Вера
Опыт работы по формированию культуры безопасности по ПДД
▼ Скачать +Заказ
ТЕМА: «Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у дошкольников»
I. Введение
Актуальность темы, её значимость.
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
Публикация «Опыт работы по формированию культуры безопасности по ПДД» размещена в разделах
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку в наше время, в век автомобилей и высоких скоростей безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьёзную проблему.
Именно поэтому дорожно – транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующий решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Актуальность опыта определяется реальными потребностями системы дошкольного образования и раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения в окружающей его среде, освоения им соответствующих умений; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчёта на детей. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем – школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребёнка люди.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.
Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого изменяются устоявшиеся традиции восприятия проблемы, уход от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выход за рамки традиционных форм и методов работы – как организованных, так и методических, и образовательных.
II. Цель опыта, задачи
Цель опыта.
- создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
- воспитание у детей дошкольного возраста ответственного отношения к собственной и общественной безопасности.
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге,
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);
- отслеживать уровень знания и умений детей в начале и конце учебного года;
- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах;
- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми;
Задачи:
Образовательные:
-обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
- формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
Воспитательные:
-воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно – транспортном процессе.
Оздоровительные:
-обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Задачи в разных возрастных группах:
Младшая группа:
- познакомить детей с работой светофора;
- формировать представления об улице;
- учить различать виды наземного транспорта.
Средняя группа:
- уточнить знания детей о назначении светофора,
- познакомить с квалификацией видов городского транспорта, формировать навыки культурного поведения в транспорте;
- расширить представление об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения.
Старшая группа:
- продолжать закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения;
- воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте;
- познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен».
III. Содержание опыта
Работая над данной проблемой я пришла к выводу, что главная задача нас воспитателей, доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Дети обучаются не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Новизна опыта.
Новизной и отличительной особенностью опыта является формирование у дошкольников безопасного поведения на улице, через освоение правил дорожного движения, воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения на улице, в транспорте.
- в определении актуальности проблемы, стоящей перед детьми;
- в определении целей и результатов;
- в использовании форм и методов;
- в связи с окружающим миром, чтением художественной литературы, развитием речевой, конструктивной, изобразительной деятельности.
Технология опыта.
Накопление опыта культуры безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.
Ведущая педагогическая идея заключается в приобщении ребёнка – дошкольника к социально выработанным нормам поведения на дорогах и в транспорте.
Работа по обучению правилам дорожного движения представляет из себя передачу информации, решение проблемных ситуаций с учётом возраста детей через игровую информацию, общение, художественную литературу.
Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра.
«Игры размышления» («Пешеходы – зверушки», «Вышел ты на улицу») формируют способности самостоятельно пользоваться полученными знаниями.
«Игры – поиски» («Не сбей с пути», «Как бы ты поступил?») на основе проб и ошибок дети находят правильное решение проблемы.
Дидактические игры с моделированием «Прочитай письмо», «Укажи путь».
Хороший результат достигается, если сочетаются интеллектуальные и ролевые игры.
В процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями, поэтому я значительное место отвожу практическим формам обучения : наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада.
Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, принадлежит родителям, поэтому я тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу. Даю рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения. Я стремлюсь обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.
Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого я стараюсь изменить устоявшиеся традиции
восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
Воспитывая дошкольников, применяю такие методы: внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Работая с детьми, использую следующие принципы воспитания и обучения:
- единство;
- постепенность;
- доступность;
- наглядность.
Принцип наглядности - традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Воспитание общей культуры поведения начинается в младшей группе, на третьем году жизни ребенка. С этого времени начинаю готовить его к «пожизненной профессии» участника движения, пешехода.
В течение года учат различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. Проводить с детьми наблюдения за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».
Во второй младшей группе мы продолжаем работу по расширению представлений об окружающем мире; учимся понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. Организую и постепенно направляю познавательную деятельность детей на предметы, явления и
события, которые не только способствуют развитию представлений об
окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Знакомимся с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Дети узнают, что люди ездят в легковых
автомобилях, автобусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер.
В средней группе - продолжаю работу по развитию ориентировки в окружающем. Познакомила детей с трудом водителей некоторых видов транспорта, рассказывали им о назначении желтого сигнала светофора, объясняли правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара, переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора, знакомили детей со словами «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».
В своей работе с детьми широко применяла дидактические игры («Назови, о чем я расскажу», «Научим кукол правилам для пешеходов», «Кто быстрее», «Сложи светофор», «Разрезанные картинки») и др. С их помощью учили детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закрепили знания сигналов светофора, правила для пешеходов.
Дети участвовали в праздниках по ПДД («Правила движения достойны уважения», «В гостях у светофора», в которых я стремились воспитывать у детей чувство радости, интереса, желания участвовать в играх на ориентирование в пространстве, разыгрывать дорожные сценки, участвовать в веселых стартах, подвижных и дидактических играх.
В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. Их познакомили с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»).
Дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров. С правилами дорожного движения дети знакомятся на занятиях, прогулках и экскурсиях, а также в собственном «автогородке», в котором обозначены перекрестки, тротуары, остановка транспорта, установлены светофоры, дорожные знаки.
В группе много настольных игр, которые сделаны руками детей совместно с родителями. В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. Чтобы повысить интерес к дорожной азбуке, для детей проводились такие конкурсы, викторины, соревнования, развлечение «Безопасное колесо», досуг «Красный, желтый и зеленый», КВН «Азбука улиц и дорог». Очень много используется на занятии и в свободное от занятий время художественной
литературы: чтение книги О. Тарутина «Для чего нам светофор?», отрывок из
книги Дорохова «Зеленый, желтый, красный», стихотворение Михалкова «Моя улица» и др.
Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения организовываю так, чтобы знания, полученные на занятиях, прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.
Весь материал для работы с детьми поделила на группы:
В первую группу вошли дидактические игры «Узнай знак», «Парные картинки», «Сложи знак», «Составь картинку» и др. В своей работе часто используем словесные методы, проводим словесные игры: «Слушай, запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай знак по загадке».
Вторая группа - игры на развитие логического мышления: кроссворды, лабиринты, ребусы, пазлы которые способствуют формированию интеллектуальной активности детей.
Третья группа - настольно-печатные игры «Кто отличник- пешеход», «Светофор», «Как Буратино учился ходить», «Лото», «Домино» и др. Их мы используем для уточнения и закрепления знаний детей правил дорожного движения.
Четвертая группа объединила материалы по современным нестандартным играм «Поле чудес», «Что, где, когда»,«Счастливый случай».
В пятой группе собраны знаки и серии плакатов: «Обучайте предвидеть опасность», «Дорожная грамота» и др.
В шестой группе объединила материалы в помощь воспитателям и родителям. Это конспекты занятий, развлечений, консультаций, доклады, папки-передвижки.
Работа по обучению детей «Дорожной грамоте» проводится не только на занятиях. Старшие дошкольники активно участвуют в работе агитбригады : показывают театрализованные представления, сценки, разучивают песни, стихи, пословицы, принимают участие в разработке и реализации различных познавательных программ.
Чтобы не останавливаться на достигнутом, я постоянно повышаю свои знания. Это и тематические дни, методические часы, встречи с сотрудниками ГИБДД, конкурсы, обзор новой методической литературы, просмотры занятий, вечера развлечений, досуги.
В группе находятся обобщенные материалы по профилактике и обучению детей по правилам дорожного движения, наглядные учебные пособия для разных возрастных групп, демонстрационные картины, плакаты, раздаточный, дидактический материал, макеты улиц, схемы, презентации, разнообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой помощи, пожарной); куклы одетые в форму регулировщика; необходимые
атрибуты для управления движения - жезлы, светофор, методическая художественная литература, библиотечный фонд,
литературный материал для чтения и заучивания наизусть, сценарии праздников и развлечений.
Организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр; смотры на лучшую группу в работе по ПДД. Разрабатываются материалы по работе с родителями (анкеты, тесты и другие материалы).
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.
В этих целях широко использую:
- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;
- родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;
- семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);
- деловые игры и тренинги;
- «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
- устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;
- совместные праздники и развлечения;
- выпуск стенгазеты для родителей.
Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения, именно руками родителей были изготовлены красочные костюмы для агитбригады, созданы и установлены макеты машин.
Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.
Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
В планах на будущее, я бы хотела усовершенствовать наш «автогородок» : пополнить библиотеку литературой по правилам дорожного
привитию навыков дорожной безопасности, связь детского сада и семьи в данном вопросе. движения, дорожными знаками, специальными атрибутами для сюжетно-ролевых игр.
Продолжать заинтересовывать детей и привлекать родителей к взаимодействию, с целью достижения более высоких результатов в изучении правил дорожного движения.
Педагогическое диагностирование
Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы:
• Что и зачем изучать?
• По каким показателям это делать?
• Какими методами пользоваться?
• Где и как использовать результаты?
• Как включить диагностику в целостный воспитательно образовательный процесс?
До того, как начать работу по обучению детей безопасному поведению на дороге, мы предложили анкеты диагностики для детей и анкеты для родителей по ПДД, с помощью которых оценивали уровень развития навыков пешехода у ребёнка.
Считается возможным предупредить ряд дорожно-транспортных происшествий через оценку уровня развития и коррекцию у детей психофизических способностей восприятия дорожной обстановки.
Грамотно, правильно построенная работа с детьми не может быть без диагностики по ПДД, анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов. Особенно это важно, когда речь идёт о здоровье детей. Диагностическое обследование знаний, умений, навыков проводится два раза в год с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития, индивидуализации педагогического процесса. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка.
Все оценочные данные в диагностике нужно воспринимать как условные, помогающие увидеть положительную или отрицательную динамику в развитии, в работе, но не как характеристику чего-либо или кого-либо.
В своей работе использую разнообразные виды деятельности: игры, беседы, досуги, целевые прогулки, наблюдения, конкурсы.
Любое достижение ребёнка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий индивидуальной работы.
Для ребёнка дошкольного возраста в первую очередь важно не столько то, каким объёмом предметных знаний по ПДД он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребёнком освоены.
Диагностическое обследование позволяет мне определить уровень знаний и умений Правил дорожного движения, подобрать индивидуальную программу обучения, помогает планировать образовательный процесс и проследить динамику знаний детьми Правил дорожного движения.
Результаты диагностической работы я использую в следующих видах деятельности:
- планировании непосредственно-образовательной, воспитательной и коррекционной работе с детьми;
- отборе программных общеобразовательных, воспитательных и коррекционных задач;
- использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
- создании предметно – развивающей среды в группе;
- организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
- определении временной нагрузки на каждого ребёнка.
Оценка в баллах позволяет получить достаточно отчётливый результат уровня знаний ПДД.
Подсчёт баллов поможет мне увидеть состояние работы по обучению детей ПДД и сделать корректировку в перспективном планировании на следующий год в старшей группе, спланировать перспективную педагогическую работу и индивидуальную помощь ребёнку по обучению Правил дорожного движения в подготовительной группе.
В подготовительной группе проводится в конце учебного года, в мае месяце, - итоговое диагностическое обследование. Оно направлено на выявление результатов реализации образовательной программы по обучению детей ПДД, на определение готовности детей седьмого года жизни к школьному обучению (как итог работы двух лет, на выполнение намеченных раннее перспективных задач по формированию основ безопасного поведения детей. На основе данных итогового обследования намечаем основные годовые задачи на следующий учебный год по ПДД.
IV.Выводы
Диагностическое обследование детей позволяет проследить динамику знаний Правил дорожного движения каждого ребёнка на протяжении всего учебного года.
Не зная особенностей усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения, невозможно правильно организовать непосредственно-образовательную деятельность, совместную деятельность; установить доверительные отношения взрослого и ребёнка, создать предметно – развивающую среду. Диагностическое обследование мне помогает получить полную информацию об особенностях развития каждого воспитанника.
Вопросы содержания, планирования и проведения диагностического обследования связываю с формулировкой цели и определением практической направленности результатов работы.
Результаты диагностического обследования помогают мне при отборе методов, приёмов педагогического воздействия, а также при планировании непосредственно-образовательной деятельности с детьми.
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим и дальнейший поиск, совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Анализ результатов целенаправленных наблюдений показывает, что у дошкольников сформировано понимание значимости соблюдения правил дорожного движения. В результате осознанного использования знаний, умений, навыков у детей возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни.
В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения. А главное отсутствие дорожно – транспортного травматизма среди детей.
Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
Результативность работы подтверждается тем, что за все годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Показателями эффективности нашей работы являются :
- знания детьми правил безопасного поведения на улицах и на дорогах (в соответствии с возрастом детей);
- умение ориентироваться в дорожных ситуациях.
Рекомендации.
Каждому педагогу которому доверено воспитание наших детей необходимо овладеть современным научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.