Юлия Шуршова
Формирование предложно-падежных конструкций посредством использования метода моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми моего первого выпуска (дети с ОНР, я обратила внимание на сложность формирования у них грамматического строя речи, а в особенности предложно-падежных конструкций, так как у детей с ОНР наблюдается несформированность пространственных представлений, пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза. Это и подтолкнуло меня к более углубленной работе в этом направлении. Проанализировав специальную литературу, по теме формирования предложно падежных конструкций я пришла к выводу, что детям с ОНР очень сложно дается, как и понимание, так и употребление в речи предлогов, а также предложно-падежных форм. Поэтому я решила использовать для формирования предложно-падежных конструкций метод моделирования, т. к. использование различных моделей и условных заместителей позволяет зрительно представить ребенку с ОНР абстрактные понятия и научится работать с ними, ведь наглядный материал усваивается лучше вербального.
Публикация «Формирование предложно-падежных конструкций посредством использования метода моделирования» размещена в разделах
Данная тема на мой взгляд очень актуальна, т. к. формирование грамматического строя речи ребенка это важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития.
Цель работы способствовать формированию предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи посредством использования в коррекционно-логопедической работе метода моделирования.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза;
2. Формирования представления о лексическом и грамматическом значении предлога, как средства выражения связи между словами в словосочетании;
3. Автоматизация пространственных предлогов в речевой практике.
Перед началом коррекционно-логопедической работы было проведено обследование понимания предлогов, употребление предлогов у детей с ОНР, и также обследование употребления предложно-падежных форм у детей с речевой патологией.
Проведенное обследование выявило качественные и количественные различия в уровне сформированности пространственных функций, что нашло отражение в трудностях понимания и владения предложно-падежными грамматическими конструкциями у детей имеющих ОНР.
На основании полученных в результате обследования данных разработана система работы по формированию предложно-падежных конструкций у детей с речевой патологией, которая включает.
Система работы:
- организация предметно-пространственной среды
- обследование употребления предложно-падежных конструкций
- работа с родителями
- перспективное планирование:занятия по всем образовательным областям,взаимодействие педагога с детьми в режимных моментах,свободная деятельность детей.
Анализируя специальную литературу я выделила основополагающие принципы на которые надо полагаться в коррекционно-логопедической работе:
- принцип комплексности
- принцип системности
- онтогенетический принцип
- принцип учета зоны ближайшего развития
- принцип ведущей деятельности
- принцип учета симптоматики и выраженности дефекта
- принцип постепенного усложнения заданий речевого материала
- принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы.
Эффективная коррекционно-логопедическая работа не возможна без методического обеспечения. Это:
1. Конспекты занятий по формированию предложно-падежных конструкций;
2. Консультации для педагогов и родителей по формированию предложно-падежных конструкций;
3. Перспективное планирование, обеспеченное межпредметными связями с тематическим планированием педагогов группы.
Одним из основных условий успешного решения поставленных задач по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР является дидактическое обеспечение. Это могут быть развивающие игры, схемы, модели и т. д.
В качестве элементов модели могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения, используемые в них;
- контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Мною используются следующие варианты моделей :
- модели обозначающие действия (схематичное изображение "человечка" - идет, стоит, сидит, бежит)
- модели предлогов (схематичное обозначение)
Эти модели используются при составлении словосочетаний и предложений.
В работе по формированию предложно-падежных конструкций используются такие формы работы, как:
- фронтальные логопедические занятия;
- занятия по развитию речи;
- работа в микрогруппах, парах;
- совместная деятельность педагога и детей;
- индивидуальная работа;
- закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, занятий по художествено-эстетическому развитию и т. д.
Эффективность педагогического воздействия во многом зависит от организации взаимодействия с родителями. Это может быть:
- мониторинг
- день открытых дверей
- ежедневное общение
- родительские собрания
- тематические выставки
- консультации
Перспектива работы в данном направлении заключается в реализации намеченного плана и проведение работы по формированию предложно-падежных конструкций методом моделирования, которая покажет насколько повысится уровень сформированности предложно-падежных конструкций при целенаправленной коррекционной работе, а также в тесном сотрудничестве с воспитателями и родителями.
В итоге работы по формированию предложно-падежных конструкций закономерны следующие результаты:
- Метод моделирования позволит добиться значительных результатов в коррекционной работе по развитию речи дошкольников.
- Осознанное употребление предложно-падежных конструкций поможет вырабатывать у детей языковое чутьё.
- Уровнь сформированности предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи приблизится к норме.