Мария Герасимова
Опыт применения активных методов обучения астрономии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социальный заказ государства в дошкольном образовании направлен на развитие социально-активной личности ребенка, способной к познанию окружающего мира.
Важным средством познания окружающего мира ребенком дошкольного возраста является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизировать начальные моменты познания - ощущение и восприятие.
Темочки:
- Космос. Все о космосе для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Психологи утверждают, что мышление ребенка дошкольного возраста перестает быть только наглядно-образным, оно может быть и в какой-то мере абстрактным, позволяющим ему достаточно адекватно воспринимать то, что ранее считалось недоступным для него.
Поэтому, занятия астрономией не только доступны и интересны дошкольникам, но и полезны им, поскольку способствуют развитию любознательности и познавательных способностей, внося тем самым существенный вклад в подготовку детей к учебе в школе.
Как же сделать занятия астрономией интересными и продуктивными?
На занятиях Астрономией нами используется ряд методов активного обучения.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение педагогом готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение воспитанниками знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Активные методы обучения позволяют личности самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни.
Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями педагога и обучаемых. Основной дидактический прием «включения» мышления воспитанников при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует.
Так при изучении темы «Звёзды и созвездия» использовался приём «Коробка неясных знаний». Детям предлагалось рассмотреть, что находится внутри. В нашем случае это игрушки: медведь и медведица, скорпион, рак, баран, лев, звезда). Задаю вопрос, почему эти предметы находятся вместе, чем они связаны? Дети выдвигают разные гипотезы. Когда выясняется, что эти предметы, связаны с названиями созвездий, мы начинаем знакомиться с группами звезд - созвездиями с помощью домашнего планетария.
Анализ конкретных ситуаций один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить : есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
На экран выводится изображение – планета Земля и рядом «остывшее» солнце серого цвета. Спрашиваю детей, заметили ли они, что-то на изображении? Отмечают, что солнце не яркое. Задаю вопрос, а что произойдет, если солнце вдруг погаснет? Дети выдвигают разные гипотезы и мы начинаем обсуждать, какие могут быть последствия данной ситуации? На земле станет холодно, растения не смогут расти и выделять кислород; притяжение ослабнет, планеты сойдут с орбит и отправятся во вселенную.
Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, используемый в образовательной деятельности по Астрономии.
При изучении темы «Солнечная система», дети надевают ободки с изображением планет и выстраиваются в определенной последовательности, с помощью считалки «По порядку все планеты». Усложняем ситуацию «Что изменилось?» меняем местами или прячем одну из планет.
Активно используются сюжетно-ролевые игры, например, «Полет в космос». Детям предлагается выбрать роли (Врачи – осматривающие состояние здоровья космонавтов перед полетом; инженеры – конструкторы, строящие космические корабли; связисты, которые получают важную информацию с космического корабля).
В ходе игры занимаю место косвенного руководства, направляя игру, внося новые эпизоды, для самостоятельного и творческого характера игры (Например, произошла поломка космического корабля и требуется стыковка двух космических кораблей для её устранения).
Так же в сюжет игры можно добавить компьютерную игру ПиктоМир. С помощью программирования робота Вертуна, нужно чинить космодромы, которые сделаны из квадратных плит. После взлёта космического корабля эти плиты портятся и их нужно отремонтировать, с помощью программирования командами.
Ориентировочно метод разыгрывания ролей требует для проведения от 30 до 35 минут.
Игровое проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:
• наличие исследовательской проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым педагог;
• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один ребенок) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи).
Так при изучении темы «Космодром и космические корабли», реализуются игровые проекты «Космодром будущего», «Космическая станция», «Космические корабли», с использованием технологии Лего «Построй свою историю». Дети делятся на команды и создают постройки, а после демонстрируют и рассказывают о проделанной работе другим подгруппам.
Данный метод становится еще эффективней при использовании различных программируемых устройств. Например, предлагаю с помощью программируемых роботов Бибот и Матата Лаб очистить космическое пространство от мусора. Детям предлагается рассмотреть игровое поле с изображением космического пространства, в котором есть мусор. Инициирую обсуждение, опасен ли он для космических кораблей? (Дети делают вывод - Да, т. к в космосе космический мусор движется с огромной скоростью, и даже маленькие осколок, способен повредить космический аппарат или поранить космонавта).
В ходе игрового проектирования повышается уровень саморазвития и проявления инициативы.
На семинаре-дискуссии обучающиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию другого ребенка или взрослого. В такой работе дети получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.
При изучении темы «Планеты карлики» детям заранее предлагается задание, подготовить доклад о планете, ее особенностях. Обсуждаем способы сбора информации, дети предлагают варианты поиска (мультфильм, энциклопедии, узнать у других людей)
Затем, на следующее занятие, дети представляют доклады и обсуждают. Дети с удовольствием слушаю выступающих и задают много интересующих их вопросов.
Мозговой штурм - широко применяемый метод активного обучения. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблемы.
Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед детьми как учебная задача.
Предлагается проблемная ситуация – в космосе у космического корабля закончилось топливо, и он не может вернуться обратно на землю. Ставлю цель: Что можно сделать, чтобы корабль вернулся домой? Предлагаю игру «Мозговой штурм», дети делятся на две команды – «создатели идей» и «эксперты». Обговариваем правила игры (каждый внимательно слушает чужую идею; смеяться над идеями нельзя). Повторяем поставленную цель: «Что мы должны сделать?», каждый говорит хотя бы одну идею, чем больше тем лучше.
Проговариваем цель: «Нам нужно подумать, как сделать так, чтобы корабль вернулся на землю?». Выслушиваем ответы детей, можно и фантастические (помогли инопланетяне; в космосе летала канистра с топливом; прилетел на помощь другой корабль.)
Ответы детей записываю, хвалю и предлагаю обсудить и выбрать «экспертам» только одну идею. Которая была проста и доступна. Выбираем одну идею и подводим итоги.
Чтобы корабль вернулся назад на землю, ему необходимо заправить бак топливом, а топливо ему может доставить другой космический корабль, который получил сигнал о помощи.
Театрализация — театральные представления разных жанров по учебному материалу с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами.
В театрализацию вовлекаются все воспитанники группы. Это могут быть постановки по литературным произведениям, космическим сюжетам и т. п.
Например, мы проводили деловую игру «Космодром», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы космодрома лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности космодрома, его место и значение в изучении космоса.
Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля.
Так для закрепления знаний и строении солнечной системы, мы с детьми, посещающими занятия по астрономии, готовили для ребят других групп театрализованную постановку «Как планеты места определяли», где ребенок в роли планет, в стихотворной форме рассказал, как каждая планета нашла своё место и ее особенность.
Опыт активного обучения на занятиях Астрономией показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно эффективно решать целый ряд задач, определенных Стандартом дошкольного образования, труднодостижимых в традиционном обучении :
Методы активного обучения способствуют формированию познавательных мотивов и интересов детей;
развитию системного мышления;
учат коллективной мыслительной и практической работе;
формируют социальные умения и навыки взаимодействия и общения;
а также помогают детям овладеть методами моделирования, в том числе математического, инженерного и социального.