Kristina Anashina
Определение понятия готовности к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Дети, которые имеют неустойчивое пространственное представление, могут испытывать сложности во время рисования, конструирования, а также вовремя овладении графическими навыками, при использовании и понимании схем, в том числе букв. Если с возрастом ребенку не оказывается специальная помощь в виде специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) в ребенка возможны проявления отставание в интеллектуальной сфере, появляются проблемы с письмом, овладении грамотой, счетом. Это происходит, потому что, несформированная оптико-пространственная функция приводит к трудностям дифференциации зрительных образов букв и цифр, к нарушению письменной речи, что может затруднять адаптацию детей к школе.
Публикация «Определение понятия готовности к обучению грамоте» размещена в разделах
Письменная речь – это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения грамоте и затем совершенствуется.
Т. А. Мусейибов, писала, что развитие пространственных представлений у ребенка происходит поэтапно: 1 этап дети учатся ориентироваться «на себе»(определяют части тела, лица, симметричное соотношение различных сторон тела и. т. д.). На 2 этапе: умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов». [(Щербакова Е. И., 2005]).
Ребенок должен приобрести умения сравнивать предметы по величине, форме, ориентироваться в пространственном расположение предметов по отношению друг к другу до начала обучения грамоте. Если у него не сформировалась данные умения не были сформированы, у него могут возникнуть трудности при усвоение оптических сходных букв. Меры профилактики направлены на преодоление трудностей в развитии речи, мышления.
Любая сознательная работа требует основательной оценки соотношений времени и пространства, а также умения ориентироваться в нём. Слабый уровень развития пространственно-временных представлений влияет на формирование процессов чтения и письма. Для того, чтобы ребенок овладел письмом, он должен овладеть умением параллельно изменять пространственную последовательность (графических знаков) и временную (звуковых комплексов). В связи с этим временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи взаимосвязаны [Фомичева М. Ф. 2004].
Еще одной предпосылкой успешности обучения грамоте является чувство ритма, которое встречается в разной деятельности человека. Согласно определению, которое приведено И. [Садовникова И. Н. 2012] «Чувство ритма – это способность, которая проявляется при воспроизведении элементов временного ряда, которые ритмически организованы»
[К. Д. Ушинский 2010], рассматривая процесс овладения графическими навыками, подчеркивал то, что ритмичность движений пальцев руки при письме – это одна из составляющих четкого каллиграфического почерка. По мнению педагога, чувство ритма принимает участие также и в процессе чтения, когда последовательно сменяются ударные и безударные слоги, гласные и согласные звуки.