Екатерина Никитина
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Пищевые цепочки в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.
Развивать мыслительную и речевую активность, познавательный интерес к природе в процессе выполнения игровых заданий.
Воспитывать у детей интерес к природе и желание работать вместе, дружно, уважать мнение других.
Материал: Стрелки для составления цепочек, презентация, 4 круга разного цвета, разные картинки животных, насекомых, растений
Предварительная работа: Чтение В. Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы». Л. Толстой «На что нужны мыши?». Проведение бесед по теме «Некоторые сведения из жизни животных» (материалы из книги Л. П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми», просмотр презентаций о животных, насекомых.
Ход НОД:
(Дети входят в группу).
Давайте с ними поздороваемся.
Вос- ль: Присаживайтесь и послушайте стихотворение.
Случиться в солнечный денёк
Ты в лес уйдёшь, поглубже
Присядь, попробуй на пенёк,
Не торопись, … послушай.
Шумит листва, шумит трава
Не умолкают птицы.
Родник в траве журчит едва,
Спеша на свет прибиться.
Как будто всё поёт вокруг
Про солнце в поднебесье…
Послушай маленький мой друг,
Со мной ты эту песню.
Вос- ль: Ребята, о чём говорится в этом стихотворении?
Дети: О листве, о траве, о птицах, о солнце.
Вос-ль: Да, правильно. А где всё это происходит?
Дети: В лесу.
Вос- ль: Я приглашаю вас заглянуть в лес.
Слайд 2: Ребята, посмотрите на экран, на первый взгляд, лес кажется пустым. Скажите, кто согревает растения и всё живое и даёт им энергию для роста?
Дети: Солнце.
(поднимается солнце и лес оживает, звучит, пение птиц).
Вос-ль: Ребята вот и ожил наш лес, он напоминает многоквартирный дом, где важен каждый кирпичик этого дома и каждый житель. Мы с вами попробуем сегодня это доказать.
Вос-ль: Как можно назвать животных, которые питаются только растениями?
Дети: травоядные.
Вос-ль: Правильно. Назовите мне таких животных.
Слайд 3: В лесу живёт заяц, он питается чем?
Дети: Травой, веточками и корой деревьев. Так же любит плоды и листья брусники и малины.
Слайд 4: А чем питается лось?
Дети: Грибами, ягодами, корой деревьев, мхами и лишайниками.
Вос-ль: Верно, ребята, основная его пища растительная, но иногда может и проглотить рыбешку или насекомое.
Слайд 5: А что любит, есть белка?
Дети: Орехи, ягоды, грибы, шишками, желудями. Очень забавно белочки делают запасы на зиму: орешки, плоды деревьев и злаки зарывают в землю или прячут в дуплах и трещинах деревьев. Многое из своих запасов позднее они найти не могут, и семена, зарытые в землю, прорастают. Это помогает сохранить лес. Грибы белки насаживают на тонкие ветки деревьев и засушивают, чем иногда пользуются и другие обитатели леса.
Вос-ль: А как называются животные, которые питаются другими животными?
Дети: хищники.
Вос-ль: Назовите хищников, которых вы знаете? (ответы детей).
Слайд 6: Волк чем питается?
Дети: Зайцами, оленями, кабанами, лосями, мышами. Это могут быть кабаны, лоси, коровы, а также, ондатры, бобры, сурки. Если волку не найти такую пищу, то он может питаться даже ящерицами и лягушками.
Слайд 7: Лиса, чем питается?
Дети: Мышами, зайцами, косулями, грызунами. Кроме того, эта хищница с большим удовольствием лакомится птицей. Избежать зубов и когтей лисицы пернатым помогает их способность летать. В опасности остаются яйца и птенцы, которые еще не научились порхать, как их родители.
Слайд 8: Чем же питается рысь?
Дети: Зайцами, лосями, птицами, мышевидные грызуны (полевки, лемминги). Кроме мелких грызунов и птиц охотится на более крупную добычу: косуль.
Слайд 9: А чем питается сова?
Дети: Мелкими птицами, улиток, насекомых. Охотится на обыкновенных полевок, однако не брезгует жабами, лягушками, летучими мышами.
Вос- ль: А животные, которые питаются животными и растениями, как их называют?
Дети: всеядные.
Вос-ль: Назовите таких животных?
Слайд 10: Что ест медведь?
Дети: Ягоды, грибы, траву, мышей, рыбу, птиц, орехи, клубни и желуди. Ну и, конечно же, очень любят мёд.
Слайд 11: Ёж чем питается?
Дети: Орехами, жуками, корешками, мышами, пауками. Так же любят, жаб, саранчу, яйца птиц, грибы, мох, желуди, злаковые семена и любые сладкие ягоды — клубнику, малину, ежевику.
Слайд 12: Куница что ест?
Дети: Орехи, грибы, белок, ежей, ягоды.
Вос-ль: А сейчас ребята давайте немного отдохнём.
Физминутка.
Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Вос-ль: (На экране появляется конверт) Ой, ребята, посмотрите от кого это письмо.
Слайд 13:Письмо.
Дорогие ребята, нам больше не к кому обратиться. Помогите нам пожалуйста. Недавно был открыт сезон охоты и пропали почти все лисы и волки. А ещё начали пропадать деревья и исчезать трава. Скоро совсем её не будет. Зайцев вокруг видимо, не видимо, бегают с ног сбивают.
Медведи.
Вос-ль: Ребята, что могло произойти, чтобы исчезла трава и начали пропадать деревья, как вы думаете.
Слайд14: Появляется картинка травы
Дети: Зайцы съедают траву и кору деревьев (на слайде появляется рядом картинка зайца).
Вос-ль: А почему зайцев стало видимо, не видимо?
Дети: Потому что, пропали лисы и волки, а они ими питались (на слайде появляется картинка лисы и выстраивается цепочка).
Вос-ль: Ребята, посмотрите, у нас вами получилась цепочка: трава –зайцы -лиса. А вы знаете, какие бывают ещё цепочки?
Слайд 15: Показываю картинки украшения цепочки, собачья цепь, дверная цепочка.
Вос- ль: Из чего состоит цепочка? Ответы детей.
Слайд 16: Вос- ль: Правильно из звеньев. А если одно из звеньев сломается, что тогда случиться с цепочкой?
Дети: Она порвётся.
Слайд17: Вос-ль: Верно. А теперь посмотрите на нашу цепочку. Ребята она называется пищевой. Как вы думаете, почему её так называют? (ответы детей).
Правильно. Трава, заяц, лиса — это звенья нашей пищевой цепочки. Как вы думаете почему?
Дети: Потому, что трава — это пища зайца, а заяц- пища лисы.
Вос-ль: Ребята, а что произойдёт, если какое-нибудь звено убрать?
Например, исчезнут зайцы (убираю зайца из цепочки) что будет?
Дети: Погибнут лисы и волки.
Вос-ль: А если убрать траву (убираю из цепочки траву?
Дети: погибнут с голоду зайцы.
Вос-ль: а если убрать лису (убираю из цепочки лису?
Дети: Зайцев будет очень много, и они съедят всю растительность.
Вос-ль: Правильно. Так и случилось в нашем случае. В природе все растения и животные взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут. Ребята как мы можем помочь нашим медведям?
Дети: Надо запретить истреблять в большом количестве лис и волков.
Вос- ль: ребята посмотрите, у меня на столе лежат картинки с изображением растений, птиц, насекомых и животных, живущих в лесу. Нужно выбрать карточки с изображением растений и поместить их на доску, где нарисован зелёный круг (вызываю ребёнка).
А теперь, на жёлтый круг поместить животных и насекомых, которые питаются этими растениями, т. е травоядных (жуки, пчёлы, бабочки, мыши зайцы, олени, лоси, кабаны) (выполняют).
Вос-ль: Молодцы. Найдите животных, которые питаются теми, кто расположен на жёлтом круге и поместите их на синий круг, т. е всеядных (насекомые, ежи, медведи, другие мелкие хищники).
Вос- ль: Верно. Ну и последнее задание: поместить красный круг животных, которые охотятся на более мелких зверей и птиц, т. е хищников (рыси, волки, лисы, хищные птицы) (Выполняют).
Вос- ль: Растения «кормят» насекомых и мелких животных. Насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных. Более крупные «кормят» хищников.
Можно ли включить человека в пищевые цепочки? (ответы детей). Человек всеяден и может попасть в любую пищевую цепочку.
Вос-ль: Дети, есть правила, как сохранить живые цепочки в лесу: не рвать полевые цветы, не собирать их в букеты, иначе останутся без пищи бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые, беречь деревья. Они кормят лесных жителей. Нужно оставлять часть даров леса (грибы, ягоды и др.) животным, не обижать животных, не сбивать ногами мухоморы, так как ими лечатся дикие животные. Почему?
Так что в лесу все друг другу нужны, все полезны.
Слайд 18-26: Гимнастика для глаз
Вос-ль: Ребята, сейчас вы в парах составите маленькие «цепочки питания» для отдельных животных
Воспитатель: - Расскажите, какие пищевые цепочки у вас получились. Послушайте стихотворение Б. Заходера «Про Всех На Свете»
Все—все,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны,
Нужны все подряд—кто делает мед
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников—
Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется…
Вос-ль: Мы с вами, ребята живём тоже во взаимосвязи с природой - любим ягоды, грибы. И природе нужно платить добром – беречь наши леса, животных не обижать. Одним словом, нужно беречь и охранять природу! На этом наше занятие заканчивается. А вам понравилось сегодняшнее занятие? Что вам показалось интересным? Вы сегодня думали, рассуждали, мне помогали все молодцы у меня. Спасибо вам