Наталья Шульженко
Опыт использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Воспитатель Шульженко Н. В.
Уважаемые коллеги!
Поздравляю вас с началом 2016-2017 учебного года, года в условиях реализации ФГОС ДО.
Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог должен умело владеть инновационными образовательными технологиями.
Публикация «Опыт использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ,» размещена в разделах
2. Напомню, что означает термин технология. Это: совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.
3. Инновационных технологий много
Использование современных образовательных технологий в практике воспитательно-образовательной работы является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей.
Основные технологии, используемые мною в работе с детьми:
Технология интегрированного обучения
Здоровье сберегающие образовательные технологии
Технология развивающего обучения
Технология проектной деятельности
Технология исследовательской деятельности
Технология проблемного обучения
Технология разноуровневого обучения
Технология коллективного способа обучения
Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ.
Игровая технология.
Технологию личностно-ориентированного обучения
Создание инновационной среды для реализации современных технологий.
В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован
4. В федеральных государственных образовательных стандартах определены принципы и подходы построения образовательного процесса на основе интеграции ОО в соответствии с их спецификой и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольное образование коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза объединения ОО, что предполагает получение целостного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности, его гармоничное вхождение в социум.
Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключается в особенностях мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании в настоящее время объясняется биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием и формированием психики: ребенок в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.
В интегрированной деятельности один вид деятельности выступает доминирующим, другой сопутствующим, помогающим более осмысленному восприятию различных образов и их созданию разными выразительными средствами.
Проектирование образовательного процесса в современной дошкольной организации основывается на комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы.
5. Интеграция как целостное явление, объединяющее различные приемы и методы в единую систему на основе КТП в дошкольном образовании выступает ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.
Для свободной самостоятельной деятельности и активизации собственных замыслов детей необходимо создать наличие предметного мира, провоцирующего детей к воспроизведению и дополнению исследовательской работы, проведенной во время, отведенное на образовательную деятельность. В процессе реализации Программы эти все компоненты должны быть взаимосвязаны.
Например:
Чтение художественной литературы: рассказывание, обсуждение, разучивание, инсценирование, игра
Трудовая: познавательные опыты и задания, совместный (коллективный) труд
Игровая • Дидактические игры с опытами
• Практические (например, д/игра «Как предметы помогают человеку»)
• Двигательная Игровые ситуации+
• проведение опытов и экспериментов на развитие силы, ловкости («Какой мяч лучше скачет?», «Что надо сделать, чтобы дальше бросить предмет?» и т. п.
Художественно-творческая
• практические: аппликация и рисование на тему «Наши добрые помощники»;
• проведение опытов и экспериментов с красками
• исследование материалов при аппликации
7. Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности
(без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности
(при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности
(каждый работает в своем темпе).
8. НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых я осуществляю в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Новая основная форма организации образовательной деятельности – совместная организованная образовательная деятельность интегрирует не только ОО, но и режимные моменты: прогулки, свободная игровая деятельность.
Каждая минута пребывания ребенка в ДОУ должна способствовать его развитию.
9. Проектная деятельность в ДОУ: современные подходы, принципы, содержание.
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 - 15 лет назад.
Одним из направлений инновационной деятельности в моей работе становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде (воспитатель, дети, родители, специалисты ДОУ, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
10. Применяемая технологию - метод проекта, позволило изменить стиль работы с детьми и родителями. В результате чего изменилось отношение детей и родителей к образованию в ДОУ
- повысилась детская самостоятельность, активность, любознательность;
- у детей более развито творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации;
- дети становятся увереннее в своих силах;
- ребенок успешнее адаптируется к изменившейся ситуации школьного обучения;
- вовлечение родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Мы считаем, что этим заниматься нужно, важно, и отвечает современным требованиям к образованию дошкольников.
11. Хочу напомнить коллегам теоретические основы проектной технологии. Что же означает слово «Проект»?
Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». А в переводе с греческого – это путь исследования.
Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Метод проектов рассматривается как набор смоделированных ситуаций, реализация предметных областей, технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых ставятся и решаются собственные проблемы.
12. Выделяют типологию проектной деятельности в ДОУ.
Проекты классифицируются:
1. По количеству:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые,
- фронтальные.
3. По продолжительности
- краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий);
- среднесрочные (от 1 месяца);
- долгосрочные проекты (полугодие, учебный год).
4. По доминирующему виду проектной деятельности:
Исследовательско - познавательный - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.
Творческие - предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник).
Игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Практико – ориентированные (прикладные) - результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников; дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т. д.).
Комбинированные (универсальные) – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.
13. По содержанию:
Монопроекты (1 образовательная область) Работа предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.
Интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей) в основном используются в ДОУ.
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
14. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Первый этап. Определение темы проекта.
Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап. Подготовительный этап.
На втором этапе воспитатель, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта. Дети, родители объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Третий этап. Основной этап (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды). Выполняется практическая часть проекта.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап. Завершающий этап. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Для написания проекта, нужно придерживаться структуры проекта.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА:
Тема.
Цель (и).
Задачи.
Вид проекта (по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду, по количеству участников).
Участники проекта, возраст дошкольников.
Предварительная работа.
Работа с дошкольниками.
Работа с родителями.
Оснащение предметно-развивающей среды.
Систематизация материалов, подведение итогов.
Ожидаемый результат.
15. Благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.
Для педагогов преимуществом проектного метода является:
- повышением качества образовательного процесса;
- одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- развитием критического и творческого мышления;
- способствует повышению компетентности педагогов.
Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.
Детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, с другой педагогический коллектив ориентируется на взаимодействие и сотрудничество с родителями и ближайшим социумом. Необходимо построить работу так, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. Вот и новая глобальная проблема: Как сделать родителя полноправным участником образовательно-воспитательного процесса?
16. Еще в 2014-15 уч. г. я разработала проект «Новая система взаимодействия ДОУ с семьей во 2 младшей группе». Я понимала, что без взаимодействия с родителями с ФГОС не справиться.
Основные задачи проекта:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей в соответствии с ФГОС ДО;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
Предполагаемый результат.
Построение эффективного сотрудничества с семьей в условиях ДОУ.
Выполнение главной тенденции проекта – обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач.
Организация общения с родителями в группе так, чтобы оно было насыщенным, интересным, плодотворным и главное доверительным.
Сохранение педагогом с одной стороны, всего лучшего и проверенного временем, а с другой — поиск и стремление внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — решение единых задач для педагогов и родителей: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
17. Началась работа по оформлению уголков для родителей таким образом, чтобы на стендах родители увидели все, чем занимается их ребенок в ДОУ.
Компоненты и содержание режима пребывания для детей от 3 до 5 лет
Содержание образования.
Регламентированная деятельность (занятия и другие специально организованные формы работы,
Нерегламентированные виды деятельности (совместная деятельность воспитателя и ребенка в групповых и индивидуальных формах работы)
Модель образовательного процесса во 2-ой младшей группе на 2014-2015 учебный год. Сетка занятий.
Направление развития ребенка
Ознакомление родителей с содержанием занятий, задач и целей развития по образовательным областям по месяцам.
Родителям о ФГОС ДО. Ведь многим родителям не знакомы даже такие понятия и термины.
Часто использую метод взаимодействия с родителями при помощи листовок, распечаток индивидуальных консультаций по разным вопросам. В уголке для родителей есть кармашек «возьмите с собой» в котором размещаю разные листовки: в какие математические игры можно поиграть дома с детьми, или как можно инсценировать сказку дома с малышом и т. д.
18. Очень важную роль в этом помимо собраний, индивидуальных консультаций, бесед, сыграл такой метод работы с родителями, как ведение фотодневника жизни группы.
Каждый день любой вид деятельности детей или режимный момент снимался мною или младшим воспитателем на фото или видео. Потом материалы собирала в папки по месяцам и передавала родителям на флешки. Когда родители просматривали дома с детьми видеодневник с фото различных видов деятельности, фрагментов занятий, они были в восторге от своих детей, а главное, они теперь видели то, чем и как наполнен каждый день.
Родители «присутствовали» на открытых занятиях, праздниках, олимпиадах, развлечениях. Отношение родителей изменилось к развитию детей. В уголке появлялись результаты детских работ: проверочных, творческих, которые можно взять домой, проанализировать, выполнить еще. Родители знали в какой день у детей рисование, лепка, любовались поделками, интересовались успехами в различных областях.
19. В январе 2016г в рамках нравственно-патриотического воспитания мною разработан проект «Растим патриотов». Вид проекта: семейный долгосрочный (два года)
Одним из планируемых результатов было: построение эффективного сотрудничества с семьей в воспитании у детей чувства патриотизма в условиях ДОУ.
Родители активно участвовали в данном проекте, особенно в оснащении ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЕЙ СРЕДЫ
Создание музея-экспозиции в группе при активном участии родителей и воспитателей.
Подборка книг, раскрасок на военную тематику.
Коллекция значков и медалей, других военных предметов.
Армейские фотографии пап.
Выставка детских рисунков.
Результат был достигнут.
20. Так как проект долгосрочный, он предполагает систематическую работу в течение всего периода пребывания детей в ДОУ до поступления в школу по различным направлениям по месяцам, своего рода циклограмма, связанная с государственными праздниками.
Май-проект «Бессмертный полк» предполагает сбор информации о героях войны в семьях воспитанников.
Июнь –проект «Мы-Россияне» формирование знаний о стране, народах, территории, государственной символике, устройстве, руководителях.
Август –создание мини-музея «предметы старины»
Сентябрь – проект «моя малая Родина» станица Кировская, ее история, достопримечательности, почетные жители.
Октябрь –проект «Наши руки создают чудеса» предполагает поиск умелых, талантливых родителей, умеющих своими руками создавать прекрасное, способствовать эстетическому оформлению и украшению группы.
Ноябрь – проект «Моя семья» предполагает сбор информации о родословной воспитанников, поиск героев в семьях, почетных граждан, героев труда, войны.
23. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС- это самая обширная и любимая педагогами и мною тема.
Игровые технологии оказывают мне большую помощь в организации образовательной деятельности. В практической деятельности я использую разные игровые технологии.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника.
Цель игровой технологии - дать ребенку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, при этом не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам.
24. В методическом кабинете в каждом ДОУ имеется достаточно методической литературы по игровым технологиям. У каждого педагога свой опыт в игровой технологии. Очень важно научить детей играть.
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество.
Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.
25. Мой проект «Развитие дошкольника в сюжетно-ролевой игре», который я разрабатывала полгода во второй младшей группе помог мне ответить на все вопросы при подходе к игре.
26. В своем проекте я изучила и спланировала все направления игровой технологии :
Классификация игр дошкольников используемых в ДОУ :
Длительность сюжетной игры в зависимости от возраста и вида игры;
Содержание игры;
Цель педагогических воздействий в игре
Компоненты ролевой игры
Принципы организации сюжетно-ролевой игры.
Развивающие функции игры.
Критерии оценки уровня игровой деятельности детей.
Сама разработала алгоритм работы воспитателя по организации сюжетной игры, начиная со второй младшей группы.
Методика взаимодействия воспитателя и детей при организации сюжетно-ролевой игры.
Целевые ориентиры игры.
Предметно-игровая среда.
27. Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
На выходе из детского сада сюжетно-ролевые игры должны создавать сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность и эти игры тогда перерастают в творческие сюжетно-ролевые, подчеркиваю, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.
28. Хорошо налаженная совместная игра воспитателя и детей способствует эмоционально-насыщенной, полноценной жизни детей в детском саду, их активности, самостоятельной деятельности и развитию.
Ребенок — выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
29. Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Чарльз Диккенс
Творите сами.
Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Творческих вам успехов, талантливых воспитанников и благодарных родителей.