Альфия Евдокимова
Опыт работы. Использование моделирования при рассказывании сказок.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование моделирования при рассказывании сказок.
Актуальность
Известно, какое разнообразие приемов обучения использует педагог, чтобы дети поняли смысл произведения, усвоили его логические связи, запомнили образные обороты речи. Мы знаем, иногда дети с трудом могут передать литературный текст со всеми предъявляемыми к их монологу требованиями. Поэтому, моделирование - эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Моделирование ускоряет процесс запоминания и рассказывание сказки.
Публикация «Опыт работы, Использование моделирования при рассказывании сказок,» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
В своей деятельности я использую моделирование с целью развития связной речи и с целью научить детей использовать модели для пересказа сказок
Цель моделирования сказки :
Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов.
Развивать речь детей посредством использования произведений художественной литературы.
Для реализации данных целей, решаю следующие задачи:
Задачи
Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели.
Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки.
Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки
Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, заместителей
Этапы работы со сказкой
Для лучшего понимания детьми приема моделирования сказки, мы вначале разбираем их в разных видах деятельности – такие как :
Чтение сказок, беседа, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, кукольный театр: куклы би-ба-бо, пальчиковый театр, театр игрушек, настольный и пальчиковый театр.
Затем переходим непосредственно к работе с моделями
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок, Иногда приходится замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине (бычок-чёрный большой кружок, репка – желтый, или по величине (дед – большой прямоугольник, мышка – маленький).
Например: (показ дидактического материала) Смоляной бычок и репка.
При знакомстве со сказкой «Смоляной бычок» показываю детям на доске вырезанный из бумаги домик - «Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей, которые к нему приходили, будут вот эти кружки (черный, коричневый, серый и белый, давайте подумаем, какими кружками мы будем обозначать наших сказочных зверей». После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.
При знакомстве со сказкой «Рукавичка» дети выбирали заместители не по цвету, а по величине. На доске в центр прикреплялась бумажная рукавичка, в угол семь полосок разной длины, дети подбирали заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступала наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).
В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.
Результаты:
Использование моделирования при рассказывании сказки заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Таким образом, усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.