Татьяна Ярушина
Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей 3–4 лет. Часть 3. Цифры от 1 до 5
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка №. 21 «Числа 1 и 2»
Цели: учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат
сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
Материал. Для воспитателя: магнитная доска, 2 белых квадрата 10x10, розовая полоска
20 х 10см, цифры 1 и 2. Для детей : цветные счетные палочки —3 белые и 3 розовые,
цифры 1 и 2, карточка.
Описание. Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько
Публикация «Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей 3–4 лет, Часть 3, Цифры от 1 до 5» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Младшая группа
- Палочки Кюизенера
- Темочки
белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?»
Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом.
Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик — цифра один!»
Воспитатель акцентирует внимание детей : «Белый кубик —это самая короткая "палочка"
в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.) Какое число она обозначает? (Один.)
Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы с одной стороны
совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.)
Воспитатель демонстрирует этот этап работы на доске.
«Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.) Давайте
посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. (Один, два, всего два кубика.) Какие палочки
длиннее, одна розовая или две белые? (Равные, одинаковые по длине.) Розовая палочка
обозначает число два. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.)
Почему мы ставим цифру два рядом с розовой палочкой? (Потому, что в ней две белые
палочки.)
Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку.
Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько
палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.)
Рядом с розовой палочкой поставьте два белых кубика.
Каждый этап работы воспитатель демонстрирует на доске.
«Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной высоты.)
Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую
цифру поставили под ней? (Два.) Какую палочку она обозначает? (Розовую.)
Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и посчитайте. (Один, два.)
Назовите цифры по порядку».
Карточка №. 22 «Строительство домов»
Цели: учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать
предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового
счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Цветные счетные палочки : 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2
желтые; карточка.
Описание. Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать
из них стены, пол и потолок. Затем отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу.
— Что получилось? (Дом.)
— С одной стороны дома постройте большой дом, с другой — маленький. С какой
стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?
— Сколько всего домов? — Который по счету самый высокий? А самый низкий?
— Между какими домами расположен голубой дом?
— Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?
— Сколько всего окон? — Какие окна по величине?
Карточка №. 23 «Число 3»
Цели: познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить
называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве.
Материал. Для воспитателя: 3 белых квадрата 10x10 см, розовая полоска 20х 10 см,
голубая полоска 30х 10 см, цифры.
Для детей : цветные счетные палочки —4 белые, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3.
Описание
Воспитатель дает детям задание: «Положите белый кубик, рядом справа столбиком
положите розовую палочку. Возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно
уложились в розовой палочке и положите их столбиком рядом с розовой палочкой».
Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием демонстрационных
полосок такого же цвета на доске.
— Сколько белых кубиков справа от розовых? (Две.)
— Чему равна розовая палочка, если в ней помещаются две белые? (Двум.)
— Что больше — один или два?
— Покажите пальчиком розовую палочку. Теперь покажите белую палочку. Покажите
пальчиком число один и число два. Уберите две белые палочки.
— Найдите палочку, которая больше чем розовая, и покажите ее. Какого она цвета?
(Голубого.)
— Как узнать, какое число она обозначает? (Надо измерить.)
Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает продемонстрировать
на палочках все это. Дети выкладывают под голубой палочкой разные способы
сравнения величины (розовая и белая или три белые).
Воспитатель говорит:
— Розовая палочка обозначает число два, а голубая - число три. Положите столбиком
голубую палочку рядом с розовой. Получилась лесенка.
Затем воспитатель показывает цифру 3, предлагает детям поставить цифру 3 под
палочками, обозначающими число три.
—А теперь положите цифры под белой, розовой и голубой палочками.
— Назовите цифры по порядку.
— Какое число больше — один или два? На сколько два больше одного? На сколько один
меньше двух?
— Какое число больше—два или три? На сколько два меньше трех? На сколько три
больше двух.
—Что бывает по три, найдем и посчитаем на прогулке
Карточка №. 24 «Число 4»
Цели: познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре;
учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет
от порядкового.
Материал. Для воспитателя: цифры.
Для детей : цветные счетные палочки в пределах 4, цифры, карточка.
Описание
Способ построения вертикальной лесенки (состоящей из двух ступеней) от низкой до
высокой знаком детям. Педагог предлагает детям эту работы выполнить самостоятельно.
Должно получится 3 ступени.
— Сколько всего ступенек?
— Какое число обозначает белый цвет? (Один.) Розовый цвет? (Два.) Голубой? (Три.)
—А теперь найдите красную полоску и добавьте ступеньку.
— Которая она по счету? (Четвертая.)
— Какое число она обозначает? (Четыре.)
— Давайте проверим, что красная палочка обозначает число четыре.
— На сколько число три меньше числа четыре? (На один.)
— Поставьте с красным столбиком еще один столбик, состоящий из четырех белых.
— Что больше: одна красная палочка или четыре белых? (Одинаково, поровну.)
Затем воспитатель показывает детям цифру 4 и предлагает им разложить под палочками
цифры от 1 до 4.
— Назовите их по порядку.
— Какая цифра стоит под розовой палочкой? Под голубой? Под красной?
— Скажите, какое число самое большое?
— Какое число самое маленькое?
— На сколько два больше одного?
— На сколько четыре больше трех?
— На сколько один меньше двух?
— На сколько два меньше трех?
— Каким цветом обозначается число четыре?
Карточка №. 25 «Число 5»
Цели: познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть
числительные по прядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый
счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Для воспитателя: цифры в пределах 5.
Для детей : цифры до 5, цветные счетные палочки в пределах 5.
Описание. На доске цифры 1,2,3,4. Педагог, показывая на цифры вразброс, предлагает
детям назвать их. Затем дает задание:
Сделайте из палочек лесенку, состоящую из трех ступенек. Положите под палочками
цифры. Какое число обозначает розовая палочка? (Число два.)
— К какой цвет обозначает число три? (Голубой.)
— Какое число обозначает красная палочка? (Четыре.)
— Отсчитайте четыре белых кубика и поставьте их столбиком возле красной палочки. Что
можно сказать про красный и белый столбики? (Они равны, одинаковой высоты.)
— Посчитайте по порядку, сколько столбиков в ряд? (Пять.)
— Сколько белых кубиков в пятом столбике? (Четыре.)
— Сколько кубиков надо положить на белый столбик, чтобы их стало пять? (Один.)
— Какой столбик выше —четверимый или пятый? (Пятый.)
— На сколько четыре меньше пяти, а пять больше четырех?
— Можно ли желтой палочкой заменить пять белых кубиков? Замените.
— Сколько всего столбиков? Сколько кубиков в каждом столбике?
Воспитатель показывает детям цифру 5 и спрашивает : «Где ее надо поставить?»