МААМ-картинки

Опыт формирования безопасного типа поведения у детей старшего дошкольного возраста через ситуации, связанные с общением

Татьяна Васильева
Опыт формирования безопасного типа поведения у детей старшего дошкольного возраста через ситуации, связанные с общением
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт формирования безопасного типа поведения у детей старшего дошкольного возраста через ситуации, связанные с общением

1. Теоретическая часть.

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек. В третьем тысячелетии актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности в связи с проявлениями разрушительных сил природы, увеличения количества промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях (Б. Мишин, В. Сапронов, А. Смирно и т. д.).

Публикация «Опыт формирования безопасного типа поведения у детей старшего дошкольного возраста через ситуации, связанные с общением» размещена в разделах

Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. К сожалению, мы слишком часто видим по телевизору и читаем в газетах объявления о пропаже детей и другие неприятные случаи, виновниками которых становятся незнакомые люди. Ребенка может обидеть каждый, но мы в состоянии защитить его от подобных вещей. Малыша нужно учить поменьше общаться с незнакомцами, держаться от них подальше. Если в семье есть маленький ребенок, хочется дать ему все самое лучшее, обезопасить его от всех дурных влияний внешнего мира. И неприятности подстерегают вас там, где вы меньше всего их ждете. Чужие дяди и тети с плохими намерениями могут подстерегать детишек в любом возрасте. Необходимо сделать так, чтобы ребенок не попался на удочку незнакомца.

Как же обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, выход из которых требует от него знаний и умений.

Пока дети находятся в заботливых руках родителей, взрослые, а тем более дети, не задумываются серьёзно над проблемами безопасности. Полностью оградить ребёнка от любых происшествий можно при условии, если взрослые будут целый день рядом с ним, не отойдут ни на шаг, да ещё станут держать его за руку. Но скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребёнка надо будет отпускать от себя. Готов ли ребёнок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока он рядом с нами.

В Федеральном государственном стандарте говорится о том, что на этапе завершения дошкольного образования «ребенок может соблюдать правила безопасного поведения» (п. 4.6, а для этого необходимо «формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (п. 2.6). Поэтому мы решили найти наиболее оптимальные пути, способы, технологии формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, в частности в ситуациях, связанных с общением со сверстниками и взрослыми.

Анализ психолого-педагогических исследований и методической литературы.

В определении понятия «безопасность» можно выделить базовые элементы:

Официальное понятие «безопасность» сформулировано в Законе РФ «О безопасности» и трактуется как «…состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Большая часть авторов (Н. А. Едимская, М. А. Котик, Р. Б. Стеркина) под безопасностью понимает состояние потенциальной жертвы, объекта опасности;

Безопасность – возможный и ожидаемый эффект достижения социально-приемлемого уровня риска (Сулла М. Б.).

Культура безопасности – это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области (Власова Л. М.)

Культура безопасности жизнедеятельности ребенка – это совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свою жизнь и здоровье (Садретдинова А. И.).

Личность безопасного типа – человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений (Садретдинова А. И.)

В. Н. Мошкин выделил направления (компоненты) воспитания культуры безопасности : воспитание мотивации к безопасности – формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления – формирование компетенций безопасного поведения – физическая готовность к преодолению опасных ситуаций – готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности – подготовка к безопасному поведению – качества ребенка, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н. А. Едимская, М. А. Котик, Л. А. Михайлов, С. А. Проскурин, Ю. В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Т. Г. Хромцова и др.).

Дошкольный возраст важен и благоприятен для освоения детьми опыта безопасного поведения, необходимых знаний, навыков, компетенций, становления качеств, характеризующих личность безопасного типа (Н. Авдеева, А. Баранов, Г. Казанцев, О. Князева, Р. Стеркина).

В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению в ситуациях, связанных с общением с незнакомыми людьми и со сверстниками.

Так, программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», разработанная кандидатами психологических наук Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Она содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за свое поведение. Цели программы так и звучат: сформировать у ребенка навыки разумного поведения; научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Основное содержание работы по программе строится по направлениям: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города».

В раздел «Ребенок и другие люди» авторы программы сочли необходимым включить особое содержание, которое отражает общие изменения, происходящие в нашей жизни. Ребенок должен понимать, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми. Нередко дошкольники считают, что опасными являются люди с неприятной внешностью или манерой поведения. Авторы рекомендуют в таких случаях показать детям моменты не совпадения приятной внешности и недобрых намерений. Подобные ситуации предлагается проиллюстрировать на доступных пониманию детей примерах из знакомых сказок и литературных произведений («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - злая мачеха, прикинувшись доброй старушкой, угостила царевну отравленным яблоком; «Золушка» - неприглядный наряд и внешность героини и ее доброта; «Аленький цветочек» - в страшное чудовище был превращен добрый принц) или обсудить со старшими детьми примеры из их жизненного опыта. Особо рассматриваются типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребенка пойти или поехать с ним, обещая что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по отношению к ребенку (хватает за руку, затаскивает в машину и т. д.). При этом детей учат приемам защитного поведения - громкий крик, призывы о помощи («Помогите, чужой человек», привлечение внимания окружающих иными способами. Важно объяснять детям (отрабатывать в ходе специальных тренингов) поведение ребенка в подобных ситуациях, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. Педагогам и родителям следует понимать, что формирование дисциплинированного поведения и уважения к старшим не противоречит таким формам поведения ребенка, когда ему надо противостоять уговорам, предложениям, запугиваниям, уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые могут втянуть ребенка в опасную ситуацию (уйти далеко от дома, пойти посмотреть на стройку, разжечь костер, забраться на чердак, спуститься в подвал и т. п.). Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома - и об этом ребенок должен быть предупрежден: не входить в подъезд одному, без родителей не открывать дверь чужим, даже если они действуют якобы от лица родителей. Авторы предлагают проводить с детьми игровые тренинга, в которых разыгрываются разные жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами («Волк и семеро козлят»). Авторы предусматривают также обсуждение такой ситуации, когда ребенок дома или на улице становится объектом сексуального насилия. В разделе разъясняется поведение педагога, если ребенок доверил ему свою тайну. Не следует показывать испуг, гнев, смятение или отвращение. Возможно, что педагог является единственным взрослым, посвященным в происходящее, поэтому несет моральную ответственность в данной ситуации и должен поддержать ребенка и принять необходимые меры, чтобы помочь обратиться к компетентным людям.

Основным условием работы по разделу «Эмоциональное благополучие ребенка» авторы считают профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением. Негативное влияние на эмоциональное состояние оказывают возникающие у детей страхи (боязнь темноты, животных, посторонних людей, сказочных персонажей и даже состояние оказаться в центре внимания и т. п.). Поэтому авторы программы ориентируют взрослых на внимательное отношение к этим явлениям у детей, предлагая им рассказать о своих переживаниях. Вместе с тем важно предостерегать детей от реальных опасных ситуаций : весной ходить по тонкому льду, купаться без присмотра взрослых, перебегать улицу в неположенном месте и т. д. Неблагоприятная атмосфера в группе нередко возникает при конфликтных ситуациях между детьми, когда кто-либо из детей стремится удовлетворить свои желания, не считаясь с потребностями других. Конфликты неизбежны, так как ребенку порой трудно ориентироваться на желания сверстника, понять, что он чувствует. Поэтому важно научить детей способам выхода из конфликтной ситуации, не доводя дело до ссор и драк. Необходимо также создавать условия для профилактики возникновения конфликтных ситуаций (использовать беседу, игру-драматизацию, научить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их соответствующим образом, понятным окружающим людям, а также спокойно относиться к желаниям и суждениям других детей.

Авторы другой программы - «Детство» также предлагают пособие «Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство» (Деркунская В. А., Гусарова Т. Г., Новицкая В. А., Римашевская Л. С.). В нём представлены содержание и педагогические технологии организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по образовательной области "Безопасность". Даны методические рекомендации по воспитанию безопасного поведения дошкольников в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми, которые подкреплены методическими подсказками (примерные планы работ, дидактические игры и ситуации, конспекты занятий, а также рекомендуемую литературу для чтения детям по теме "Безопасность"). Авторы выделяют раздел «Воспитание безопасного поведения детей в общении с незнакомыми людьми» и предлагают примерное содержание правил поведения в общении с незнакомыми людьми, доступное детям старшего дошкольного возраста :

Ребё нок должен знать:

свой домашний телефон;

незнакомцы - это те люди, которых ребёнок не знает, не узнаёт, даже если они обращаются к нему по имени; о несовпадении приятной внешности чужого человека и недобрых намерений.

иметь представление, как вести себя, если чужой приходит в дом, а ребёнок дома один;

как отвечать на телефонные звонки, когда взрослых нет дома;

понимать опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми на улице;

в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека (хватает за руку, затаскивает в автомобиль) необходимо кричать, бежать, рассказывать.

Ребё нок должен уметь:

отличать незнакомцев; отвечать на звонки в дверь и по телефону, когда взрослых нет дома; сказать "нет" другим детям, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию;

в случае любой беды оказать помощь или обратиться за помощью ко взрослым;

пользоваться телефоном для вызова службы помощи;

в игре отражать разные ситуации из жизни, связанные с соблюдением правил безопасности.

Целью парциальной программы "Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет" (автор Л. Л. Тимофеева) является формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни, неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности. Данная программа предлагает пути решения задач обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и выбора оптимальных методов и содержания работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе. Основной формой реализации данной программы являются личностно ориентированные образовательные ситуации как основа организации детских видов деятельности. Дети научаются самостоятельно находить выход из предложенной проблемной ситуации.

Содержание работы по программе, как и в предыдущих, также строится по направлениям: «Природа и безопасность», «Безопасность на улице», «Безопасность в общении», «Безопасность в помещении».

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и возрастной спецификой детей старшего дошкольного возраста в разделе "Безопасность в общении" выделяют следующие задачи, решаемые парциальной программой "Формирование культуры безопасности" :

формировать осознанное отношение к собственной безопасности в общении, подводить детей к пониманию правил поведения при контакте с незнакомыми людьми в ходе чтения произведений художественной литературы, наблюдений, анализа ситуаций;

• обогащать коммуникативный опыт в ситуациях общения со сверстниками, старшими детьми, взрослыми, формировать элементарные умения, связанные с пониманием побуждений партнеров по взаимодействию, проявляемыми ими чувствами;

формировать представления о правах и обязанностях ребёнка, о доступных способах защиты своих прав, учить выявлять наиболее очевидные факты их нарушения

формировать и обогащать опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий;

• закладывать основы психологической готовности к преодолению опасных ситуаций.

Данная программа реализуется совместно со всеми специалистами образовательной организации и родителями воспитанников. Культура безопасности не может формироваться изолированно – только в саду, или только в семье. Роль всех взрослых, участвующих в жизни ребенка, невозможно переоценить. Но первична роль семьи. Именно родителями формируется психологическая готовность к безопасному поведению. В пособии представлена тактика планомерного решения поставленных задач во взаимодействии специалистов ДОО с семьями воспитанников с использованием современных форм организации совместной деятельности детей и взрослых.

Литература:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста» : Просвещение, 2007.

2. Авдеева Н. Н., Князева, О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1– 4: Для детей старшего дошкольного возраста. — М. ; Просвещение. — 2006.

3. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольнику /К. Ю. Белая. — М. : Детство, 2006. — 210с.

4. Деркунская В. А., Гусарова Т. Г., Новицкая В. А., Римашевская Л. С. «Образовательная область «Безопасность. Как работать по программе «Детство» - СПб. :ООО «Издательство Детство-пресс», 2012. – 144с.

5. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. -СПб. : ООО «Издательство Детство-пресс», 2015. – 160с.

6. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Планирование образовательной деятельности в старшей группе : методическое пособие. -СПб. : ООО «Издательство Детство-пресс», 2015. – 192с.

7. Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. «Проблема формирования культуры безопасности дошкольников» М. : Педагогическое общество России, 2013.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 32с.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста Презентация (выступление) 2 слайд Тема моей творческой работы: «Формирование основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного.

Игра как средство формирования навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах Саранска возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно - транспортных.

Формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения Формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице, дороге, в транспорте. Уважаемые коллеги! Мы.

Опыт работы: «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 4 г. Котово Волгоградской области Опыт работы на тему: «Формирование.

Опыт работы по изучению с детьми дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге Грасс У. С. На протяжении нескольких лет мною ведется систематическая работа по обучению детей правилам дорожного движения и привитию навыков.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города» Добрый день уважаемые коллеги! Статистика утверждает, что очень часто причинной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.

Консультация «Основы формирования навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста» Бронникова Е. А. Основы формирования навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста Важнейшим условием решения сложных.

Формирование родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт формирования безопасного типа поведения у детей старшего дошкольного возраста через ситуации, связанные с общением
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 17:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт формирования безопасного типа поведения у детей старшего дошкольного возраста через ситуации, связанные с общением» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Васильева (УИ 149237) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД