Любовь Вергунова
Опыт «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным старинным ремеслом — бисероплетение»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Актуальность опыта.
Из всех видов народных ремесел, наиболее интересным в дошкольном возрасте, является бисероплетение. Наш детский сад «Золотая рыбка» носит статус «казачьего», а бисероплетение было с давних времен казачьим женским рукоделием. Ювелирные украшения из бисера носили и девочки, и казачки старшего поколения, а также казаки, это были подвески, браслеты, гривны, бусы, серьги, пояса, кошельки, кисеты. Техника изготовления изделий из бисера в казачьих семьях передавались из поколения в поколение.
Публикация «Опыт „Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным старинным ремеслом — бисероплетение“» размещена в разделах
- Бисер, бисероплетение
- Народная культура, фольклор
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Бисероплетение является одним из любимых занятий детей, оно развивает творчество ребенка. В. А. Сухомлинский отмечал, что «источник творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Побуждением к творчеству являются образы действительности, чем больше ребенок воспринимает, чем богаче его опыт, тем больше в его работах разнообразия, неповторимости, творчества. Бисероплетение имеет большие возможности для накопления опыта ребенка. Например, работа с бисером дает возможность восприятия детьми признаков материала разными органами чувств, освоение величины, длины, ширины дает возможность получить представление о разнообразии материала, его свойствах, способах обработки, приемах изготовления поделок, развивает сенсорику, согласованность в работе рук и глаз, совершенствует координацию движений, точность выполнения действий, формирует комбинаторские способности, приобщает ребенка к казачьей культуре.
Исследования по проблеме развития творчества дошкольников в процессе бисероплетения в настоящее время отсутствуют, этот вид художественной деятельности мало используется в практике работы детских учреждений, потому что бисероплетение трудоемкое занятие, требует большой усидчивости и внимания. Не малую роль имеет личная заинтересованность воспитателя, умелые руки, внимание к организации самостоятельной художественной деятельности детей, знание специфики детского творчества. Ведя кружковую работу по бисероплетению, мне хочется не только научить детей старинному казачьему рукоделию, но и показать в работах красоту донской природы, родного края. Мой опыт позволяет детям освоить художественно-познавательные компетенции – способности познавать художественную сторону произведений искусства бисероплетения.
II. Цель:
- развитие у старших дошкольников художественно – познавательских способностей;
- ручной умелости в процессе освоения ценностей бисероплетения;
- приобщение детей к старинному казачьему рукоделию – бисероплетению.
Задачи:
- создание оптимальных условий для старинного казачьего рукоделия (бисероплетение) в процессе художественно – познавательного развития ребенка дошкольного возраста;
- комплексное развитие ребенка старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественно – познавательных, ценностных и технических компетенций;
- создание индивидуальной образовательной базы для «взращивания» одаренных детей, питающих интерес к декоративно-прикладному искусству;
- развитие познавательного интереса к произведениям декоративно-прикладного искусства, окружающему миру и ценностно-значимым явлениям жизни, развития потребностей в познании позитивного отношения к жизненным ценностям;
- формирование социально-эмоционального устойчивого опыта поведения;
- формирование творческого субъективного опыта преобразования и реконструирования объектов действительности, эмоционально-волевой сферы, ручных умений.
III. История вопроса.
Бисер (араб. «бусра» - фальшивый жемчуг) – мелкие, круглые или многогранные бусины из стекла или металла с отверстиями для продевания нити. Бисероплетение – старинное искусство. А изготовление украшений из бисера имеет очень древнюю историю. Древний человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков, клыков, перьев, костей птиц или животных, использовал ракушки. С развитием ремесел изготовляют металлические бусины. А около IV-го тысячелетия до нашей эры было изобретено стеклоделие. Первыми изготавливать бисер научились египтяне. На территории России изделия из стекла и бисера были известны у народов в V-VI веке до нашей эры. Сарматы, скифы украшали свою одежду, обувь бисерной вышивкой. Во времена Киевской Руси IX-XII веков женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов, гайтанов. Начиная с XV века в России стали применять венецианский бисер с русским жемчугом, который добывали в реках России. Из него изготавливали церковную и царскую одежду, украшения для знати и зажиточных людей. Из бисера делали разнообразные украшения: браслеты, броши, колье, ожерелья, подвески, серьги. Женский головной убор имел поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб женщины до бровей или окружала верхнюю часть лица пышной оборкой. Поднизь плели из белого или прозрачного бисера.
Первоначально, серьги были мужским украшением, которое позже сохранялось только у моряков, военных. Позднее серьги стали важным элементом дамской моды. До 1917 года серьги в ушах сохранились только у казаков. По серьгам в ушах командир опознавал единственного сына у родителей.
Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну или несколько нитей вручную или на специальном станке. Бисер в Россию завозили, хотя в 1752 году М. В. Ломоносов получил разрешение от сената на строительство Усть-Рудицкой фабрики, где изготавливали бисер, стеклярус, но фабрика была закрыта после смерти М. В. Ломоносова.
В настоящее время основным поставщиком бисера является Чехия, а также Япония, Тайвань, Китай. В России выпускается бисер в Подмосковье (Клинский бисер) и на фабрике в Костино.
В искусствоведческой литературе были выделены следующие виды бисерного искусства : вышивание, вязание, плетение, ткачество, мозаика.
Бисероплетение сохраняет традиции древнего мастерства, изделия мастеров отличаются разнообразием, неповторимостью, радуют красотой, передают традиции от старшего поколения к младшему, воспитывают уважительное отношение к мастерам бисероплетения. Бисероплетение позволяет овладеть ручной умелостью и приобщить детей к трудовой деятельности, создает художественную среду жизни, является средством для украшения одежды, жилища, развивает эстетические чувства, доставляет удовольствие другим людям.
Технический компонент бисероплетения позволяет детям изготовлять простые изделия из бисера, стекляруса, пайеток, которые выполняются одним или несколькими приемами низания, овладеть основными способами плетения.
IV Технология бисероплетения.
Плетение не требует особых приспособлений. Самый простой прием – нанизывание на одну нить. Здесь используется либо игла, либо лощеный (опущенный в клей или лак и высушенный) кончик нити. Детям, при работе, иглой лучше не пользоваться – это травмоопасно. Существует плетение на нескольких нитях, концы которых пропускают через одну бусинку. Работа получается двусторонней. В место нити можно использовать леску, проволоку, тонкую, круглую резинку. Содержательный компонент художественно – познавательных компетенций представлен понятиями «бисер, бисероплетение».
- в бисероплетении используются следующие материалы: бисер, бусины, стеклярус, рубка, стразы, пайетки, блестки;
- выразительными средствами в бисероплетении является узор, орнамент, композиция, цвет, гармония, ритм, симметрия;
- свойствами бисера (блеск, сияние, блёсткость, матовость);
- историей бисероплетения;
- инструментами, которые используются для работы с бисером.
Художественно – познавательный компонент способствует познанию художественной стороны искусства бисероплетения и развитию интереса к данному виду искусства, что позволяет дошкольнику открывать для себя новые возможности бисера, стекляруса, бусин и обнаруживать красоту данных материалов, происходит освоение детьми ценностей бисероплетения.
VI Техника параллельного плетения.
Данная техника используется для изготовления листьев, лепестков, плоскостных игрушек, брошек и др. Начинает плести с середины проволоки по схеме. Нанизывает три бусины, сдвигаем их на середину проволоки. Правый конец проволоки продеваем через две бусины навстречу левому концу проволоки, подтягиваем. Получается треугольник – конец лепестка. Концы проволоки поменялись местами. На левый конец проволоки нанизывает далее по схеме три бусинки. Правый конец проволоки продеваем через три бусинки навстречу левому концу. Оба конца подтягиваем. И так продолжаем по схеме.
Когда начали плести цветы для мамы, не у всех получалось сразу, дети помогали друг другу, объясняли, подсказывали. И пальчики начинали работать проворнее – ведь для мамы цветок. Сначала научились плести отдельно лепестки, листья, тычинки и соединять их в цветок. Так плели подснежники, нарциссы, лилии. И только когда дети освоили этот метод плетения, стали плести такие цветы, где лепестки наполовину соединены между собой – белоснежные ландыши, голубые колокольчики, яркие тюльпаны. Цветы – это самый лучший подарок. А вазочку для цветов дети лепили из глины и расписывали. После таких подарков некоторые мамы и сестры пришли к нам учиться плести из бисера. И дети с гордостью выступали в роли учителей.
При изготовлении бус, браслетов, «фенечек» мы воспользовались способом плетения «крестики». Этот способ очень популярен и доступен дошкольникам. Цепочка «крестики» - один из распространенных видов украшений из бисера. Элемент плетения – нанизанный в определенном порядке по заранее составленной схеме зафиксированный набор бисера, фиксирующая бисерина которого является началом следующего элемента.
Набираем на леску четыре бисерины, располагаем их посередине лески или нити. Продеваем левый конец нити в четвертую бисерину навстречу правому концу. Концы нити поменялись местами. Получаем первый крестик цепочки. На левый конец нити набираем две бисерины (5-ю и 6-ю, а на правый – одну (7-ю). Продеваем правый конец нити в 6-ю бисерину навстречу левому. Получаем второй крестик. Так же плетем все последующие крестики цепочки.
Звенья цепочки «крестики» можно расширить, удлинить или сделать и то и другое. Такие цепочки называют «колечки».
Эта техника привлекла детей разнообразий комбинаций по цвету, величине, форме используемого бисера, бусин, стекляруса. Различные браслеты, «фенечки» и даже шнурки для сотовых телефонов дети плели для себя, в подарок маме и папе, сотрудникам детского сада. Они изменяли, дополняли готовые схемы и придумывали свои варианты. Изготовление украшений «крестиками» особенно увлекло мальчишек. Это было подобно игре в конструктор, где соединенные детали превращались в оригинальное украшение. Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных, направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев.
Эта техника привлекла детей разнообразий комбинаций по цвету, величине, форме используемого бисера, бусин, стекляруса. Различные браслеты, «фенечки» и даже шнурки для сотовых телефонов дети плели для себя, в подарок маме и папе, сотрудникам детского сада. Они изменяли, дополняли готовые схемы и придумывали свои варианты. Изготовление украшений «крестиками» особенно увлекло мальчишек. Это было подобно игре в конструктор, где соединенные детали превращались в оригинальное украшение. Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных, направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев.
Кроме того, занятия с бисером :
способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
знакомят с особенностями художественного языка;
развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;
развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя ее; способствуют обогащению словаря.
Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой рук. Об этом редко задумываются, но способность работать обеими руками наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи.
А с каким восторгом дети готовились к выставке! При оформлении выставки вместе со взрослыми у детей развивается активность, самостоятельность, инициатива, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, гибкость и оригинальность мышления.