Елена Фильченкова
Из опыта работы «Игры с палочками Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Опубликовано 20.08.2019
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.
Публикация «Из опыта работы „Игры с палочками Кюизенера“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Палочки Кюизенера
- Темочки
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.
Игровые задачи цветных палочек
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – влево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Мне хотелось бы поделиться несколькоми игр с палочками на сравнение и на знакомство с их свойствами.
Игра “Найди меня”
Цель игры – знакомство с палочками Кюизенера :
- перечисли цвета всех палочек;
- найди все палочки красного цвета (желтого, синего, и т. д.);
- найди палочку не красного цвета;
- найди все палочки такой же длины;
- отбери по одной палочке разных цветов;
- найди самую короткую палочку и назови ее цвет (самую длинную);
- сравнить по длине две выбранные палочки; выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, синяя, красная, синяя;
- найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.
Для того, чтобы помочь ребенку сделать вывод о том, что палочки одинакового цвета – одинаковы и по длине, обратите внимание ребенка: - «Белая палочка короче всех остальных»; - «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных»; Выбрав две палочки, спросите «Эти палочки одинаковые или разные? Что у них одинаковое? Что – разное?»
Игра “Угадайка”
Спрячьте одну палочку. Предложите ребенку угадать палочку, какого цвета вы спрятали, задавая вопросы, на которые можно ответить только “да” или “нет”, например: “Эта палочка длиннее желтой?”, “Эта палочка короче черной?”.
Количественное сравнение
Игра “Где больше?”
Перед ребенком выкладывается два ряда палочек – в одном 4 палочки, в другом – 5. Ребенок определяет, в каком ряду палочек больше, и как сделать равное количество палочек в каждом ряду (убрать лишнюю или добавить еще одну). Дополнительные задания: добавьте или уберите одну палочку, палочек стало больше (меньше? покажи одну палочку, много палочек, две палочки, столько же палочек; положи столько же палочек, сколько у меня;
Пространственная ориентация
Игра “Слева-справа”
Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи синюю палочку, справа от нее положи красную, справа – голубую, снизу желтую, сверху – оранжевую» – и т. д.
Соотношение числа и цвета
Чтобы ребенок научился соотносить цвет и число, в каждой игре закрепляйте за каждой палочкой определенное число : “возьми палочку белого цвета – это палочка 1”, “розовая палочка – это палочка 2”, “голубая палочка – это палочка -3” и т. д.
Игра “Числовая лесенка”
Предложите ребенку взять палочку “1” и положить перед собой. Затем палочку “2” (розовая) положить под белую палочку так, чтобы получилась ступенька, под розовую положить палочку “3” (голубая). Далее предложите ребенку посчитать, сколько же ступенек получилось? Ребенок ставит пальчик на первую ступеньку и вместе с вами считает: “Один, два, три”, пальчик при этом “шагает” по ступенькам сверху-вниз (от верхней белой- к нижней голубой). Затем посчитайте в обратном порядке: снизу- вверх (от голубой к белой палочке) - ребенок ставит пальчик на нижнюю ступеньку и «шагает», считаем: третья, вторая, первая. Постепенно количество ступенек в лесенке увеличивается и ребенком осваивается количественный и порядковый счет. Когда ребенок освоит цвета палочек и числа, которые они обозначают, ему можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Например, нашли палочку, обозначающую число 5, положили перед собой. Ребенок строит лесенку относительно числа “5” (вверх и вниз). Далее можно перейти к более сложной задаче – называнию смежных чисел. Задайте ребенку вопрос: между какими двумя ступеньками находится ступенька 6? В случае затруднения предложите задание: сравнить два числа 5 и 6, определить, какое из чисел меньше, какое больше. Проверьте ответ с помощью палочки “1”. Поясните, что если рядом с желтой палочкой (палочка “5”) положить белую (палочка 1, то получится палочка “6”.
Если предложенных игр-заданий мало, можно выкладывать разные фигуры по картинкам-схемам. Готовые схемы можно найти в книге В. Новиковой и Л. Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал". По данному пособию можно изготовить плоский вариант картонных палочек (вырезать их из цветной вкладки). Если такие картонные полоски наклеить на полоски магнита – то можно будет в них играть, прикрепляя к холодильнику или магнитной доске.