Папки-передвижки

Опыт: «Формирование эстетического отношения к природе посредством изодеятельности»

Наталия Локтионова (Трачукова)
Опыт: «Формирование эстетического отношения к природе посредством изодеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

I. СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

1. Тема опыта : «Формирование эстетического отношения к природе

посредством изобразительной деятельности»

2. Автор опыта : Локтионова Наталия Леонидовна

3. Должность автора: воспитатель

4. Место функционирования опыта : 403120, Волгоградская обл. ,

г. Урюпинск,

Муниципальное бюджетное

Дошкольное образовательное

учреждение

Детский сад №3 «Колобок»

5. Новизна опыта : поисково-изобретательский.

Публикация «Опыт: „Формирование эстетического отношения к природе посредством изодеятельности“» размещена в разделах

6. Материалы, иллюстрирующие опыт : Опыт представлен данным описанием и 8 приложениями.

II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

1. Актуальность опыта.

Умение разумно относиться к природе сегодня - это настоящая проблема века. В дошкольном детстве формируются основы экологического сознания. Гуманно-целостное отношение детей к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональная отзывчивость на состояние природы, положительный интерес к объектам и явлениям природы, осуществляется через наблюдения, экскурсии, беседы, экологические игры. Но из опыта работы с детьми по теме видно, что, например, художественные картины (репродукции, непосредственно творческая деятельность подчас воздействуют значительно сильнее, чем само наблюдаемое (обсуждаемое) явление или объект. Ведь взрослый привык прививать детям бережное отношение к предметам быта, одежды, картинам и др., созданному руками человека, с самого раннего детства. Сам он так же бережно относится к этому. А вот в природе без зазрения чаще всего люди при необходимости, а иногда и без нее, сломают ветку, нарвут букет лесных цветов вместе с корнем, разрушат грибницу, собирая грибы и т. д. Это происходит и на глазах у детей. Конечно, правильнее сначала воспитать взрослого, а потом учить ребенка, но это не всегда возможно и действенно. Поэтому можно сформулировать следующую гипотезу : необходимо идти от обратного - учить детей видеть и ценить то, что имеем в быту и связывать это с тем, что всё прекрасное дала природа. То есть у детей дошкольного возраста продуктивно воспитывать любовь к природе через изобразительное творчество в различных его гранях.

Отсюда следует, что воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, умение видеть и ценить, а так же приумножать дары природы – одна из актуальных задач сегодняшнего дня. И ее решение наиболее оптимально через развитие умения передавать чувства и переживания не столько с помощью слова, сколько с помощью языка искусства, языка художественного творчества.

В данном опыте решены следующие проблемы:

- анализ чувственно-эмоциональной реакции на художественное творчество и развитие умения детей видеть изображенные чувства в картине (рисунке) непосредственно в окружающей среде ( схема решения:

живопись + природа = развитие личности);

- развитие умения видеть, чувствовать, замечать разнообразие природы и переносить свои впечатления на лист бумаги ( схема решения:

природа + живопись = развитие личности);

- формирование творческих способностей и экологического мировоззрения детей, способствующих развитию разносторонней, сопереживающей, целеустремленной личности ( схема решения:

личность = природа

+

живопись)

1. Педагогические задачи.

Предметом обобщения опыта является :

- формирование умения у детей дошкольного возраста в процессе организации творческой деятельности, выставок детского творчества и проведения праздников, развлечений, постановок экологических спектаклей желания больше узнать об объектах и явлениях природы;

- формирование умения сравнивать и передавать свои впечатления в творческом процессе и в непосредственной деятельности в природе;

- формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках;

- формирование практических умений через активное включение ребенка в эстетическую и экологическую деятельность.

Природа является богатым источником детских впечатлений и ощущений, поэтому основной целью работы является: способствовать становлению более совершенного, мыслящего маленького человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане посредством изоэкологии.

Изоэкология – еще новое, мало использованное слово, которое соединяет в себе изобразительную деятельность и экологическое образование. Изоэкология – это вид детского творчества, в котором художественные образы создаются из природных материалов, а сюжеты в рисовании черпаются из природного окружения. (Сердитых Е. В.)

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

1. Экологические:

- Учить детей воспринимать мир с позиций красоты (эстетика) и добра (этика).

- Раскрыть три закона красоты, забытых в основе своей сегодня: мера, целесообразность, гармония.

- Разъяснить детям эстетические категории : возвышенное, безобразное, трагическое, комическое посредством наблюдений в природе и эмоционального отклика в художественном творчестве.

2. Изобразительной деятельности:

- Развивать умение ценить прекрасное в природе и передавать свои представления и переживания в рисунке.

- Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал ребенка.

- Заложить основы культурно-экологического и эстетического сознания как базиса личностной культуры.

2. Педагогические средства.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме;

- изучение педагогического опыта;

- наблюдение за деятельностью дошкольников;

- классификация, систематизация и обобщение полученной информации.

Процесс экологического образования и эстетического воспитания детей в группе осуществляется с помощью определенных средств: природы, искусства, быта, деятельности.

Средством быт становится тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и действию для создания красоты. В процессе этого выполняются три правила:

- замечать красоту;

- жить в красоте;

- поддерживать и создавать красоту вокруг себя.

Природа как средство – это когда воспитатель, используя ее возможности, делает ее наглядной для ребенка. Ведь именно через нее можно увидеть гармонию, то есть основу красоты: разнообразие и сочетание красок, форм, звуков.

Искусство – это средство по сути своей. И не только живопись, но и музыка, литература, архитектура и др. способствуют развитию эстетических, этических и экологических качеств личности.

Раннее приобщение детей к искусству способствует зарождению в душе ребенка эстетического восприятия действительности.

Деятельность детей как средство – это когда ребенок творит что-либо самостоятельно, основываясь на полученных знаниях, умениях, навыках и впечатлениях. Художественная деятельность – это процесс выражения отношения ребенка к окружающему миру и к себе.

В процессе работы по теме использую такие ведущие методы как:

- словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях);

- наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого);

- практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе).

При использовании этих методов важно уметь показать свои чувства, переживания, свое отношение к чему-либо или кому-либо, владеть способами выражения этих чувств, чтобы правильно и в необходимой мере затронуть душу ребенка.

В ходе непосредственной образовательной деятельности и в повседневной деятельности использую такие формы организации детей, как индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, коллективная. Использование различных форм работы в течение дошкольного детства способствовало поднятию эстетической культуры детей и их экологического развития. Дети стали более осознанно воспринимать увиденное, выносить из этого соответствующий смысл.

3. Технология опыта.

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. И мы должны помочь ему в этом многоцветном и многогранном мире найти красоту и полюбить, понять природу и искусство. Это поможет малышам приобщиться к доброму и светлому, осудить злое и низкое. Именно в этом помогает изоэкология. Осваивая в жизни цвет, линии, звуки, симметрию и асимметрию, формы и свойства ребенок постигает прекрасное.

Ведущую роль в изоэкологии играет формирование у детей познавательного интереса к природе и искусству. Положительный интерес к природному окружению и живописи, с одной стороны, является стимулом в развитии у ребенка творческих способностей, а с другой стороны является стимулом для развития бережного отношения к природе, умения видеть ее красоту и неповторимость. Экологическое воспитание является составной частью эстетического и нравственного воспитания. Поэтому экология – этика – эстетика – это три единства сознания и поведения каждой личности.

Для формирования культурно-экологического и эстетического сознания ребенка важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности данного вопроса, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

Таким образом, вырисовывается следующий механизм: мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = развитие эстетической и нравственной основы личности.

Принцип работы по данному механизму – это принцип спирали: каждая из них в основе своей себя повторяет, то есть одно не возможно без другого, но с уже более планомерным и неизбежным углублением и усложнением.

Главная особенность механизма заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Это служит благоприятной основой для последовательного, постепенного усвоения знаний, умений, навыков, для творческого и экологического развития сознания ребенка.

В работе по теме особое внимание уделяется:

- развитию интеллектуальных способностей ребенка, а именно развитию способности к анализу экологической или эстетической ситуации;

- развитию эмоционального отношения к природе и живописи, собственному творчеству;

- развитию нравственности: воли, настойчивости, ответственности.

Вся работа по теме разделена на три этапа:

1. Рассматривание репродукций пейзажей, натюрмортов, книжной графики.

2. Наблюдение в природе.

3. Раскрытие детских впечатлений посредством художественного творчества.

На первом этапе, опираясь на имеющийся детский опыт, рассматриваю с детьми репродукции пейзажей, натюрмортов, портретов с пейзажным фоном известных русских художников, детскую книжную графику. Правильно выбранные репродукции картин для рассматривания с детьми способствуют полихудожественному развитию детей, подводя их к усвоению взаимосвязей между художественными образами изоискусства, музыки, литературы и наблюдениями в природе.

Художественные картины помогают передавать чувства и переживания с помощью языка искусства. Используемые в работе условные обозначения, чертежи, изоалгоритмы, настольно-печатные и дидактические игры, способствуют развитию у детей умения чувствовать поэзию картины, музыку ее художественно–образного содержания, понимать язык изоискусства, сочетающийся с языком природы, умело сравнить изображенное на картине с увиденным в природе. (Приложение № 1)

На втором этапе прививаю детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам и явлениям. Здесь осуществлять учебно-познавательный процесс помогают игры – путешествия, занятия – рассуждения, наблюдения, экскурсии, экологические игры, викторины, природоохранные, творческие проекты и акции, практическая деятельность в природе. (Приложение № 2)

Третий этап – активизация и закрепление полученных знаний, происходит в процессе непосредственной образовательной деятельности и в свободной творческой деятельности детей. В процессе чего дети учатся использовать в изобразительном творчестве различные способы и техники рисования, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист. (Приложение №3)

Используя образы живописного искусства, музыки, литературы, как и самой природы, для младшего дошкольного возраста более целостно, обобщенно, затем, по мере взросления ребенка, начинаю уделять внимание деталям, признакам, новым граням и оттенкам того же явления или предмета, находя совместно с детьми причинно-следственные связи. Таким образом, от обобщенной формы постепенно перевожу детей к более детальному постижению мира. Дошкольники становятся непосредственными участниками этой деятельности и наблюдая за деятельностью взрослого, и практически участвуя в ней.

Наибольшее место в системе работы по теме отводилось совместной деятельности воспитателя с детьми. Организация работы строилась с учетом дифференцированного подхода. В основе деятельности необходимым являлась мотивация.

Полученные знания не должны забываться, а поэтому они постоянны, последовательны, систематизированы и постепенно расширяются, углубляются и обобщаются.

Выходной результат работы по теме виден в работе кружка: «Как прекрасен этот мир». Это кружок по театрализованной деятельности. При составлении тематического планирования кружковой работы, большое внимание уделяла расширению перспектив развития познавательно-творческой деятельности путем включения дошкольников в мыслительные, практические и творческие действия, что способствует формированию у воспитанников экологических знаний и представлений, эстетических понятий и навыков. Ведь именно театр позволяет «войти в жизнь другого существа изнутри». (Приложение №4)

Музыкальная и изобразительная деятельность и прежде всего художественные произведения о природе вызывают самые яркие эмоциональные впечатления дошкольников, а создание декораций, прорисовка масок, художественное оформление сцены для постановки – это результат долгого процесса творчества детей.

В соответствии с изучаемой темой, происходит погружение детей в определенную среду, которая создана с помощью:

- оформления интерьера в групповой комнате;

- создания тематических уголков;

- подбора и изготовления дидактических игр и пособий;

- создания условий для постоянного проявления творчества и закрепления полученных знаний по экологическому и эстетическому воспитанию детей. (Приложение №5)

Накопленный опыт, материализован в виде методических разработок, дидактических материалов и иллюстративной наглядности.

К ним относятся : консультативные материалы для воспитателей и родителей, тематическое и перспективное планирование, разработки конспектов, нод, игр-медитаций, игр на развитие воображения по данной теме для детей разных возрастных групп, иллюстрированные пособия: картины, фотоальбомы, модели, схемы, макеты, другие наглядные пособия. (Приложение №6)

Решению основных задач темы способствует работа с семьями воспитанников. Тематический план работы с родителями включает тесты, анкеты и тренинги, рекомендации и консультации, содержащие, как информационно-теоретический, так и методико-практический материал, который способствует раскрытию особенностей темы, пониманию ее значимости для полноценного развития ребенка. (Приложение № 7)

Взаимосвязь с родителями позволяет обеспечить целостность педагогического процесса, делает работу по теме информационно насыщенной и разнообразной.

4. Результативность опыта.

Результатами работы является:

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- желание наблюдать и создавать в природе;

- умение находить различные способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства и знания с помощью различных средств выразительности;

- создание выставок работ на определенную тему, создание альбомов: «Жалобная книга природы», «Нарисуй и сочини», «Времена года», книжек – малышек с придуманными детьми сказками о природных явлениях;

- проведение эколого-творческих праздников и постановка экологических спектаклей.

Диагностическое обследование, разработанное на основе современных диагностических методик, позволило достаточно точно определить полноту и объем усвоенных дошкольниками знаний, сформированность навыков познавательной и творческой деятельности. (Приложение № 8)

Итак, в процессе эстетического переживания дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты.

Публикации по теме:

Наши центры в группе детского садаНаши центры в группе детского сада Наша группа «Маргаритка» делится на ряд функциональных центров: Целью является формирование творческого потенциала детей, развития интереса.

Проектная деятельность. Тема: «Оренбургский пуховый платок» Целью данного проекта является: развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт: «Формирование эстетического отношения к природе посредством изодеятельности»
Опубликовано: 24 февраля 2013 в 21:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт: «Формирование эстетического отношения к природе посредством изодеятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Локтионова (Трачукова) в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД