Светлана Цветкова
Опыт работы «Формирование математических навыков детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование математических навыков детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
«Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упустить случая,
сделать его намного занимательным»
Б. Паскаль
Публикация «Опыт работы „Формирование математических навыков детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность – Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада является одним из важных разделов Образовательной области «Познавательное развитие», задачи и содержание которой определены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Обучение математике детей старшего дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Цель: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений старших дошкольников.
Задачи:
Заинтересовать детей математическим материалом;
Увлекать и развивать у детей интерес к математике;
Закреплять полученные знания и умения;
Упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке;
Активизировать умственную деятельность.
Дидактические игры по формированию математических представлений делятся на следующие группы:
1) Игры с цифрами и числами;
2) Игры путешествие во времени;
3) Игры на ориентировку в пространстве;
4) Игры с геометрическими фигурами;
5) Игры на измерение величины;
6)Игры на логическое мышление;
7) Игры на развитие цветового восприятия;
8) Игры со счётными палочками.
В группе созданы все условия для математического развития детей. Основываясь на требования ФГОС, СанПин в группе создан математический уголок, который оснащён дидактическими и развивающими играми по всем разделам по формированию элементарных математических представлений, а также игровой занимательный материал: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Геоконт». Мною собран наглядный материал по логическому мышлению, головоломки, лабиринты, игры на воссоздание силуэтов геометрических фигур. Игры у нас находятся в свободном доступе для детей.
В своей работе я использую для формирования математических представлений у детей следующие игры:
Игры с цифрами и числами - детям очень нравится игра «Изобрази цифру», дети показывают цифры пальцами, руками. В играх «Весёлый счёт», «Весёлая зарядка», «Считай, не ошибись!» дети учатся прямому, обратному счёту, счёту вразнобой в этой игре используем мяч. Такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Назови и сосчитай», «Живые числа», «Сосчитай и назови», «Услышь и посчитай» дети учатся свободно оперировать числами в пределах десяти, также учатся одновременно считать звуки.
Игры с геометрическими фигурами – используются для закрепления знаний в форме геометрических фигур. Детям нравится играть в дидактические игры: «Какая фигура лишняя», «Собери фигуру», «Найди и назови», «Подбери фигуру», «Подбери по форме», «Геометрическая мозаика», «Сложи картинку». Детям предлагается узнать, в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата, овала, многоугольника, прямоугольника. Геометрические фигуры дети используют в виде конструктора, они собирают из них несложные фигуры. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей. «Путешествие по комнате», «Назови правильно», «Верх-низ», «Встань на место» при помощи этих игр и упражнений дети овладевают умением определять положение того или иного предмета по отношению другому. Дети с удовольствием играют в игры «Линии и точки», «Поставь точку правильно» на развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, таким образом, дети развивают внимание, воображение, мыслительные операции. Эту игру мы ещё называем графическим диктантом. В свободное время дети самостоятельно с удовольствием играют друг с другом в эту игру, взяв за основу уже использованный материал, тем самым закрепляя пройденный материал. Настольно - печатная игра лабиринт, развивает не только пространственное мышление и зрительное восприятие, обучает умению анализировать, делать логические выводы, а также развивает мелкую моторику, внимание, память. Ребёнок может двигать по листу пальцем, либо вести линию маркером. В ходе такой игры ребёнку предлагается пройти путь, не столкнувшись с препятствиями или врагами, отыскать самую короткую дорогу, идти по стрелкам в указанном направлении или провести сказочного героя к цели и др.
Игры на развитие логического мышления. Хочу поделиться с вами опытом по использованию некоторых игр на развитие логического мышления. В работе с детьми мне очень нравится использовать различные дидактические пособия, такие как палочки Кюизенера, игру «Танграм», «Колумбово яйцо», блоки «Дьенеша», «игру Воскобовича «Геоконт». Коротко расскажу об играх.
Игры на измерение величины. Взяв за основу игру «Палочки Кюизенера» я сделала игру «Полоски Кюизенера» - при помощи, которой дети могут узнать, какая полоска шире или уже, длиннее или короче, путём наложения одна на другую. Особенностью данной игры является то, что полоски в ней отличаются размером и цветом, что позволяет быстрее ассоциировать нужное число с цветом, формировать навыки измерительного сравнения по длине, ширине и высоте. Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «Через руки» ребёнка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше - меньше», «право-лево», «между», «длиннее – короче», «выше - ниже». Занятие с данным дидактическим набором позволяет ребёнку включить воображение, найти решение задачи нестандартным путём, тренируя при этом мозг.
Игра «Блоки Дьенеша». В работе с детьми использую опорные карточки-символы, которые помогают ориентироваться, при выполнении задания. Пользуясь карточками, дети называют «имя» каждого блока. В словаре детей появились такие определения: «Это красный, большой, круглый, толстый». Дети находят на карточке обозначенный красный цвет, значит сюда можно положить красный блок. Задание постепенно усложняется. Также предлагаются детям игры «Кто быстрее соберёт блоки?», «Поручение», «На своё место», «Рассели жильцов» и др. Логические блоки Дьенеша на занятии по математике можно использовать в разделе «количество и счёт», «величина», «форма», «Ориентировка в пространстве», «цвет».
Игра Воскобовича «Геоконт», в этой игре дети учатся ориентироваться в плоскости, умении быстро различать геометрические фигуры, учатся ориентироваться в познании цветов, навыки счёта. Следует отметить, дети, которые играют в эту игру, отличаются способностями более быстро и точно анализировать, сравнивать получаемую информацию, а также быстро концентрироваться на поставленной задаче, доводить дело до конца, делать логические и последовательные выводы. Также развивают моторику пальцев рук.
Игра «Колумбово яйцо» эта игра является одной из разновидностей игры «Танграм». В этой игре детям предлагается рассмотреть внимательно детали игры и найти сходство по форме её частей и комбинаций их них с реальными предметами и их изображениями. Эта игра очень сложная, но в тоже время очень увлекательная, полезная и интересная.
Игры со счётными палочками, принимая их за строительный материал, дети строят различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение; они с удовольствием выкладывают узоры, картинки, сюжеты.
Не менее важным условием по ФЭМП у детей является активное участие в образовательном процессе родителей. Так как семья играет в воспитании ребёнка основную роль, рекомендовала родителям использовать в общении с детьми разнообразные игровые приёмы, игры математической направленности «Давай посчитай», занятия со счётными палочками. Консультации «Дидактическая игра в жизни ребёнка», оформление папок –передвижек.
Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр дети усвоили элементарные математические представления по программе «Детство» без перегрузок и утомительных занятий. Опыт работы показал, что использование дидактических игр способствует повышению уровня математического развития. Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста, они позволяют расширять и закреплять знания дошкольников.