Лариса Старосельцева
Опыт использования проектного метода в логопедической практике.
▼ Скачать + Заказать документы
Главные преимущества этого метода в работе логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику самостоятельности,возможности сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.
Исходя из выше сказанного, я пришла к выводу о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Публикация «Опыт использования проектного метода в логопедической практике,» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Работая над проектом, я выработала определенную последовательность:
Первый этап – выбор темы.
Выбор темы я осуществлю вместе с детьми.
На данном этапе я:
1) ставлю перед собой цель, исходя из потребностей интересов ребёнка;
2) вовлекаю дошкольников в решение проблемы;
3) намечаю план движения к цели;
4) обсуждаю план с родителями (если это необходимо);
5)обращаюсь за рекомендациями к специалистам МБДОУ (если это необходимо);
6)вместе с детьми и родителями составляю план – схему проведения проекта;
7)собираю информацию, материал.
Второй этап – реализация проекта.
Реализацию проектов произвожу через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную) .
Задача, которую я ставлю на данном этапе – создать условия для осуществления детских замыслов.
Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.
Последовательность работы, которую я выполняю на данном этапе:
1. провожу занятия, игры, наблюдения (мероприятия основной части проекта) ;
2. даю домашние задания родителям и детям;
3. поощряю самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.)
Третий этап – презентация проекта.
Стараюсь, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольника, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Задача, которую решаю на данном этапе это: создание условий для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.)
Последовательность моей работы над проектом на данном этапе :
1) провожу презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляю книгу, альбом совместно с детьми;
2) подвожу итоги (выступаю на педсовете, родительском собрании, обобщаю опыт работы)
Четвёртый этап – рефлексия.
Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализ допущенных ошибок, оценки своих достижений.
На данном этапе я обсуждаю с детьми не только то, чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Таким образом, дети могут самостоятельно проанализировать свою деятельность.
При этом не забываю, что дошкольники нуждается в поощрениях. Они ожидают похвалы за выполненную работу.
Мне бы хотелось остановиться на наиболее интересных проектах, которые я провела в своей логопедической практике.
Проект «Логопедические тропинки»- это долгосрочный проект, который я начала реализовывать в сентябре 2015году и завершу в мае 2016 года. Он состоит из мини проектов, которые взаимопроникают друг в друга. При этом стараюсь не забывать, что ребёнок является неотъемлемой частью этих соседствующих, пересекающихся, взаимно заинтересованных мини миров.
«Логопедические тропинки» – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи.
Мини проект «Сказка о Веселом Язычке» направлен на развитие артикуляционной моторики.
Задача мини проекта «Послушный ветерок» - развитие правильного речевого дыхания.
Развитию фонематических процессов поможет мини проект «Рифмушки».
Мини проект «Трудные звуки» поможет усвоению правильного звукопроизношения, а развитию лексико-грамматической стороны речи и составлению связного высказывания - мини проект «Все по порядку».
С помощью мини проекта «Умные пальчики» я развиваю мелкую моторику рук детей, которая имеет большое значение в становлении речи.
Я строю свою работу так, чтобы каждую такую «тропинку» ребенок «прошел» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности.
В ходе проведение проекта «Логопедические тропинки», я ожидаю что:
-произойдет развитию коммуникативных и творческих способностей детей;
-повысится психолого-педагогическая компетенция педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей;
-родители заинтересуются не только результатами, но и самим процессом коррекционно-воспитательной работы.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
Именно поэтому первой «логопедической тропинкой» стала «Сказка о Веселом язычке». В ходе этого проекта я старалась вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат к проведению занятий основного этапа (постановка, автоматизация и дифференциация звуков, познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой и правилами её проведения.
Перед тем как начать проект я провела диагностику для выявление уровня подвижности органов артикуляционного аппарата,
подобрала информацию о значимости артикуляционной гимнастики, подготовила дидактические пособия и презентаций.
Для ознакомления родителей с проблемой провела:
-консультацию «Строение артикуляционного аппарата»,
-беседу «Выполнение основных артикуляционных упражнений»,
-на индивидуальных встречах показала выполнение упражнений, направленных
на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы
звуков,
-создала презентации для родителей.
Работу с детьми я начала с подготовительных упражнений «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее».
Данные упражнения:
-снимают напряжение мышц шеи и плеч;
-вызывают прилив крови к речевым органам;
-являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.
Широко использую в своей практике самомассж. Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц, управлять ими, делает мимику выразительнее.
Разработала комплекс артикуляционных упражнений утренней гимнастики «Веселые язычки».
Очень понравилось детям коллективное придумывание сказок о Веселом Язычке, рисование иллюстраций к сказке.
Для развития артикуляционной моторики я использую элементы биоэнергопластики. Это прием, при котором артикуляционные упражнения провожу одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой, затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.
Заключительным этапом этого проекта стала презентация для родителей. Где я показала приемы выполнения артикуляционных упражнений и как их выполняют дети.
Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Вот поэтому второй «логопедической тропинкой», по которой я предложила «пройти» детям был мини проект «Послушный ветерок». Цель которого: развитие правильного речевого дыхания и направленной воздушной струи.
Вместе с детьми было подготовлено много пособий, ветровичков, игр для развития дыхания. Большой интерес у детей вызвали такие игры как: «Задуй свечку», «Сделай волну», «Мы подуем на плечо» и т. д.
Проведена большая работа с родителями. В консультациях для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика», я предложила комплексы упражнений по развитию речевого дыхания, которые можно выполнять в домашних условиях.
Каждому родителю приготовила памятки : «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать», «Игровые упражнения для развития дыхания» .
В результате проведенного проекта дети научились правильному дыханию при речи, в результате речь стала более чёткой, разборчивой.
Разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.
Сформирована устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
Значительно повысилась грамотность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.
Следующим мини проектом стал проект «Умные пальчики».
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность развития мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Я предположила что, если в системе работы с детьми дошкольного возраста активно использовать упражнения на развитие мелкой моторики в игровых и нетрадиционных формах и приемах, то это эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям.
Цель:
- развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Был составлен план мероприятий, подобран художественная, методическая литературу, игровой и дидактический материал для детей.
Проведена большая работа с родителями.
В ходе консультации «Развитие мелкой моторики» и беседы «Выполнение пальчиковой гимнастики» я раскрыла родителям значение развития мелкой моторики. Объяснила, как выполняется то, или иное упражнение.
Вместе с детьми составили новые комплексы упражнений.
Наряду с работой с родителями я проводила и работу с воспитателями. Консультация «Умная шнуровка пальцам тренировка», помогла воспитателям вспомнить забытые приемы игр со шнурками. Большой интерес у воспитателей вызвал прием определения уровня развития мелкой моторики рук.
В работе с детьми хочется отметить выполнение упражнений в «сухом бассейне» с песком. Песочная терапия давно заняла лидирующее место в логопедической практике. Дети с удовольствием придумывают сюжеты игр с песком, продолжают данные сюжеты.
Итогом этого проекта стала коллективная работа «Песочная страна», где каждый ребенок смог продемонстрировать свои умения и фантазию.
Мини проект «Рифмушки» направлен на развитие фонематического восприятия. В ходе выполнения этого проекта дети научились подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.
Проект привлек внимание родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.
Проект «Трудные звуки» поможет детям овладеть правильным произношением.
После того как все «логопедические тропинки» будут пройдены, я планирую провести развлечение «Страна правильной речи». Где бы каждый ребенок смог показать чему он научился.
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам".. Вот и возникла у меня идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Так и появился проект «Наш веселый огород».
Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами посадили и вырастили растения, ухаживали за ними.
Я научила детей как правильно выбрать место для огорода, вскопать землю, высадить рассаду и семена.
Мы посадили лук и капусту. Лук прижился сразу,а вот с капустой были проблемы. Лето было жаркое и засушливое, поэтому днем нам приходилось притенять наши посадки с помощью веточек, а вечером обязательно поливать. Дети научились наблюдать и рассказывать о том что они заметили, делать выводы. Обогатился словарный запас, расширились представления детей о жизни растений. Я провела и непосредственно образовательную деятельность по теме «Овощи», в ходе которой дети много узнали о овощах и условиях их роста; лепку, рисование по теме для развития мелкой моторики и развития интереса по теме проекта. Дети очень ждали когда же мы получим первый урожай. И вот этот день настал. Лук и капуста выросли на славу. Дети все вмести решили отдать на кухню детского сада, что бы угостить всех.
Так решая простые бытовые задачи я смогла сплотить коллектив вокруг одной цели (выращивания овощей), смогла вовлечь детей в речевую деятельность,обогатить словарный запас, расширить кругозор и т. д.
Лето-это время творчества и свершений. На организацию летнего проекта меня натолкнули сами дети, когда попросили проводить логопедические занятия на улице. Так и получился проект «Наше солнечное лето!» Логопедические занятия я не только перенесла на улицу, но и постаралась их включить в повседневные игры и дела детей.
Работая на клумбе, мы заучивали чистоговорки про цветы, помогая малышам собирать песок, повторяли приметы лета. Работу над развитием мелкой моторики я проводила в песке (песочная терапия). Это позволило детям проявлять больше самостоятельности.
Итогом этого проекта стал праздник «Какого цвела лето?» .Который позволил детям раскрыть свои творческие способности, умение четко и выразительно читать стихи.
Работа нашего детского сада направлено на нравственно-патриотическое воспитании детей. Я как учитель-логопед не могла оставить эту тему в стороне Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Таким образом, я приняла решение разработать и реализовать проект «Этот день Победы».
Проект «Этот день Победы» (проведенный к семидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.) не только воочию познакомил дошкольников с героическим прошлым нашего народа, но и приобщил к великолепному искусству и творчеству наших художников, поэтов и писателей. Дети, затаив дыхание, слушали рассказы о сражениях, воинах, доблести и чести. О том, как весь русский народ поднялся на защиту своей Родин Активный словарь детей пополнился новыми, ранее неизвестными дошкольникам словами, их эмоциональное состояние было восторженным и приподнятым. Дети участвовали в торжественном марше в поселке имени Маршала Жукова. Вернувшись в детский сад, с удовольствием делились впечатлениями с родителями, с братьями и сёстрами, обсуждали увиденное и услышанное. Каждый ребенок подготовил рассказ о своем ветеране, о его подвигах, наградах. Воспитанники делились друг с другом информацией, показывали фото, вырезки из газет.
Дети принесли фотографии своих родственников, которые служат в вооруженных силах Российской Федерации и других силовых структурах.
Каждый ребенок подготовил небольшой устный рассказ о своем защитнике Отечества. В ходе проведения беседы, дети по очереди рассказали о своих героях, показали фотографии. После этого все вместе расположили фотографии на стенде, оформили фотовыставку «На страже Родины». Проделанная работа способствует патриотическому воспитанию, повышает чувства гордости и уважения к истории своей семьи, своего народа.
В группе я организовала выставку военной техники которую дети принесли из дома. Но не просто надо было ее принести и поставить, надо было вместе с родителями подготовить рассказ об этой технике, ее значении в годы войны.
Совместно с детьми мы нарисовали рисунки на тему «Наша армия самая сильная», сделали поделки из пластилина. Эта работа способствовала развитию мелкой моторики.
Почта России предложила нам принять участие в Акции «Письмо ветерану». Воспитанники с удовольствием включились в работу. Выучили стихи про ветеранов, нарисовали рисунки, свернули письма-треугольники.
Я с воспитанниками приняла участие во Всероссийской акции «Сирень Победы». Родители купили саженцы сортовой сирени. Мы торжественно произвели посадку сирени на территории детского сада. Этому предшествовало заучивание стихов о Великой Отечественной войне, поиски информации в интернете о сортах сирени. Дети много узнали нового и интересного.
Непосредственно образовательная деятельность, которую я провела, на тему: «Символы Победы - ордена, медали и знамена», познакомили детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом. Все это помогло воспитать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Организованный музей одного образа «Открытка с днём победы», помогла детям понять, для чего нужна открытка, что на открытках изображено.
Одновременно решались и логопедические задачи : расширялся словарный запас, дети учились строить правильные предложения, составлять рассказы.
Работа над проектом завершилась праздничным концертом посвященным семидесятилетию Победы. В ходе которого, дети сумели продемонстрировать все свои знания и умения.
В своей работе стараюсь не только исправлять недостатка речи, но и прививать общечеловеческие ценности. Познавательно-речевой проект с элементами исследовательской деятельности, который я начала в ноябре 2015года и закончила в феврале 2016 года «Добро начинается с малого. Покормите птиц зимой», стал тому подтверждением. Научить детей сочувствовать, сопереживать, размышлять над отношением людей к природе и при этом переживать гнев и боль от жестокости человека и получать удовольствие и радость от добрых благородных поступков – вот то, от чего зависит формирование основ личности и экологической культуры. Ведь то, что мы вложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Участие в проекте не только детей и педагогов, но и родителей, а также жителей поселка, способствовало формированию ответственного отношения к природе, желание беречь ее и заботиться о братьях наших меньших. Широкий спектр структурных компонентов проекта позволило сделать данную работу интересной и привлекательной. Задачи, которые я ставила перед собой это:
-экологическое просвещение детей и родителей, оказание помощи птицам в зимний период;
-повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников;
-увеличение словарного запаса, закрепление умения правильно строить предложения, высказывать свои мысли.
Перед началом проведения проекта была проведена больная подготовительная работа. Мы оповестили всех детей и родителей группы о проведении проекта «Покормите птиц зимой», разместили объявления в раздевалке,
изготовили для родителей и жителей поселка им. Маршала Жукова агитационные листовки. Воспитанники вместе с родителями сделали кормушки. Всего было изготовлено 19 кормушек. Разместили их на территории детского сада. Каждый день проводили подкормку птиц, наблюдали,результаты записывали, зарисовывали в дневник наблюдений. Параллельно с этой работой я проводила и непосредственно образовательную деятельность и по развитию речи, и по рисованию, и по лепке. Рассказывала о зимующих птицах нашего курского края, об их отличительных особенностях. Дети научились лепить, рисовать, изготавливать из бумаги (аппликация, оригами) птиц. Это имеет больное значение для развития мелкой моторики.
Для проведения викторины «Что мы знаем о птицах», мною было изучено много литературы, что бы выбрать интересные моменты из жизни птиц и познакомить с ними детей. Вечер поэзии «Птицы - наши друзья», показал детям, как поэты в своих произведениях рассказывают о птицах. Воспитанники продемонстрировали свои знания стихов о птицах, соревновались в умении выразительно их читать.
В завершении проекта мной были подведены итоги. Самые активные участники награждены грамотами.
Я заметила что, обогатился и расширился словарный запас детей; усовершенствовалась диалогическая и монологическая речь.
Дети научились четко, понятно и последовательно рассказывать о своих действиях. Сформировалось чувство сотрудничества и взаимопомощи. Дети научились вести наблюдения и делать выводы, получили знания о птицах, узнали о необходимости помогать им в зимний период. Сформировалось желание покормить птиц зимой. Воспитанники приобрели опыт доброжелательного общения со сверстниками во время исследовательской деятельности по проекту.
На педагогическом совете МБДОУ, мной было предложено всем группам провести работу по теме «Покормите птиц зимой». Я разработала план работы МБДОУ по данной теме.
Управление по делам здравоохранения и образования по Курскому району провела конкурс по Акции «Покормите птиц зимой». Мой проект «Добро начинается с малого…» Стал победителем среди образовательных учреждений Курского района.
Участие старших дошкольников в проектах разного вида, творческий характер их деятельности, её привлекательность для каждого ребёнка, открывают для маленького человека новое, интересное и неизведанное.
Знания, приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого проекта, становятся личным достоянием каждого ребёнка, той движущей силой, на которой взращивается личность. Обучение с коррекционной направленностью приобретает форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка, результаты которой интересуют его гораздо больше, чем просто полученная от педагога информация. И речь формируется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и интереснее.
Таким образом, я убедилась, что выбранная мной технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника:
- расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;
- совершенствовать звуковую сторону речи;
- развить способность к словотворчеству;
- формировать личностные качества ребенка;
- развить коммуникативные навыки;
- добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.
Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.