марина алымова
Опыт работы «Использование сенсомоторных игр для активизации речи дошкольников»
Введение. Актуальность темы
Речь - чудесный дар природы- не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить понятно для окружающих, грамотно, красиво. Для этого взрослым нужно приложить немало усилий. ФГОС дошкольного образования ставит перед нами задачи совершенствования речевого развития дошкольников, овладение речью как средством общения и культуры. Речь крайне важна и в плане подготовки к школьному обучению.
Публикация «Опыт работы „Использование сенсомоторных игр для активизации речи дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Актуальность моего опыта работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует совершенствованию речевой деятельности, формированию интеллектуальных способностей, а самое главное сохранению психического и физического здоровья ребенка.
Проблемы, лежащие в основе организации работы по сенсомоторному развитию детей.
Эту работу я начала с детьми младшего возраста (с 2016г., так как у моих воспитанников мелкая моторика была развита плохо, пальцы рук сгибались и разгибались синхронно, то есть действовали все вместе. Наблюдалась быстрая утомляемость и как следствие, речь детей не соответствовала возрастным возможностям детей. Такие серьезные проблемы требовали активизации работы в области сенсомоторного развития детей.
Поэтому главной целью моей работы стало : совершенствование речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук посредствам использования сенсомоторных игр.
В соответствии с целью были сформированы основные задачи:
• способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством сенсомоторных игр и упражнений;
• развивать мелкую моторику рук в разных видах деятельности, сенсомоторные способности, зрительное, осязательное и слуховое восприятие;
• повысить компетентность родителей в вопросах значимости сенсомоторных игр для детей дошкольного возраста;
Я начала свою работу с изучения методической литературы. Теоретической основой моей работы стали методические рекомендации Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина «Пальчиковая гимнастика», Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева «Физкульт привет минуткам и паузам!» (упражнения на развитие подвижности пальцев и рук, Ю. Соколова «Игры с пальчиками» и др. Отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми.
Новизна опыта состоит в систематизации материалов по развитию мелкой моторки детей с использованием нетрадиционных методик и самостоятельно изготовленных пособий, дидактических игр, отличающихся креативностью (подбор материала, цветовой колорит и т. п.). В каждой возрастной группе был составлен план работы по теме, включающий грамотное и целесообразное применение сенсомоторных игр на занятих (с учётом комплексно-тематического планирования, в режимных моментах и самостоятельной деятельности.
Я использовала в своей работе следующие сенсомоторные игры :
• пальчиковые игры;
• игры с бумагой, глиной, пластилином, песком и т. д. ;
• настольно-печатные игры: мозаика, конструктор, шнуровка, пазлы и т. д. ;
• театрализованные игры: театр теней, варежковый, перчаточный и т. д. ;
• дидактические игры;
Также использовала самомассаж в игровой форме: как традиционный (поглаживание и разминание кистей и пальцев рук) так и нетрадиционный (карандашами, мячики су джок). Провожу массаж во время проведения утренней гимнастики или после сна.
Работу по использованию сенсомоторных игр проводила в трех направлениях:
• В ходе совместной образовательной деятельности на занятиях;
• В ходе режимных моментов;
• В самостоятельной деятельности детей;
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры и манипуляции с предметами: мозаики, пирамидки, застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застегивание молний, игры с прищепками, игры с пластиковыми крышками, разбирать предметы на части и собирать их снова. Я использовала разнообразные сенсомоторные игры в зависимости от возраста.
В младшей группе применя игры с прищепками
Игра «Сними жучка с одежды» прицепляем прищепки на себя или ребенка и предлагаю ребёнку снять жучка. Это веселая забава, с помощью которой можно закреплять знание основных цветов, частей тела, одежды, изучать понятия «право» и «лево» (правая рука, левая нога).
Игра «Сделай бусы». Предлагала детям сделать бусы для куклы Кати, нанизав на нитку. Затем рассказать, каким цветом бусины. Далее с усложнением «собери бусы по схеме». И др. игры
В средней группе использовала конструктор из прищепок (собераем из прищепок робота, самолет, оленя)
Предлагала разнообразные игры с пластиковыми крышками:
«Машина» - предлагала детям подобрать колеса для машины; составление картинок из крышек; «зажги свой фонарик» - предлагала детям прикрутить крышку к своему фонарику (т. е подобрать крышку по цвету, затем усложнила предлагала положить в фонарик геометрические фигуры подходящие по цвету.
В старшем дошкольном возрасте я продолжила игры с закручиванием и откручиванием крышек, ввела новые игры:
«Во дворе» - предлагаю детям провести технический осмотр машины и светофора (предлагаю открутить и прикрутить крышки)
По такому же принципу игра «Аквариум», «Чудо дерево», пальчиковый «Твистер», «Тантамарески», «Цветочки Лепесточки».
Широко использую в своей работе пальчиковые игры. В каждой группе составляла перспективный план с учетом тематического планирования. Старшим детям предлагала детям схемы для проведения этих игр.
Серьезное внимание стала уделять театрализованным играм (пальчиковый театр, театр перчаток и рукавичек). Создала с участием родителей для проведения самостоятельно-игровой деятельности игрушки пальчикового перчаточного театра «Репка», «Теремок», «Маша и медведь» и др;
Для решения поставленной цели не достаточно усилий только одного образовательного учреждения. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления к решению проблемы. Для этого использовала традиционные и нетрадиционные формы работы.
Традиционные: консультации
- «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
-«Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей 4-5 лет»
Индивидуальные беседы «Развиваем мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
Широко использую информацию в родительских уголках, в папках-передвижках: «Как развивать речь ребенка».
Нетрадиционные: Родительские собрания в виде круглого стала, Родительское собрание «Мастерская по изготовлению Лепбука».Практикум «Играем с пальчиками развиваем речь». Разработала памятки и рекомендации «Игры на кухне».
В младшем дошкольном возрасте советовала родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, мозаики, пазлы и т. д. У мальчиков -машинки, конструкторы, у девочек –куклы. Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так же давать детям самостоятельно обслуживать себя:самому намазать булку маслом, протереть пыль, завязать шнурки так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
В средней и старшей группе рекомендовала: конструкторы (лего –дупло, Сити, техник)пазлы с крупными деталями и более мелкими.
Опытом работы в данном направлении делилась с педагогами как в детском саду так и на муниципальном уровне
• Показ открытого занятия «Зимнее путешествие» в МБДОУ в 2016 г.
• Показ занятия «Хлеб всему голова» на муниципальном уровне на заседании городского ресурсного центра в 2018г.
В результате проведенной работы я замечаю положительные изменения в речевой деятельности детей:
На сегодняшний день у моих воспитанников:
• улучшена звуковая культура речи;
• обогатился словарь дошкольников; дети с удовольствием рассказывают интересные события из их жизни, делятся впечатлениями друг с другом (о проведенных выходных, о новой игрушке, об интересной игре, о прочитанной книге дома, о новых друзьях);
А главное, мелкая моторика рук у большинства детей, развита в соответствии с возрастом, они хорошо складывают мозаику, пазлы и т. д. Участвуют в конкурсах, становятся лауреатами и победителями: «Люблю тебя я Брянщина родная» (Фурманова Милана, Марченко Лиза, Лисеенко Вероника – победители в ДОУ, «Созвездие юных талантов» (Фурманова Милана – лауреат, Леонченко Анастасия – дипломант)
Родители стали моими активными помощниками, используют рекомендуемые мною игры, понимают их значение. Работа по данной проблеме буду продолжать до выпуска детей в школу в мае 2020г.
В дальнейшем планирую опубликовать свой опыт в «Брянской учительской газете».
Я считаю что тема мной изучена полностью в 2020 -2021 году приняла решение сменить тему «Использование ИКТ в формировании когнитивных способностей на занятиях по ФЭМП».Я считаю что данная тема актуально в наше время. Вопросы использования ИКТ в обучении детей дошкольного возраста рассматривают многие ученые.
В своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения и развития детей дошкольного возраста.
Преступаю к изучению литературы по данной теме.