Приложение МААМ

Игры на развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Ирина Шошина
Игры на развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 комбинированного вида» г. Новозыбкова

Опыт работы

Тема: «Игры для развития межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель высшей

квалификационной категории

Шошина И. Г.

г. Новозыбков

«Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки

Публикация «Игры на развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

Все мы знаем, что за последние годы значительно увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей с тяжелым нарушением речи. Дети с нарушениями речевого и психического развития требуют особого внимания, так как очень часто испытывают серьезные проблемы личностного развития, самореализации и адаптации в современном мире.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Актуальность

Вот уже несколько лет я работаю с детьми с ОВЗ. В своей работе часто сталкиваюсь с невнимательными детьми, неспособными сосредоточиться и правильно выполнить заданную работу. Чаще всего это не связано с тем, что ребенок не хочет быть успешным или не старается. Причины этих проблем с учебной деятельностью связаны с особенностями анатомического строения головного мозга и его функционированием. Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а самый хороший вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. В нем обрабатывается так же речевая информация. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом, анализом и переработкой всей информации, поступающей из противоположной половины тела. Такое разделение функций, обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе. Развитие межполушарного взаимодействия является важным аспектом к подготовке ребенка к школе и его дальнейшему успешному обучению. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Анализируя выше сказанное, актуальной становится проблема поиска эффективных путей развития межполушарных связей на занятиях в целях осуществления полноценной подготовки детей к школьному обучению. Основная идея моего педагогического опыта заключается в комплексном подходе к развитию мелкой и общей моторики, развитию межполушарного взаимодействия и координации движений. Проанализировав опыт ученых и педагогов, я предположила, что с помощью специальных игр и упражнений можно выявить скрытые способности ребенка дошкольного возраста и расширить границы возможностей, гармонизировать работу его мозга.

В связи с этим я определила цель своего педагогического опыта: использование игр и игровых упражнений в развитии межполушарных связей у детей дошкольного возраста.

В достижении поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1) познакомиться с современными подходами к развитию и коррекции межполушарных связей у детей;

2) создать систему игровых приёмов, включённых в систему занятий для преодоления выявленных нарушений и развития межполушарных связей у детей;

3) повышать уровень контроля и регуляции собственной деятельности детей; совершенствовать психические функции (память, внимание, мышление) и мелкую моторику рук.

4) повысить педагогическую компетентность родителей дошкольников и воспитателей в вопросах развития межполушарного взаимодействия.

5) обучить родителей доступным приёмам развития межполушарных связей в вопросах организации условий для гармоничного развития детей дома.

Новизна педагогического опыта состоит в рассмотрении проблемы развития межполушарных связей в условиях ДОУ.

Свою работу я начала с диагностики уровня развития у детей межполушарного взаимодействия. Было проведено обследование особенностей развития межполушарных связей у детей старшей группы. Анализируя результаты проведенной диагностики по развитию межполушарных связей у детей можно сказать следующее:

межполушарное взаимодействие у детей находится на низком уровне развития :

моторика детей отличается общей неловкостью и недостаточной координированностью:

дети не способны к выполнению разных упражнений на обеих руках, с трудом переключаются с одного движения на другое, не удерживают определенные позы:

движения детей неуклюжие и неточные.

Методы и приемы организации деятельности детей :

Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации.

Игры и упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания, памяти.

Игры и упражнения, формирующие мыслительные операции.

• Кинезиологические упражнения.

• Зеркальное рисование.

Современные исследования физиологов и педагогов доказывают, что одной из причин трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста является дисгармоничная работа полушарий головного мозга. Это связано с тем, что не происходит полноценного обмена информацией между левым и правым полушариями. Каждое полушарие воспринимает и анализирует полученную информацию по-своему, тем самым обеспечивая полноценный анализ и синтез полученной информации. Нарушения взаимодействия могут быть вызваны разными причинами, как органического, так и функционального характера. К органическим можно отнести болезни матери, прием лекарственных препаратов, стрессовые ситуации и многое др. Функциональные причины – это неврозы, переучивание леворукого ребенка на правую руку и т. д. Целостность мозга состоит из функционирования двух полушарий, которые связаны между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Оно не заменимо при передаче информации из одного полушария в другое.

При разрозненности межполушарного взаимодействия не наблюдается целостного обмена информацией между полушариями. Поэтому с детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше развиты межполушарные связи, тем выше будет интеллектуальное развитие ребенка, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Основа развития межполушарных связей – кинезиологические упражнения.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и поддержании физического здоровья через двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Кинезиологические упражнения:

- совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость;

- готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю;

- помогают ребенку справляться со стрессовыми ситуациями. Образовательная кинезиология включает в себя несколько взаимосвязанных направлений, одним из которых является «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью.

Что же это такое? Это так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария. Они также способствуют запоминанию, повышают внимание, помогают в развитии речевых функций. А ведь как интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам! Такие стимулы очень заинтересовали детей и они с радостью выполняли упражнения «Лезгинка», «Ухо-нос», «Кольцо», «Фонарики», «Кулак-ребро-ладонь». Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Детям очень нравятся кинезиологические упражнения в речевом сопровождении. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.

Использование данных упражнений в своей практике позволяет мне проводить коррекционно-развивающую работу с детьми намного эффективнее. Эти упражнения не требуют особых усилий, они оптимизируют процесс коррекции речи и интеллектуальной деятельности и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Так же в структуру занятий я ввожу игры на работу двумя руками. К данному виду работ относится штрихование, рисование, раскрашивание одновременно двумя руками. В основе этих заданий лежит нейропсихологический подход, то есть одновременно с задачей совершенствования графомоторики, в нем предусмотрено развитие высших психических функций; в том числе и речи. При рисовании симметричных изображений двумя руками происходит необычное: глаза и руки не напрягаются, а наоборот, расслабляются. Одновременно с этим координируется работа в обоих полушариях головного мозга и улучшается межполушарное взаимодействие. Принцип работы заключается в том, чтобы обрисовать по очертаниям рисунка двумя руками одновременно. Сразу конечно не у всех детей получается это задание. Поэтому мы начинаем выполнять одной рукой, потом другой, и только затем двумя руками.

Для реализации этой цели использую также «Волшебные обводилки» эти упражнения направлены на формирование и развитие графомоторных навыков, координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей. Я использую набор с изображениями последовательно: от простого к сложному. Сначала дети обводят картинки подушечкой пальца одной руки, потом другой и только потом одновременно двумя руками. В своей работе нейроигры и упражнения я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Мы часто играем в игры «Звуковые тропинки», «Дай пять», «Веселые пальчики» и другие. Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр позволяет мне оказывать положительное влияние на обучение, развитие интеллекта и улучшение состояния физического здоровья.

В своей работе использую и новинки - межполушарные доски, которые являются популярным средством коррекции. Межполушарные доски и лабиринты основаны на известной среди детских психологов и педагогов методике раннего развития Марии Монтессори. Основными достоинствами использования межполушарных досок являются :

- возможность использования досок с детьми дошкольного возраста :

-высокая эффективность развития межполушарных связей, мелкой моторики;

-абсолютная безопасность применения (доски выполнены из дерева и не имеют мелких деталей);

-универсальность метода;

-доступность и простота применения метода;

-вариативность использования.

Особое значение такие упражнения имеют при работе с детьми с речевыми нарушениями, у которых нарушено не только звукопроизношение, но и мелкая моторика, присутствуют нарушения внимания, усидчивости, наблюдается скованность движений.

Межполушарный лабиринт – игровой тренажёр, для формирования межполушарного взаимодействия, представляет собой деревянную дощечку, на которой вырезан лабиринт в виде спирали или квадрата. Работа с межполушарными досками осуществляется в определенной последовательности. Сначала ребёнок знакомится с доской, последовательно проходит лабиринты сначала ведущей рукой, затем по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Постепенно ребёнок начинает работать одновременно обеими руками. Сложность упражнений постепенно увеличивается. Таким образом, в работу включаются оба полушария головного мозга, и происходит их взаимодействие.

Зеркальное рисование позволяет каждому полушарию реализовывать собственный способ восприятия и переработки информации.

Принципы обучения: от простого к сложному, 1 картинка за 1 раз, длительность занятия не более 5 минут, ребенку не должно быть слишком просто.

Начинать обучение зеркальному рисованию можно с раннего возраста. На начальном этапе это могут быть просто каракули, нарисованные пальцами или ладошками. Сюжетные картинки. На этом этапе можно переходить к рисованию простых сюжетных картинок (домик, сердечко, бабочка). Для упрощения задания на листе можно провести вертикальную линию. Обведение по контуру. Одновременное выполнение разных рисунков. Дети могут начинать с рисования геометрических фигур, например, круг и квадрат. Переход от простого этапа к более сложному зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Каждый этап не ограничен по времени.

Еще один эффективный способ развить правое полушарие – это использовать тактильные ощущения.

Тактильное восприятие (осязание) – это способность человека распознавать свойства и характеристики предметов посредством контакта с его кожей. Развитие тактильного восприятия помогает ребенку узнавать окружающий мир, оценивать свойства предметов. Ведь на ощупь мы можем определить размеры, материал, структуру поверхности, оценить примерный вес предмета. Когда ребенок дотрагивается до какого-то предмета, держит в руках, ощупывает его, мозг фиксирует и запоминает ощущения, полученные при помощи пальцев. Мозг запоминает информацию, полученную по тактильным каналам. И в следующий раз, увидев тот же предмет, ребенок уже будет представлять, каковы его тактильные свойства. Тактильные ощущения играют большую роль в развитии и формировании памяти, творческого мышления, воображения. Поэтому ребенку нужно предлагать занятия и игры, направленные на развитие чувства осязания.

Игры с сенсорной коробкой.

1. Пересыпание

Самое простое занятие. Вам понадобится, контейнер с любым сыпучим материалом, а также ложка, половник, дырявая ложка, и несколько пустых емкостей разной формы и размера. Покажите детям, как можно пересыпать крупу из одной емкости в другую «через край», с помощью приспособлений или просто руками.

2. Просеивание

Эта игра может стать логическим продолжением предыдущей, если вы играете с несколькими видами круп. Обзаведитесь удобными для детской руки ситечками с «разнокалиберными» ячейками для того, чтобы просеивать 3-4 вида сыпучих материалов.

Начать лучше с 2-х видов круп, хорошо отличающихся друг от друга по размеру.

3. Сортировка. Предложите детям задание на сортировку. Не забывайте про игровой контекст. Например, покормить курочку фасолью, а горошек отложить для маленького цыпленка, которому никак не проглотить большую фасоль. Следить за тем, чтоб дети использовали обе руки поочередно.

4. Поиски клада.

В контейнер насыпается любая крупа и кладется несколько мелких предметов (маленькие мячики, детали деревянных пазлов, крупные бусины и т. д.). Дети поочередно каждой рукой достают предметы,

Упражнения с флэш-картами.

Флеш-карточки показывают ребенку многократно и с разной скоростью, чтобы у него не пропадал интерес к занятиям. Подобная подача материала помогает развить у ребенка фотографическую память, от которой во многом будет зависеть развитие речи.

Когда ребенку показывают картинку, активизируется правое полушарие. Когда взрослый проговаривает название изображения — левое. Флеш-карточки позволяют расширить словарный запас, общие знания ребенка, а также развить предрасположенность к различным языкам. Для работы с флеш-карточкой ее необходимо расположить чуть выше глаз ребенка, на расстоянии вытянутой руки. Менять карточку надо сначала медленно, постепенно ускоряя темп. На занятиях в карточки меняются примерно с интервалом в 1 секунду. Быстрая демонстрация карточек очень важна, так как только при условии большой скорости происходит активизация деятельности правого полушария головного мозга.

Стараться повторять занятие 2—3 раза в день, используя одновременно несколько тем для показа слов.

Варианты игр с флеш - картами

Большую помощь в данной работе оказали родители моих воспитанников. Для них были оформлены папки - передвижки «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста», «Игры для развития координации движений рук для детей 6-7 лет». Также я выступила на родительском собрании по теме: «Игры и игровые упражнения для развития межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста». Все мои рекомендации были ими учтены, и они проводили коррекционную работу по данному направлению дома.

Заключение

Оценивая результаты проделанной работы, можно отметить, что дети, с которыми систематически проводились занятия, для развития межполушарного взаимодействия систематически в разных видах деятельности, показали наиболее яркие достижения в развитии интеллектуальных способностей. Предлагаемые игры и упражнения подтвердили свою эффективность на практике.

Движения детей уже носят произвольный и направляющий характер. Они самостоятельно различают виды движений, умеют выделять их отдельные элементы. У многих проявляется интерес к результатам выполнения задания. Активизируется познавательная активность, стремление действовать. Дети проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе занятий.

В результате работы выработалась система отслеживания динамики развития интеллекта детей, что позволяет родителям и педагогическому коллективу нашего детсада обеспечить условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его интеллектуального здоровья.

Применение приемов улучшения межполушарного взаимодействия в системе занятий оказало положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Дети, применяющие эти упражнения, стали смышленее и любознательнее.

По мнению родителей, развитие межполушарного взаимодействия - это не просто реальный способ помочь ребенку лучше учиться в будущем, но и путь развития его личности, раскрытия ее возможностей в различных сферах человеческой деятельности.

Для более эффективного результата благоприятным может стать продуктивное взаимодействие специалистов : музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, которые в течение дня на своих занятиях и в свободной деятельности могут использовать предложенные методы и приемы.

Список используемой литературы

1. Аралова М. А. Формирование коллектива в ДОУ: Психологическое сопровождение. – М., 2006.

2. Афонькина Ю. А. Диагностическая программа в системе предшкольного образования. Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. - Мурманск, 2006.

3. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль, 1998.

4. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. – СПб., 2002.

5. Беззубова Г. В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. - М., 2003.

6. Венгер Э. Г., Пилюгина Н. Б., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.

7. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8 лет. – СПб., 2001.

8. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. и др. Обучение дошкольников грамоте. М., 1998.

9. Зегебарт Г. М., Ильичева О. С., Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. –М. :Генезис, 2009.

10. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М., 1989. 11. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1973.

12. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. – М., 2002. 13. Марковская И. Ф. Развитие тонкой моторики у детей с ЗПР. - Дефектология, 1988, № 4.

14. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПб. ,2000.

15. Топоркова И. Г. Развиваем руки, чтоб писать и красиво рисовать. Ярославль, 2007.

16. Щербакова Т. Н. Игры с пальчиками. – М., 2001.

Публикации по теме:

Дидактическая нейроигра «Веселые ладошки» на развитие межполушарного взаимодействияДидактическая нейроигра «Веселые ладошки» на развитие межполушарного взаимодействия При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, развитие.

Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольниковИгры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников Мастер-класс «Гимнастика для мозга или развиваем межполушарное взаимодействие» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности.

Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия.Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия. Давно в своей работе использую игры на воспитание добрых взаимоотношений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Правила.

Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия».Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия». Развитие межполушарного взаимодействия Мозг -важнейший органе в организме. Он выполняет много важных функций. Главные функции мозга :.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детей Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры «Умные пальцы» для развития межполушарного взаимодействия у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры «Умные пальцы» для развития межполушарного взаимодействия у детей Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур ребёнка. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает.

Развитие межполушарного взаимодействия у детей посредством кинезиологических игр Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Дети должны жить в мире красоты, сказки, фантазии. Этот мир должен окружать ребенка.

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДООРазвитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДОО Все родители хотят видеть своих детей умными, здоровыми, коммуникабельными, но на сегодняшний день все чаще и чаще можно встретить ребенка.

Мастер-класс для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с помощью камешков Марблс»Мастер-класс для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с помощью камешков Марблс» Мастер-класс для родителей "Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста в логопедической работе с помощью камешков.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возрастаУпражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста В 90-ые годы прошлого века, в ходе практических экспериментов, ученые Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, Л. В. Фомина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры на развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 09:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры на развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шошина (УИ 1527520) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД