Наталья Емельянова
Опыт работы «Формирование у детей экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Целью моего опыта. Является формирование экологической воспитанности дошкольников.
Актуальность опыта. В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
В процессе работы над опытом обнаружились следующие противоречия:
- - между сложной экологической обстановкой и недостаточными знаниями по данному вопросу;
Публикация «Опыт работы „Формирование у детей экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
- между тем, что основной деятельностью дошкольников является игра и недостаточностью использования их в экологическом образовании детей;
- между желанием взрослых привить ребенку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии у детей дошкольного возраста осознанного отношения к природе, формирование основ экологической культуры, всестороннее развития личности ребенка.
Формирование экологической воспитанности дошкольников представляет решение следующих задач:
- развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
- формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически - ориентированного взаимодействия с ее объектами;
- воспитание заботливого отношения к природе путем систематического целенаправленного общения с окружающим миром.
Успех реализации данных задач обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- личностно - ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением экологически развивающей среды в группе и на участке;
- активным участием родителей в воспитательном процессе.
Таким образом определена новизна опыта. Новизна опыта заключается в комбинировании элементов методик по формированию у детей экологических знаний и внедрение проектного метода, инновационных игровых ситуаций для индивидуального подхода в экологическом воспитании.
Длительность работы над опытом.
Работа проводилась в течение трёх лет (2010-2013 г. г., проходила в три этапа:
1 этап Аналитико-диагностический (сентябрь 2010г. - ноябрь 2010г.)
2 этап Практический (декабрь 2010г. – март 2013г.)
3 этап Аналитико-обобщающий (апрель 2013г. – май 2013г.)
Диапазоном опыта является единая среда – организованная непосредственно образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми + взаимодействие с родителями.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Создана мини – лаборатория, где дети проводят поисково - исследовательскую деятельность с объектами живой и неживой природы. С помощью родителей создан мини – музей, где представлены поделки (совместный труд родителей, детей и педагогов) из природного материала. В «Экологической библиотеке» и «Экологической игротеке» подобраны книги и игры по экологическому воспитанию.
На территории ДОУ имеется экологическая тропа.
На участке ДОУ расположена «Сказочная поляна». На ней начиная со среднего возраста с детьми проводила тематическую НОД, играли в различные экологические игры.
НОД по экологическому воспитанию проводилась 1 раз в неделю, но она была качественно преобразована, расширена, углублена, объединена, систематизирована. Начиная со средней группы начала применять проектный метод, так как предполагалось, что совместная деятельность должна сблизить педагога, ребенка и его родителей, углубить имеющиеся знания и дать новые. В средней группе были реализованы следующие краткосрочные проекты : «Овощи и фрукты» - где дети закрепили знания об овощах и фруктах; «Снежное царство» - о свойствах снега и льда; «Волшебница вода» - о свойствах воды; «Мой любимый питомец» - о диких и домашних животных.
В старшей группе были реализованы следующие проекты : «Дерево добра» совместно со школой №21, Целью проекта стало углубление и закрепление знаний об охране природы; «Цветы на клумбе» - о росте, цветении и уходе за цветами;
«Насекомые» - углубление и закрепление знаний о насекомых;
«Чудо – огород» - о росте и уходе за луком в комнатных условиях.
В подготовительной группе – 2 долгосрочных проекта : (октябрь – февраль) – «Помогите птицам!» совместно со школой №21 - углубление и закрепление знаний о зимующих птицах; (март, апрель, май) - «Наша планета Земля» - о планете земля, о ее природе, о бережном отношении к ней.
На протяжении работы над опытом проводились циклы наблюдений.
Очень большое внимание уделялось экскурсиям.
На прогулках знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей); организовывала игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).
Часто на занятиях использовали художественную литературу.
С детьми старших и подготовительных групп проводила викторины, кроссворды, интеллектуальные игры «Знатоки природы родного края», «Сохрани природу», «День птиц», «Подводное царство».
Очень тесно велась работа по экологическому воспитанию с семьёй. В работе с родителями использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Эффективной формой работы с родителями был, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начали с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родителям даются чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Проводила такую форму работы, как консультации, например «Экологическая культура в семье», «О чем говорят растения?»
Организовывала совместно с родителями экологические акции : «Покормите птиц», «Сделаем наш детский сад чище», «Посадим дерево».
Считаю, что в результате проделанной мною работы есть положительные результаты:
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Это подтверждено результатами диагностирования детей, которое было проведено по методике О. Соломенниковой.
Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений через познавательную и игровую деятельность, перспективная, наиважнейшая задача и в процессе этой задачи я смогу воспитать экологически грамотного человека.