Татьяна Ткачёва
Формирование речевой компетентности и навыка речевого общения дошкольников посредством приобщения к литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
В ФГОС ДО среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие».
Публикация «Формирование речевой компетентности и навыка речевого общения дошкольников посредством приобщения к литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Годовая задача нашего дошкольного учреждения «Формировать речевую компетентность и навык речевого общения дошкольников посредством приобщения к произведениям художественной литературы с учётом требований ФГОС ДО», способствовала углубленному изучению данной темы и разработке эффективных форм работы с детьми и родителями, так как развитие речи в подготовительной группе играет важную роль, благодаря, которому готовится основа для успешного обучения детей в школе.
Глубоко понимая важность и актуальность темы, в логопедической группе «Рыбка», строим работу с детьми по речевому и коммуникативному развитию, руководствуясь Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и нормативно – правовыми документами, регламентирующими воспитательно – образовательный процесс, а так же ведём её в соответствии рабочей программы группы с учётом требований ФГОСДО.
Цель нашей работы заключается в развитии речевых умений дошкольников средствами художественной литературы.
Художественная литература является важным источником и средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности. Развитие образной речи ребенка осуществляется в единстве с развитием сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Речь становится образной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. В нашей группе мы уделяем большое внимание ребенка на образный язык сказок, рассказов, поэзии, произведений устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм : пословиц, загадок, потешек, песенок, считалок, фразеологизмов.
Для достижения поставленной цели нами были определены задачи с учё том интеграции всех образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Задачи:
Создание благоприятной речевой среды для обогащения и совершенствования детской речи;
развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой,
формирование понимания на слух текстов различных жанров детской литературы;
обогащение и активизация словарного запаса детей;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
развитие речи детей как средства общения и культуры;
развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
обеспечение полноценного развития ребенка, совершенствуя его речь, для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Работа по данному направлению построена на основе принципов систем-ности, последовательности и преемственности.
Создавая условия для полноценного развития речи детей, мы предусмат-риваем:
- целенаправленную работу над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности при тесном сотрудничестве с родителями;
- систематическое осуществление мониторинга состояния речевого развития и коммуникативных навыков дошкольников.
На основе полученных результатов мониторинга, планируем воспитательно - образовательную работу с детьми, опираясь на принцип дифференцирован-ного и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Важное место в работе по речевому и коммуникативному развитию детей дошкольного возраста занимает эффективная организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
В нашей группе оформлен речевой уголок, в котором накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий.
Содержание, методы, приёмы и формы организации детской деятельности отбираются в соответствии с задачами: ОД, беседа, наблюдения, чтение, обсуждение, заучивание, пересказ, путешествия по сказкам, словесные, дидактические, пальчиковые игры, логоритмика. Широко применяем минуты вхождения, при организации режимных моментов используем художественное слово. Предлагаем детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации книг в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи. В дополнение к ним использую такие формы работы, как: путешествия по сказкам, экскурсии в библиотеку, выставки рисунков, конкурсы, развлечения, театрализованные игры.
Вся эта работа проводится в групповой и индивидуальной формах взаимодействия с детьми и осуществляется не только на занятиях, но и в процессе общения с детьми во время разных режимных моментов и разных видах деятельности: двигательной, игровой, театрализованной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, трудовой деятельности, при ознакомлении с окружающим миром, с художественной литературой и т. д.
В ходе образовательной деятельности большое внимание уделяем развитию словаря. Проводим систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Постоянно идет работа по коррекции речевых нарушений, как на занятиях, так и в режимных моментах. Для создания интереса к занятиям используем опыт детей, создаем проблемные ситуации. Обращаем внимание на качество ответов детей, исправляем грамматические неточности. Все это создает благоприятную среду для развития речи детей.
В ходе знакомства детей с литературными произведениями, закрепляем знания детей о жанрах х/л, умение определять характер персонажей, понимать основную мысль произведения, делиться впечатлениями; развиваем умение связно пересказывать отрывки литературного текста; закрепляем авторов, художников- иллюстраторов. В ходе знакомства со сказками, закрепляли знания о присказках, зачинах и концовке сказки, помогали детям понять, почему сказка называют мудрой.
После знакомства с художественными произведениями, предлагаем детям пересказать произведение или понравившийся эпизод. Так же предлагаем нарисовать рисунки, где дети изображают, как сюжеты, так и отдельных героев произведений.
Мы считаем, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.