Приложение МААМ

Технологии детского экспериментирования как средство обогащения активного словаря детей дошкольного возраста

Тегенцева Александра
Технологии детского экспериментирования как средство обогащения активного словаря детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт педагогов-практиков по

Технологии детского экспериментирования как средство обогащения активного словаря детей дошкольного возраста.

Изучение опыта педагогов по использованию педагогических технологий детского экспериментирования

Педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования в МДОУ «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок» (из опыта Бузинок Татьяны Викторовны) [2].

Публикация «Технологии детского экспериментирования как средство обогащения активного словаря детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В МДОУ есть «Опытническая лаборатория», где дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

В содержание уголка входит: зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики.

Предоставляемые в распоряжение детей предметы толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

Организуя детское экспериментирование, Татьяна Викторовна пришла к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию, с учетом деятельностного подхода. В соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию по следующим разделам: жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений; твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга, смешение цветов, звук, магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло.

Занятия проводятся с небольшими подгруппами, что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника. Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются от имени сказочного героя[24].

Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования детей, педагогом используются такие приемы:

- Выполнять работу по указанию детей. Когда, обучают педагога, дети проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи.

- Презентация ребенком своей деятельности. Дети рассказывают и демонстрируют опыты, которые они провели дома. Что повышает самосознание и самооценку.

В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах, проявляют желание экспериментировать дома.

В ходе экспериментирования у детей расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, можно сказать, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Интерес представляет опыт работы Ирины Андреевны Ефременко г. Новосибирск ДОУ «Сверчок» [3].

Приступая к работе с детьми в этом направлении, Ирина Андреевна поставила перед собой следующую цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

В процессе работы был разработан проект «Мы исследователи», куда входит дидактический материал по экологии: карточки-схемы, модели, серии опытов.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности Ирина Андреевна с помощью родителей оборудовали и оснастили уголок экспериментирования.

В уголке экспериментирования есть стол, вода-песок, приборы- увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.

Мини-лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, схемы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература. Постоянным руководителем мини-лаборатории является персонаж-кукла «Дед Зная». Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности — это опыты. Ирина Андреевна проводит их как на занятиях, так и в свободной деятельности. А опыты напоминают детям «Фокусы», они необычны, а главное – дети все проделываю сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости[24].

В организации проведении опытов Ирина Андреевна вы делила несколько этапов:

1. Постановка проблемы. 2. Поиск путей решения проблемы. 3. Проведение опытов. 4. Фиксация наблюдений. 5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Интересно проходят и совместные занятия с родителями и детьми «Хлеб всему голова», «Капустные посиделки», «Рисуем пластилином», «Удивительный магнит». После этого у детей появилось желание экспериментировать дома : они исследовали различные предметы быта, их действие (замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею, испытывали действие магнита на книгу и т. д.) . Ход и результаты домашних экспериментов дети зарисовывали в своих тетрадях.

Ирина Андреевна уверена, что ее воспитанники, благодаря проведению несложных опытов, вырастут здоровыми, инициативными, думающими, творческими людьми, так как, педагог развивает у своих ребят любознательность, тренирует ум. Дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, а ведь это так пригодится им при обучении в школе.

Интерес представляет опыт работы Ольги Сергеевны Анкудиновой, воспитателя МДОУ №«Ручеек» г. Красноуфимска [1].

Ольга Сергеевна, чтобы организовать совместную экспериментальную деятельность, педагог старается соблюдать два важных условия : становиться реальным участником, а не только его руководителем и старается придать ему творческий характер.

Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

Опыт № 1.

Оборудование: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Ольга Сергеевна наливает в стакан минеральную воду, бросает в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Здесь педагог организовывает беседу с детьми. Что происходит? Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).

Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?

Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

На этом же озере плавало много загадочных цветов. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться, но боялся, не утонет ли лодочка. Здесь можно спросить детей : А вы как думайте? И проверить их предположения. А почему она не тонет?

Ольга Сергеевна объясняет, что дело в том, что дерево и вода имеют разную плотность. Дерево не тонет потому, что легче воды, иначе говоря, что его плотность меньше плотности воды. Этот опыт педагог использует на занятиях ФЭМП.

А как вы думайте, в какой воде плавать легче: морской ли речной? Почему? Выслушать предположения детей.

Оказывается, соленая вода имеет еще большую плотность.

Опыт №2

Ольга Сергеевна показывает, что перед ребятами 2 емкости с водой. Аккуратно, при помощи ложки нужно опустить сырое яйцо в одну емкость, а затем в другую. Что вы видите? Почему оно плавает?

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

Ольга Сергеевна продолжает сказку.

Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются прекрасные цветы. А вы хотите увидеть как они распускались.

Опыт № 3.

На столах у вас лежат заготовки не распустившихся цветов. После педагог просит опустить цветы на воду, налитую в таз. Опять же задаёт вопросы, выслушивает предположения детей и делает вывод. (Что происходит? А почему). Этот опыт Ольга Сергеевна использует на занятиях по ознакомлению с миром природы, когда знакомит детей со значением воды, значением полива для растении.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Продолжаем сказку.

Опыт № 4

Утенок качаясь на лодочке, не заметил, как обронил булавочки в воду, которые хотел вам подарить, уважаемые коллеги, как мы можем достать их не замочив рук? (ваши способы очень интересные, предлагаю магниты) педагог дарит детям булавочки и просит, чтобы прикрепили на них свое мастерство, творчество, удачу. Благодарит за участие.

Так же педагог использует виноград (пластилин). Такие опыты Ольга Сергеевна проводит не только с детьми, но и с родителями на собраниях, чтобы у родителей тоже возник интерес и желание экспериментировать дома.

Вывод: Проанализировав опыт двух педагогов можно сказать, что они приходят одному мнению. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики. Разработанная и апробированная на практике система педагогов по развитию деятельности детское экспериментирование и обогащение словарного запаса дошкольников доказала свою эффективность в познавательном развитии детей.

Список литературы:

1. Анкудинова О. С. Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / О. С. Анкудинова // Старший воспитатель. -2015. - № 4. –С. 15-17

2. Бузинок Т. В. Использование технологии детского экспериментирования в ДОО [Текст] / Т. В. Бузинок // Дошкольное воспитание. – 2016. - №6. – С. 23-26

3. Ефременко И. А. «Организация среды в ДОО для детского экспериментирования» [Текст] / И. А. Ефременко // Детский сад от А до Я. – 2015. - № 9. – С. 9-12

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Изучение с детьми ПДД посредством обогащения Рппс на участке детского садаИзучение с детьми ПДД посредством обогащения Рппс на участке детского сада Тема ПДД актуальна всегда. С самого раннего детства дети становятся участниками дорожного движения: либо в качестве пешеходов, либо в качестве.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Предметно-игровая среда как средство обогащения содержания игрПредметно-игровая среда как средство обогащения содержания игр Средний дошкольный возраст - это время расцвета сюжетно-ролевой игры. Я как раз работаю с дошкольниками 4 - 5 лет. Все мы знаем, что для.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии детского экспериментирования как средство обогащения активного словаря детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 января 2021 в 11:34
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии детского экспериментирования как средство обогащения активного словаря детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Тегенцева Александра (УИ 1732778) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД