МААМ-картинки

Формирование речевой компетентности и навыка речевого общения дошкольников посредством приобщения к литературе

Татьяна Ткачёва
Формирование речевой компетентности и навыка речевого общения дошкольников посредством приобщения к литературе
▼ Скачать + Заказать документы

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

В ФГОС ДО среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие».

Публикация «Формирование речевой компетентности и навыка речевого общения дошкольников посредством приобщения к литературе» размещена в разделах

Годовая задача нашего дошкольного учреждения «Формировать речевую компетентность и навык речевого общения дошкольников посредством приобщения к произведениям художественной литературы с учётом требований ФГОС ДО», способствовала углубленному изучению данной темы и разработке эффективных форм работы с детьми и родителями, так как развитие речи в подготовительной группе играет важную роль, благодаря, которому готовится основа для успешного обучения детей в школе.

Глубоко понимая важность и актуальность темы, в логопедической группе «Рыбка», строим работу с детьми по речевому и коммуникативному развитию, руководствуясь Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и нормативно – правовыми документами, регламентирующими воспитательно – образовательный процесс, а так же ведём её в соответствии рабочей программы группы с учётом требований ФГОСДО.

Цель нашей работы заключается в развитии речевых умений дошкольников средствами художественной литературы.

Художественная литература является важным источником и средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности. Развитие образной речи ребенка осуществляется в единстве с развитием сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Речь становится образной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. В нашей группе мы уделяем большое внимание ребенка на образный язык сказок, рассказов, поэзии, произведений устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм : пословиц, загадок, потешек, песенок, считалок, фразеологизмов.

Для достижения поставленной цели нами были определены задачи с учё том интеграции всех образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Задачи:

Создание благоприятной речевой среды для обогащения и совершенствования детской речи;

развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой,

формирование понимания на слух текстов различных жанров детской литературы;

обогащение и активизация словарного запаса детей;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

развитие речи детей как средства общения и культуры;

развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

обеспечение полноценного развития ребенка, совершенствуя его речь, для успешной подготовки детей к обучению в школе.

Работа по данному направлению построена на основе принципов систем-ности, последовательности и преемственности.

Создавая условия для полноценного развития речи детей, мы предусмат-риваем:

- целенаправленную работу над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности при тесном сотрудничестве с родителями;

- систематическое осуществление мониторинга состояния речевого развития и коммуникативных навыков дошкольников.

На основе полученных результатов мониторинга, планируем воспитательно - образовательную работу с детьми, опираясь на принцип дифференцирован-ного и индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Важное место в работе по речевому и коммуникативному развитию детей дошкольного возраста занимает эффективная организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

В нашей группе оформлен речевой уголок, в котором накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий.

Содержание, методы, приёмы и формы организации детской деятельности отбираются в соответствии с задачами: ОД, беседа, наблюдения, чтение, обсуждение, заучивание, пересказ, путешествия по сказкам, словесные, дидактические, пальчиковые игры, логоритмика. Широко применяем минуты вхождения, при организации режимных моментов используем художественное слово. Предлагаем детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации книг в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи. В дополнение к ним использую такие формы работы, как: путешествия по сказкам, экскурсии в библиотеку, выставки рисунков, конкурсы, развлечения, театрализованные игры.

Вся эта работа проводится в групповой и индивидуальной формах взаимодействия с детьми и осуществляется не только на занятиях, но и в процессе общения с детьми во время разных режимных моментов и разных видах деятельности: двигательной, игровой, театрализованной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, трудовой деятельности, при ознакомлении с окружающим миром, с художественной литературой и т. д.

В ходе образовательной деятельности большое внимание уделяем развитию словаря. Проводим систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Постоянно идет работа по коррекции речевых нарушений, как на занятиях, так и в режимных моментах. Для создания интереса к занятиям используем опыт детей, создаем проблемные ситуации. Обращаем внимание на качество ответов детей, исправляем грамматические неточности. Все это создает благоприятную среду для развития речи детей.

В ходе знакомства детей с литературными произведениями, закрепляем знания детей о жанрах х/л, умение определять характер персонажей, понимать основную мысль произведения, делиться впечатлениями; развиваем умение связно пересказывать отрывки литературного текста; закрепляем авторов, художников- иллюстраторов. В ходе знакомства со сказками, закрепляли знания о присказках, зачинах и концовке сказки, помогали детям понять, почему сказка называют мудрой.

После знакомства с художественными произведениями, предлагаем детям пересказать произведение или понравившийся эпизод. Так же предлагаем нарисовать рисунки, где дети изображают, как сюжеты, так и отдельных героев произведений.

Мы считаем, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписиФормирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписи «Народ, не признающий своё прошлое — народ без будущего!» Современные приоритеты образовательного стандарта способствуют возрождению.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевой компетентности и навыка речевого общения дошкольников посредством приобщения к литературе
Опубликовано: 5 апреля 2022 в 16:44
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речевой компетентности и навыка речевого общения дошкольников посредством приобщения к литературе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ткачёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД