Елена Воробьева
Опыт проведения мониторинга качества дошкольного образования Мкдо
▼ Скачать + Заказать документы
В 2022-2023 учебном году наш детский сад впервые участвовал в грандиозном проекте МКДО-2022.
Мониторинг качества дошкольного образования РФ призван создать информационные условия для управления качеством образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования (далее – ДОО, выполнения требований нормативно-правовых актов РФ, а также удовлетворения потребностей физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, сформировать надежную основу для инициатив, направленных на устойчивое развитие ДОО и системы дошкольного образования Российской Федерации в целом.
Публикация «Опыт проведения мониторинга качества дошкольного образования Мкдо» размещена в разделах
Организация МКДО осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Научное руководство проекта по разработке материалов МКДО осуществляет АНО ДПО «Национальный институт качества образования».
Приказом Департамента образования и науки Курганской области от 03.06.2022 года №588 нашему детскому саду был присвоен статус региональной инновационной площадки «Детский сад для детей: развивающая оценка качества дошкольного образования».
Региональный координатор МКДО – Новоселова Ирина Александровна, муниципальный координатор – Показаньева Наталья Сергеевна.
Мы познакомились с нормативными документами, на основании которых организована работа по мониторингу :
1. Письмо Управление оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ от 10.08.2022 № 08-205 «О проведении мероприятий по мониторингу качества дошкольного образования в 2022 году»
2. Приказ Департамента образования и науки Курганской области от 29.09.2022 года №947 «Об организации и проведении мониторинга качества дошкольного образования на территории Курганской области в 2022 году» с приложениями.
МКДО предусматривает многоуровневый сбор, обработку, систематизацию и анализ информации: на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, на уровне органов местного самоуправления, на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне.
Для ознакомления с условиями проведения мониторинга нам были предложены несколько документов:
- Концепция МКДО-2022, нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.
- Описание порядка проведения МКДО 0-7 (текстовый документ на 12 листах)
- Методические рекомендации по проведению МКДО 0-7 в субъектах РФ.
Вначале мы не представляли всего объема предстоящей работы, но изучив инструкцию, стала ясна большая ответственность роли Координатора ДОО за всех участников (Рабочая группа ДОО, Педагог ДОО, а также родители (законные представители) воспитанников ДОО).
Обучение участников проекта осуществлялось после каскадной регистрации пользователей на единой информационной платформе МКДО (ЕИП МКДО) посредством самостоятельного просмотра видеозаписей учебных вебинаров и презентаций.
В сентябре 2022 года нами было пройдено обучение по программе «Организация и проведение мониторинга качества дошкольного образования в соответствии с концепцией МКДО на территории субъекта РФ» Обучение координаторов МКДОО в ДОО. В ходе обучения мы познакомились со структурой, регламентом, планом-графиком проведения МКДО в 2022 году, инструкциями для участников МКДО.
Объектами МКДО являются :
- организация в целом
- «типичная» группа ДОО, которая была выбрана системой после заполнения нескольких отчетных форм. (После оценки групп по Шкалам МКДО и завершения оценки всей ДОО рассчитывается типичная группа, оценки которой являются наиболее близкими к среднестатистическим оценкам всех оцененных групп ДОО).
МКДО предусматривает структурированный анализ следующей информации:
– нормативно-правовой заявительной, собираемой путем анкетирования и интервьюирования участников МКДО, проведения самооценок с использованием структурированных электронных форм;
– профессиональных наблюдений за реализуемым образовательным процессом и условиями его реализации квалифицированными специалистами ДОО, уполномоченными руководителем ДОО для проведения внутренней оценки качества дошкольного образования
– экспертных наблюдений внешнего эксперта МКДО за реализуемым образовательным процессом и условиями его реализации;
– информации о вовлеченности родителей (законных представителей) в образовательную деятельность ДОО и об удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников ДОО качеством образовательного процесса и условиями его реализации.
Сбор, обработка, систематизация и анализ информации МКДО проводится с использованием Единой информационной платформы МКДО (ЕИП МКДО, предусматривающей каскадную интеграцию данных, собранных участниками МКДО.
План-график состоит из нескольких этапов, где заданы временные рамки выполнения работы. В таблице 1 представлен фрагмент этого плана. Мы включились в работу на втором этапе Внутренний мониторинг качества дошкольного образования в ДОО с 30 сентября 2022 года.
Модель внутренней оценки качества дошкольного образования в рамках МКДО 2022 предусматривает следующие шаги:
1. Сбор и структурирование информации о реализации образовательной деятельности с занесением ее в электронную форму "Профиль ДОО";
2. Сбор и структурирование информации о контексте и характеристиках профессиональной деятельности педагогов ДОО с занесением ее в "Анкету педагога ДОО".
3. Электронную форму «Анкета руководителя ДОО».
4. Электронную форму «Внутренняя оценка качества образовательных программ ДОО». (Останавливаемся на ВСОКО).
В ДОО разработано Положение о внутренней системе оценки качества образования. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
Предметом системы оценки качества образования являются :
• качество условий реализации ООП ДО/АООП ДО дошкольного образовательного учреждения разработана новая образовательная программа в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"
• качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в детском саду, условия их реализации- размещены на сайте ДОУ.
Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования.
Содержание процедуры ВСОКО включает в себя следующие требования:
Требования к психолого-педагогическим условиям:
• наличие диагностического минимума для психолого-педагогического отслеживания динамики развития воспитанников, в том числе измерение их личностных образовательных результатов; В соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ по планированию и реализации ОД ДОО в соответствии с ФОП ДО мы разработали педагогическую диагностику.
• оценка возможности предоставления информации о ООП/АООП ДО семьям воспитанников и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности;
• Рабочая программа воспитания является компонентом образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Куртамышский детский сад № 4» и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
• Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Требования к кадровым условиям:
• укомплектованность кадрами;
• уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших аттестацию);
• динамика роста категорийности;
Требования материально-техническим условиям:
оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
На основании рекомендаций Министерства просвещения РФ по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций, в которых представлена комплектация оборудования и учебно-методических материалов, рекомендованных для реализации образовательной программы ДОО, мы заполнили инфраструктурные листы.
Инфраструктурный лист перечень оборудования, инструментов, расходных материалов, необходимых для формирования инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов.
Инфраструктурный лист составляется по результатам мониторинга её материально-технической базы: анализа образовательных потребностей воспитанников, кадрового потенциала, реализуемой образовательной программы и других составляющих в целях обновления содержания и повышения качества ДО.
Требования к финансовым условиям:
• финансовое обеспечение реализации ООП/АООП ДО осуществляется исходя из стоимости услуг на основе бюджетной сметы, утвержденной Учредителем.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
• соответствие компонентов предметно-пространственной среды ФГОС ДО;
5. В рамках независимой оценки качества дошкольного образования в ДОО проводится анкетирование родителей на анонимной основе с использованием единой информационной платформы МКДО.
Для проведения независимой оценки качества дошкольного образования путем опроса родителей / законных представителей обучающихся ДОО используются формы:
5.1. Электронная форма «Анкета родителей / законных представителей воспитанника ДОО».
5.2. Электронная форма «Отчет о результатах независимой оценки качества дошкольного образования ДОО».
6. Электронные формы «Оценочный лист Шкал МКДО» для ДОО и для каждой отдельной группы.
Шкалы МКДО содержат показатели по 9 областям качества :
1) Образовательные ориентиры;
2) Образовательная программа;
3) Содержание образовательной деятельности;
4) Образовательный процесс;
5) Образовательные условия;
6) Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
7) Взаимодействие с родителями;
8) Здоровье, безопасность и повседневный уход;
9) Управление и развитие;
В каждой из областей качества предусмотрен набор показателей качества.
Показатели также разделены на уровни:
Уровень 1. Показатели качества МКДО для групп ДОО.
Уровень 2. Показатели качества МКДО для ДОО в целом.
Система показателей МКДО включает 70 показателей качества МКДО для ГРУПП ДОО и 25 показателей качества МКДО для ДОО в целом.
К каждому из показателей, в шкалах МКДО представлено более 10 индикаторов, позволяющих повысить надежность измерительного инструментария. Некоторые индикаторы сопровождаются примерами, позволяющими точнее понять суть и направленность индикатора.
В заполнении шкал мы внимательно изучаем каждый индикатор, сравниваем с фактически наблюдаемой ситуацией и выставляет необходимую отметку индикатору. Содержательное изучение всех индикаторов и взвешенный выбор позволяет нам объективно оценить текущий уровень, определить ориентиры для повышения качества, заложить фундамент для построения траектории развития ДОО и получить адресные рекомендации по повышению образования педагогов.
Модель МКДО предусматривает базовую 5-балльную систему оценивания, которая
включает 7 возможных отметок для каждого показателя:
Неприменимо (НП).
Нулевой уровень.
1-й уровень. Требуется серьезная работа по повышению качества.
2-й уровень. Качество стремится к базовому.
3-й уровень. Базовое качество
4-й уровень. Хорошее качество.
5-й уровень. Превосходное качество
Данная модель оценивания является сквозной для МКДО и используется во всех оценочных материалах Инструментария МКДО, включая Инструментарий для самооценки педагогов, внутреннего МКДО в ДОО и в других материалах.
7. Был проведен дистанционный этап внешнего мониторинга экспертом : изучение результатов внутреннего мониторинга (внутренней оценки) качества образования в ДОО, профиля типичной ГРУППЫ ДОО; изучение нормативно-правовых документов и другой документированной информации, определяющих и связанных с реализуемой образовательной деятельностью ДОО, представленных в открытом доступе на официальном сайте ДОО и размещенных в помещениях ДОО.
8. Выезд эксперта мониторинга качества дошкольного образования в ДОО состоялся в январе 2023 года. Были проведены экспертные наблюдения за фактически реализуемой образовательной деятельностью в выбранной «типичной» группе, а также в ДОО в целом.
По результатам прохождения мониторинга выдан сертификат детскому саду об участии в мониторинге качества дошкольного образования с использованием инструментария МКДО для детей от 0 до 7 лет.