Очередько Татьяна Александровна
Опыт использования игровой технологии в физическом воспитании дошкольников во взаимодействии с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье описан опыт эффективного использования игровых технологий в физическом воспитании детей во взаимодействии с родителями, которые вносят новые формы в воспитательно - образовательную работу. Показано, что использование игровых технологий способствуют укреплению взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами.
Публикация «Опыт использования игровой технологии в физическом воспитании дошкольников во взаимодействии с семьёй» размещена в разделах
Ключевые слова: игровые технологии, игра, физическое воспитание, новые формы, взаимодействие, физическое развитие, сотрудничество.
«Опыт использования игровой технологии в физическом воспитании дошкольников во взаимодействии с семьёй»
Очередько Татьяна Александровна, город Томск, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вила №99, инструктор по физической культуре, E-mail, aleksandr.oap@yandex.ru
«Воспитание менее всего слова, то есть слова в последнюю очередь, прежде всего, поступок, действие, пример» А. Маркуша. Детей в 21 веке должны развивать педагоги 21 века, подготовленные, свободные от педагогического стереотипа, способные глубоко осмысливать передовую практику и научные исследования в своей профессиональной деятельности. Хочу поделиться опытом использования игровых технологий по физическому воспитанию в совместной деятельности с детьми, родителями и воспитателями. Дети – это счастье для родителей, если созданы неустанным трудом взрослых. Занятия с детьми требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и родители счастливы тогда, когда глаза детей наполнены радостью. В последние годы одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» (закон Российской Федерации «Об образовании» и Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении). Важность и необходимость такой работы понимают все специалисты дошкольных учреждений, в том числе и инструкторы по физической культуре. Физическое воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Семья закладывает основы характера ребенка, формирует взаимоотношения с окружающими людьми. В современном мире живое общение родителей и детей становится редкостью. Его заменяют Интернет, телефон, телевизор. Основная забота родителей - работа, на душевные разговоры с детьми им не хватает времени. А ведь непосредственное общение очень важно как для детей, так и для родителей, просто взрослые часто не осознают это. Еще большим дефицитом является совместная деятельность родителей и детей. Перед педагогами встаё т вопрос: «Как сделать родителей своими единомышленниками? Как привлечь их к совместному участию с детьми в различных мероприятиях? Как заинтересовать их нашей деятельностью с детьми и завоевать у них доверие?» Конечно, эти вопросы задавал себе каждый из педагогов. Родительские собрания, индивидуальные встречи, информационные стенды, консультации, круглые столы – это все нужные формы работы педагога с семьями детей. Но необходимо, что – то более эффективное. Основным средством и методом развития и обучения детей является игра, язык, который легко понимают и принимают дети. Рациональные и словесные методы обучения вызывают скуку у детей и родителей. А игра является источником радостных эмоций, здоровья, хорошего настроения, позитивных реакций и заодно способствует соединению с познавательной деятельностью. Игра уникальная форма, которая позволяет сделать взаимодействие педагогов, детей и родителей не только интересным и увлекательным, но и помогает корректировать возрастные проблемы, сложности во взаимоотношениях. Поэтому для решения всех поставленных вопросов, стали использовать в своей работе игровые технологии. Игровая технология в физическом воспитании, что это такое? Прежде всего отсутствие жёстких действий, вариативные условия их выполнения обеспечивают широкие возможности для развития самостоятельности и творчества. Поскольку движение является компонентом всех видов деятельности детей: повседневной, игровой, изобразительной, образовательной, экспериментальной и другими видами деятельности, то образовательная область «Физическое развитие» успешно интегрируется со всеми образовательными областями. Игровые технологии используются для развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости); формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений. Используя игровые технологии, необходимо всегда помнить, что игра -это не самоцель, а средство объединения родителей, детей и педагогов. Кроме этого повышение коммуникативных умений и навыков. Кто сможет быть помощником в решении задач по физическому воспитанию детей? Конечно, семья! Поэтому мне, как инструктору по физической культуре необходимо привлекать родителей в процесс по физическому воспитанию детей. Кто главные помощники в организации и проведении совместных мероприятий? Конечно воспитатели, которые тесно общаются с родителями и являются связующим звеном. Организация взаимодействия с семьей – работа сложная, не имеющая готовых рецептов. Её успех зависит от интуиции, инициативы и терпения педагога. Он должен быть или научиться стать искренним и профессиональным помощником в семье. Поэтому, мероприятия, которые планируются с родителями и детьми должны быть необычными, динамичными, проходить ярко и занимательно. Подготовка к таким мероприятиям не должна занимать много времени и ни требовать больших материальных затрат. Самое главное, чтобы и дети, и родители принимали в них активное участие. Что даёт совместное общение детей и взрослых в подобных мероприятиях? Эти встречи дают возможность родителям лучше понимать детей, увидеть их в естественной атмосфере общения с другими детьми. Дети, по своему, начинают понимать, что родители интересуются их жизнью и раскрепощаются. Неожиданные общие задания, совместное творчество детей и родителей, доброжелательная обстановка, помогает всем получить заряд положительных эмоций, появляется чувство причастности к одному общему делу. Взрослые в этот момент снова чувствуют себя детьми, а дети приобретают опыт общения со взрослыми на равных. В каждой работе есть положительные моменты и «подводные камни». Это видно сразу на первом мероприятии. Когда взрослые увлекаются, то сами становятся детьми и неосознанно начинают подавлять активность ребенка. Наша задача, как педагогов, раскрыть и показать родителям творческий потенциал детей, а не делать из него пассивного созерцателя. Другая опасность подстерегает педагога в работе с детьми, родители которых не смогли прийти на мероприятие. К таким детям нужно отнестись очень внимательно, чтобы они не почувствовали себя одинокими и брошенными на общем празднике. Дети и родители в совместных заданиях занимаются с мячами, скакалками, обручами, модулями и другими физкультурными пособиями. Дети соответственно применяют знания, полученные на физкультуре. На каждом мероприятии применяются элементы игровой технологии : - для закрепления двигательных действий - подвижные игры и игровые упражнения, имитационные упражнения, народные подвижные игры, авторские подвижные игры, современные игры, элементы спортивных игр — баскетбол, волейбол, футбол. Для развития физических качеств различные эстафеты. Подвижные игры - для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения, для получения положительных эмоций. Результат использования игровой технологии в совместных мероприятиях: у детей и родителей активная двигательная деятельность игрового характера вызывает положительные эмоции, усиливает физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем. Таким образом, игровая технология в совместных мероприятиях с родителями и детьми охватывает определённую часть образовательного процесса. Чем мы можем поделиться в плане использования игровых технологий с целью физического и интеллектуального развития детей, общения педагогов, родителей и детей в процессе сотрудничества. Предлагаем вашему вниманию некоторые мероприятия, которые позволяют родителям стать активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Формы игровых технологий разнообразны, поэтому главное действие педагогов подбор интересных мероприятий, которые помогут решить поставленные задачи. Можно использовать разные формы организации встреч с родителями. Это могут быть: интеллектуально спортивные праздники по различным тематическим неделям или темам не входящим в тематический план, например: «Путешествие по странам и континентам» путешествуя на «Быстролёте», который дети вместе с родителями строят из модулей по схеме, они знакомятся с разными странами, достопримечательностями, песнями, играми, танцами. «День рождения ёлочки» с элементами театрализации, где актёрами являются родители. «Взрослые – наши друзья» задания планируются так, чтобы взрослые были незаметными помощниками в трудных ситуациях, мастер – класс «В гостях у Помогатора» совместное изготовление новогодних украшений помогает сказочно украсить группу. «Путешествие за цветком Дружбы», где в процессе решения нравственных ситуаций, родители дети и педагоги выполняют двигательные задания во время путешествия, играя определённые роли. Не могли мы оставить в стороне знаменитую игру КВН: «Дорожная грамота» с участием инспектора ДПС и показом родителями сказки «Теремок» по теме ОБЖ, «Скажем здоровью да!» где родители не только участвовали в играх эстафетах, но и были создателями рекламы, сказочниками, поварами. Сколько положительных эмоций принёс не только детям и педагогам, но и родителям праздник: «Фестиваль юных талантов», «Минута славы» где родители были режиссёрами, модельерами, и просто заботливыми и заинтересованными жизнью детей родителями. Присутствие детей и родителей из разных групп никак не отражалось на атмосфере праздника. Огромное внимание и жаркие аплодисменты были адресованы каждому ребё нку и взрослому: фокуснику, скрипачу, певцу, чтецу, танцору, каратисту, гимнасту и др. Мы подумали и решили, почему не провести «Модный приговор» в стенах детского сада и связать это мероприятие с актуальной темой – экологией. Ведущие: Кот Базилио, обвинение – Лиса – Алиса, защитник – «конфетка». Каждый ребёнок вместе с мамами представили, как можно использовать ненужные казалось бы предметы или материалы: из конфетных фантиков -конфетка, газетный принц, из фольги зимняя фея…. Помощники, как всегда – родители. Сколько понимания и сопережевания принёс благотворительный концерт «Дари добро» и ярмарка – продажа поделок, сделанных руками родителей и детей. Совместный проект с родителями и детьми «Театральная гостиная», помогает детям раскрепоститься, развивает актёрские умения и навыки, творческие способности. Играя рядом с детьми, взрослые получают то, чего не могут добиться нотациями и нравоучениями. Они лучше начинают понимать мир ребёнка. «Семейная гостиная», где можно запланировать игры – аттракционы, кроссворды, математические задания, объединить полученные знания в одном совместном мероприятии. Игра «Что? Где? Когда?» - родители зрители, а дети – знатоки, их всех объединяют интересные задания, совместный спортивный танец, гимнастика для глаз на интерактивной доске, необычное задание «Покажи цифру». Дети принимают положение соответственно схеме на доске. Очень интересная форма работы родительский клуб «Планета детства». Сами родители предложили проводить совместные с детьми мероприятия, чему мы были очень рады и конечно поддержали их желание. Спортивный праздник «Папа – гордость моя» собрал много желающих, где папы показали не только свою силу и ловкость, но и умение петь вместе с детьми. Мир детства неповторим и скоротечен, если между детьми и родителями сложатся доверительные отношения, будут общие дела, взаимопонимание, то в дальнейшем этот контакт сохранится. Главное не потерять ниточку взаимопонимания, ведь детям хочется быть рядом с мамой или папой и вместе решать, создавать. Этот час тесного общения сближает не только детей и родителей, но и конечно педагогов и родителей. Они другими глазами смотрят на наш труд, видят, что это идёт от души, а не формально. Каждое проведё нное мероприятие мы анализировали: минусы и плюсы. Оценивая нашу совместную деятельность: родители, дети, воспитатели, инструктор по ф/к пришли к единодушному мнению, что в целом работа эта с использованием игровых технологий плодотворная, интересная и очень полезная для всех участников. Искренняя благодарность родителей в наш адрес, это положительный анализ работы, и значит, имеет место на дальнейшее существование. Опыт нашей работы показал, что встречи родителей и детей должны проходить постоянно, быть яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения между родителями, детьми и педагогами создаётся комфортная обстановка для сотрудничества и достижения поставленных задач, и самое главное формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты. Все мы, взрослые, хотим видеть своих детей здоровыми и умными, послушными и успешными, хорошо физически развитыми. Список можно продолжить до бесконечности. В детском саду внедряются новые программы и технологии, дома ребёнка возят на различные мероприятия. Это естественно хорошо, но, главное – за всем этим не забыть: прежде всего, дети должны расти счастливыми. Только счастливый ребёнок может быть физически и душевно здоров, развивая свои физические и интеллектуальные возможности. Таким образом, можно прийти к выводу, что необходимо использовать такие формы работы с родителями, в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса, создается атмосфера взаимоуважения. Это позволяет повысить уровень физической культуры детей, используя потенциал каждого ребенка.
Литература:
1. Л. Н. Волошина, Е. В. Гавришева, Н. М. Елецкая, Т. В. Курилова, Волгоград, Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников, издательство «Учитель», 2013г;
2. Волошина Л. Н. «Играйте на здоровье!», Программа и технология физического воспитания детей 5 -7 лет, М. : АРКТИ, 2004г.
3. «Вместе с семьёй» : пособие для студентов дошкольных отделений педагогических колледжей /под общей редакцией Михаленко В. М. – Белгород: Принт – Мастер, 2009г;
4. Микляева Н. В, Морозова Л. Д, Прищепа С. С, ТЦ Сфера, 2015г.