вера шайдерова
Описание системы по физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье - это состояние полного
физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов.
(Всемирная организация здравоохранения).
Движение - здоровье, движение - радость, движение - развитие. Движение создаёт условия для развития интеллекта, стимулирует речевую и эмоциональную активность, учит общению, словом движение - это жизнь ребёнка, его стихия!
Публикация «Описание системы по физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Воспитание здорового дошкольника является, по роду деятельности, для меня - основной. Современные дети, в большинстве своём, испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Снижаются силы и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.
В соответствии с современными требованиями понятие «здоровый дошкольник» включает не только телесное здоровье ребенка, но и уровень его общей культуры и социального развития. Следовательно, целью моей работы является создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического здоровья детей в ДОУ.
«Берегите здоровье смолоду»- этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней жизни. Растить детей здоровыми, сильными - задача каждого дошкольного учреждения. Поэтому я перед собой выдвинула актуальные задачи:
• Привить детям интерес к физической культуре и спорту;
• Обучить их доступным двигательным умениям;
• Способствовать укреплению здоровья детей, повышению адаптационных возможностей детского организма;
• Формировать убеждения, представления в области здоровья, навыки и умения здорового поведения.
Выполнение этих задач способствует формированию личности ребёнка, навыков здорового образа жизни и, таким образом, создаёт прочный фундамент здоровья. Вся моя работа по физическому развитию строится в соответствии с целостным подходом к здоровью ребенка. Модель моей работы предполагает добиться от детей становление мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании.
Поэтому в дошкольном учреждении на протяжении уже многих лет реализуется программа П. П. Болдурчиди по физической культуре «Здоровье», которая направлена на развитие у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота. Наряду с этой программой используются программы, раскрывающие задачи физического развития и здоровья ребёнка «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина, «Формируем привычку к здоровому образу жизни. Физическая культура» Л. Д. Гусарова, «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» Н. А. Фомина.
Для эффективного отслеживания уровня развития физических качеств детей провожу мониторинг физической подготовленности, полученные результаты помогают мне в дальнейшем спланировать работу. При организации диагностики мною используются индивидуальные тесты (задания, определённые для каждой возрастной ступени, начиная с трёх лет. Тесты выполняются детьми индивидуально (так легче фиксировать результаты). Большинство заданий направлены на диагностику основных физических качеств (равновесия, силы, ловкости). Это требует сформированности у дошкольников определённого навыка или комплекса навыков, которые в наибольшей степени отражают развитие этого физического качества. С целью раскрытия содержания оздоравливающих, образовательных и развивающих задач с опорой на современные технологии, с учетом поставленных целей и возраста детей мною было разработано перспективное планирование по физической культуре во всех возрастных группах с учётом ФГТ, где определены эффективные методы и приемы проведения занятий. Неотъемлемой частью перспективного плана является циклограммы планирования ОВД, подвижных игр, картотека ОРУ, способствующих развитию физических качеств - силы, выносливости, гибкости и ловкости, что позволило мне равномерно и целенаправленно распределить нагрузку используемых игр и упражнений на развитие физических качеств на занятиях с учетом возрастных особенностей детей. В соответствии с группами здоровья детей организую работу по профилактике и снижению заболеваемости детей через клуб «Здоровье», что позволило мне систематизировать работу по профилактики плоскостопия и сколиоза. Для повышения эмоционально-двигательной сферы ребёнка мною разработана циклограмма утренней гимнастики, где происходит сменность видов деятельности, такое распределение позволяет мне поддерживать на утренней гимнастике физическую активность положительных эмоций, чувства мышечной радости.
Особое значение в воспитании здорового ребёнка я придаю развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибкая и разнообразная, сохраняя традиционную структуру, проводятся в сюжетной (игровой) форме и включают в себя такие элементы:
• Оздоровительная аэробика, массаж и самомассаж;
• Дыхательные упражнения и йога;
• Упражнения на коррекцию осанки и стопы;
• Веселый тренинг и элементы психогимнастики.
Чтобы физкультурные занятия были эффективные, при их проведении я поддерживаю следующие условия:
• Построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;
• Использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;
• Распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;
• Использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей.
При организации занятий учитываю индивидуальные различия детей, в соответствии с этим занятия строятся на двух основаниях:
• Планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания;
• Педагогической импровизации, посредствам которой варьируется содержание формы и методы каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребёнком.
В воспитании потребности в здоровом образе жизни осуществляю по нескольким направлениям.
Вся серия мероприятий направлена на воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни. Такие занятия провожу по формуле: «помоги осознать ребёнку, зачем ему это нужно - научи в увлекательной форме - приучай выполнять эти действия ежедневно».
Мною разработана система работы с родителями, которая ориентирована на эффективные формы взаимодействия.
Данная система работы помогла мне сформировать активную позицию у родителей в воспитании и оздоровлении ребёнка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в ДОУ.
Итогом реализации данной системы работы явилась положительная динамика состояния здоровья детей. На данный момент в детском саду 150 человек, детей с 1 группой здоровья – 90 человек, со 2 группой - 55 человек (это хронические заболевания аденоиды и бронхит, 5 человек с 3 группой (дети инвалиды). Средняя посещаемость –70%. По полученным результатам диагностики видно, что произошел качественный рост по всем показателям. Высокий уровень развития физических качеств вырос на 4,5%, индекс здоровья увеличился на 3,5%, в двигательно-эмоциональной сфере высокий уровень вырос на 12%. Так же результатом моей работы является и то, что на протяжении трех лет мои воспитанники в районной спартакиаде занимают первые места.