Зубатова Ольга Александровна
Описание проекта «Дымковская игрушка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 33 «Золотая рыбка».
Познавательно - творческий проект в средней группе «Осьминожка» на тему: «Дымковская игрушка».
Подготовила воспитатель Зубатова О. А.
г. Кстово
2019
Актуальность проблемы:
Публикация «Описание проекта „Дымковская игрушка“ в средней группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Игрушки
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В среднем дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Городца, дымковской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.
Тематика обозначенного проекта была определена также годовыми задачами ОУ по приобщению детей к искусству и развитию художественно – творческих способностей. В связи с этим недостаточно лишь развить художественно – творческие способности детей, необходимо выстроить целую систему работы в этом направлении. А лучшим средством в данном случае выступает проектная деятельность.
Проблема: игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности и сопровождает всё детство ребёнка. Практически не одна игра не обходится без главного атрибута – игрушки. Ежедневно организуя разнообразные виды игр с разными игрушками, дети не подозревают, сколько разной информации может нести в себе определенный предмет, какие выполняет функции, какого его назначение. Данный проект позволяет выйти за пределы имеющейся примитивной информации и расширить представления об игрушке как произведении искусства, связанном и историей и культурой нашей страны.
Тип проекта по продолжительности: долгосрочный (апрель - май).
По количеству участников: коллективный.
По направленности деятельности участников проекта : познавательно – творческий.
Участники проекта : воспитатель, дети, музыкальный руководитель, родители.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.
Задачи:
- Продолжать закреплять знания детей об истории возникновения дымковской игрушки (от обыкновенной игрушки свистульки до произведения искусства, формировать представления о её назначении.
- Познакомить с художественной литературой малых фольклорных жанров (заклички, стихи, частушки) об игрушке, разучить. Закрепить музыкально – ритмические движения и пляски, разучиваемые на музыкальных занятиях.
- Формировать первичные представления о ДПИ: дымковской росписи, узорах. Упражнять в воспроизведении узоров на силуэтах дымковских игрушек.
- Обогащать игровой опыт детей (разучить подвижную игру «Покупатель и продавец»)
- Способствовать развитию у детей патриотических чувств; художественно – эстетических чувств при рассматривании результатов труда народных умельцев и собственных продуктов творческой деятельности.
- Воспитывать умение действовать в коллективе под руководством взрослого (воспитатель, муз. руководитель). Обеспечить взаимосвязь ребёнка с родителями в условиях семьи (участие в творческом конкурсе «Изготовление дымковских головных уборов»).
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Участие в праздничном мероприятии в детском саду (праздник «Дымковская ярмарка», с накопленным багажом знаний и практических художественно – творческих и игровых умений (чтение стихов и пение частушек на празднике, участие в играх; песенном и танцевальном творчестве). Участие в выставке детских работ («Дымковская ярмарка)», в семейном конкурсе «Дымковские головные уборы», организация экскурсии с мастер – классом в народный художественный центр «Берегиня». Дети способны чувствовать прекрасное, воспринимать красоту искусства.
Этапы работы над проектом :
1. Информационно – накопительный.
• Беседа «Дымковская глиняная игрушка»
Цель: формировать первоначальные представления об истории происхождения игрушки., географическом расположении села Дымково.
• Беседа «Какие игрушки лепили в Дымкове»
Цель: познакомить с разнообразием бытовых сюжетов дымковской игрушки.
• Беседа с рассматриванием «От куска глины к игрушке»
Цель: познакомить с этапами изготовления и росписи игрушек.
• Рассматривание дидактического материала и игрушек «Необычные узоры»
Цель: познакомить детей с узорами и элементами дымковской росписи
• Рассказ «Орнаменты и узоры связаны с символами природы»
Цель: формировать представление о том, что каждая фигурка имеет своё значение, а узоры связаны с символикой природы.
• Проблемная ситуация «Для кого и зачем лепили игрушки?»
Цель: формировать начальные представления о функции и назначении игрушки : как средство для существования и произведение искусства.
• Беседа «Кто занимался ремеслом?»
Цель: познакомить с родоначальниками дымковской игрушки (женщины и дети от 10 лет)
2. Практический – творческий.
• Организация цикла продуктивной деятельности детей с постепенным усложнением:
- Рисование «Дымковские узоры», «Закончи узор», «Юбка для дымковской барыни», «Наряд для барыни», «Кавалеры», «Козлики», «Нарядим барынь к празднику», «Распишем барыню из соленого теста», раскрашивание раскрасок
- Лепка «Дымковские барыни», «Лошадки из Дымково»
- Рисование в сочетании с лепкой «Вот индюк нарядный», «А вот барышня красотка»
- Рисование в сочетании с аппликацией «Олень золотые рожки»
Цель: развивать художественно – творческие способности детей в разных формах организации изобразительной деятельности, развивать художественный вкус, чувство прекрасного, уметь воспроизводить элементы и узоры дымковской росписи
• Разучивание стихов и частушек на тему «Глиняная Вятская игрушка»
Цель: продолжать приобщать к устному народному творчеству через заучивание малых фольклорных форм.
• Разучивание музыкальных плясок «Дымковская ярмарка»
Цель: продолжать развивать музыкально – ритмические движения посредством разучивания плясок.
• Организация экскурсии с мастер – классом для детей и родителей в народный художественный центр «Берегиня»
Цель: упражнять в лепке дымковской барыни из соленого теста, действуя по образцу, заданного взрослым
• Организация игровой деятельности детей «Покупатель и продавец»
Цель: обогащение игрового опыта детей
• Дидактическая игра «Народные промыслы», «Сложи узор» (кубики)
Цель: упражнять в подборе элементов дымковской росписи
• Отгадывание загадок на тему «Дымковские игрушки»
Цель: продолжать знакомить с разнообразием малых фольклорных форм, развивать быстроту, сообразительность
• Организация конкурса «Дымковские головные уборы» для родителей
Цель: обеспечить взаимосвязь ребёнка с родителями в условиях семьи, вовлечь родителей в образовательный процесс
3. Итоговый.
• Организация праздника «Дымковская ярмарка»
Цель: доставить детям радость, проявить знания и умения, полученные в ходе проделанной работы, развивать художественно – эстетический вкус, патриотические чувства.
• Наградить родителей за участие в конкурсе «Дымковские головные уборы»
Цель: поощрять активных родителей, включающихся в образовательный процесс
• Организовать выставку детских работ «Дымковская ярмарка»
Цель: продолжать развивать художественный вкус при восприятии произведений искусства
• Подготовить отчет, презентацию и фотовыставку по проделанной работе
Цель: подвести итоги, сделать выводы об эффективности проделанной работы
Вывод по проекту : в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Использованная литература.
1. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
2. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград. : Учитель, 2011.
3. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
4. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.