловой, «ребенку важно осознать себя как собирателя и обладателя чего-либо уникального, чего нет у других детей и чем можно хотя бы в тайне гордиться», приобрести опыт самостоятельных «проб». Детское коллекционирование является ярким примером культурной практики дошкольников, поскольку основано на свободном выборе, самостоятельности детей, протекает в разных формах и в своем темпе.
Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Для формирования у детей этих качеств, я в группе создала развивающею предметно – пространственную среду - зона коллекционирования, в которой организую различные формы работы с детьми, направленные на развитие их активности и самостоятельности.
В процессе игры с материалами коллекций дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы, находить общее и отличное в строение, свойствах, объектов, делать логические выводы и умозаключения. Игра ставит дошкольников в условия поиска.
Коллекции в нашей группе самые разные: ракушки, камешки, крышки, фантики, игрушки из киндер-сюрпризов, скрепыши, значки, денежные монеты и многое другое. Предметы коллекций активно используем как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность.
Коллекция в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:
• в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира)
• в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, театрализованные игры
• в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд
• в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий
• в коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря и т. п.
• в изобразительной деятельности : изготовление различных продуктов детского творчества – рисунки, аппликации, макеты
• в конструировании
Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приёма, во время минут ожидания, в вечернее время).
Дети дошкольного возраста не способны справиться с коллекционированием самостоятельно. Коллекционированием надо управлять, поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка.
Для работы с детьми мною разработан план сбора и продуктивного использования коллекций.
1 этап – подготовительный:
- накопление знаний у детей о предмете коллекционирования (наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, энциклопедий и самих предметов).
2 этап – основной:
— получаемая информация систематизируется, активизируются имеющиеся представления о предмете, формируются знания;
- собирается материал для коллекции;
- принимаются правила, по формированию у детей бережного отношения к коллекции;
- предметы коллекции включаются в проведение образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации.
3 этап
– организуются выставки, творческие работы; разрабатываются коллекционные альбомы.
Цель моей работы:
развитие познавательных способностей и познавательных интересов, социально — коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через технологию коллекционирование.
Задачи:
• создать условия для развития детского коллекционирования;
• развивать любознательность и познавательную активность детей;
• способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста;
• учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное
ФГОС дошкольного образования предъявляет особые требования
к взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Коллекционирование является одной из самых эффективных технологий для решения поставленных задач и выступает как одна из актуальных форм работы не только с дошкольниками, но и с семьями воспитанников. И чтобы создать коллекцию в дошкольной группе я привлекла не только детей, но и их родителей. Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, я предложила классификацию видов коллекционирования, консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности, пригласить родителей на выставку коллекций. Они согласилась прийти к ним на помощь.
Выделяю следующие группы коллекций :
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей.
Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители, должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка).
Хочу отметить, что современному воспитателю работать непросто. Он должен постоянно идти вперёд, совершенствоваться свое мастерство, используя достижение педагогической науки, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Но именно все это делает профессию воспитателя одной из самых интересных, творческих, привлекательных.
… Ведь дети - это наше продолжение,
Наш смысл жизни, стимул и душа.
Какими они будут, без сомнения,
От нас зависит-говорю вам не шутя.