олеся малиновская
Опыт применения театрализации как средства развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
О. И. Малиновская, воспитатель
ТМБ ДОУ «ЦРР – детский сад «Белоснежка»
г. Дудинка Красноярского края
Опыт применения театрализации как средства развития детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Опыт применения театрализации как средства развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Эффективным средством комплексного развития дошкольников является организация театрализованной деятельности. Театрализация в качестве одного из видов деятельности в детском саду предусматривается Федеральной образовательной программой дошкольного образования 4. Наш опыт показывает, что театрализация позволяет успешно решать задачи речевого, коммуникативного, познавательного, эстетического и физического развития детей.
В данной статье рассматривается опыт применения театрализации в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ТМБ ДОУ «ЦРР – детский сад «Белоснежка» (г. Дудинка Красноярского края).
Подготовка и организация театральных постановок позволяет развивать речь детей, их интонацию, умение управлять своим голосом. Также происходит коммуникативное развитие детей : дети учатся сотрудничать друг с другом, работать в команде, понимать эмоции других людей (через эмоции героев произведений). Расширяются представления детей о художественных произведениях и социальном мире. Развивается интерес детей к искусству. В ходе выполнения движений осуществляется физическое развитие.
Театрализацию детей мы организуем на следующих этапах.
На первом этапе составляем перечень художественных произведений для театрализации, которые указываются в календарно-тематическом плане. Проводим предварительную работу с детьми: организуем чтение художественных произведений детям в соответствии с программой, проводим с детьми беседы по произведениям, показываем иллюстрации.
Второй этап работы включает в себя непосредственную подготовку к организации театральной постановки. Вместе с детьми и при поддержке родителей изготавливаем декорации, реквизиты, костюмы и маски для детей. Распределяем с детьми роли.
На третьем этапе мы учим детей применению разнообразных средств выразительности : интонации, жестикуляции, мимике, изменению темпа и тембра речи. Для этого дети участвуют в этюдах, выполняют упражнения на развитие речи. Например, детям предлагается произнести одну и ту же фразу с разной интонацией, выразив радость, испуг, удивление и другие эмоции. Также на данном этапе дети учат свою роль и репетируют. На наш взгляд, самым важным в ходе репетиций является не дословное заучивание детьми текстов, а понимание эмоционального состояния героев, их характера и поступков. Когда дети в ходе бесед и репетиций понимают это, они начинают вживаться в роль, играть с интересом, осознанием мотивов поступков героев художественного произведения.
В ходе четвертого этапа проводится непосредственно театральная постановка. Нередко мы приглашаем родителей, педагогов и детей из других групп на представления, потому что театральная постановка – это всегда праздник для детей. Детям важна обратная эмоциональная реакция зала, понимание того, что перед ними есть публика. Постановка завершается аплодисментами зала, фотографированием, вручением детям подарков.
Не менее важным мы считаем пятый, заключительный этап. На данном этапе мы осуществляем рефлексию самостоятельно и вместе с детьми. Обсуждаем в кругу детей, что у нас в ходе постановки получилось лучше всего, на что необходимо обратить внимание, чтобы улучшить в будущем.
Приведем некоторые примеры театрализации в нашем детском саду. Большой интерес у детей вызвало участие в Театрализованном фестивале, в ходе которого дети разных групп показывали постановки, а педагоги провели для детей мастер-классы по театральному искусству. Дети нашей группы на фестивале представляли постановку по ненецкой сказке «Кукушка» (на новый лад). Дети участвовали в изготовлении декораций, с удовольствием репетировали. Постановка состоялась в актовом зале детского сада в присутствии родителей и детей других групп. После спектакля дети рассказали, что почувствовали себя настоящими артистами.
Мы обратили внимание, что дети проявили большой интерес также к кукольному театру. Периодически мы организуем с детьми такие постановки в группе. Например, состоялась театрализация по русской народной сказке «Теремок». Вместе с детьми изготовили ширму, декорации. Особое внимание мы уделяли тому, чтобы научить детей управлять своим голосом. Дети на практике увидели, как голосом можно выражать разнообразные эмоции и чувства.
В работе по театрализации в нашей группе активно участвуют родители. В нашей группе есть мамы-рукодельницы, которые изготовили кукол и вместе с детьми показали спектакль. Мы считаем, что участие родителей в творчестве детей способствует укреплению детско-родительских отношений.
В нашем детском саду театрализации уделяется немалое внимание. Это связано с тем, что театрализация позволяет решать одновременно множество задач по воспитанию и обучению детей. Регулярно проводятся мероприятия с элементами театрализации, в которых и я принимаю участие. Так, например, был организован КВН, в котором заняла II место в номинации «Театрализованная игра – дело серьезное».
Необходимо отметить, что развитию у детей актерских способностей и способом подготовки к театрализации является выразительное чтение детьми стихотворений. Дети разучивают стихи знаменитых поэтов России о природе, любви к родным краям, дружбе. В 2023 году дети нашей группы выступили и заняли призовые места в городском конкурсе чтецов «Млечный путь».
В целях повышения эффективности своей работы по театрализации мы изучаем и применяем методические рекомендации по развитию выразительности речи и организации театральных постановок, изложенные в работах Е. А. Антипиной 1, Л. В. Ворошниной 2, Е. В. Мигуновой 3, Е. Е. Шевцовой 5 и других исследователей.
Таким образом, наш опыт показывает, что организация театрализованной деятельности детей позволяет осуществлять нравственное воспитание, речевое развитие детей, воспитывать эстетический вкус, формировать навыки работы в команде. Речь детей стала более выразительной, дети научились передавать свои эмоции, понимать чувства окружающих людей.
Литература
1. Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду. – М. : Сфера, 2017. – 128 с.
2. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы. – М. : Юрайт, 2022. – 302 с.
3. Мигунова Е. В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду. – М. : Лань, 2020. – 172 с.
4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : Сфера, 2023. – 208 с.
5. Шевцова Е. Е., Забродина Л. В. Технологии формирования интонационной стороны речи. – М. : Юрайт, 2021. – 189 с.