Юлия Альбекова
Консультация «Физическое развитие в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Физическое развитие в ДОУ»
Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое развитие занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Публикация «Консультация „Физическое развитие в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Но в условиях возрастания объема познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника. Он все больше времени проводит за компьютером, просмотром телепередач. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной остается задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту.
В нашем ДОУ Работа по физическому развитию дошкольников осуществляется на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В ДОУ созданы условия для реализации задач по развитию у детей навыков, умений и качеств в соответствии с их возрастными возможностями. Имеется физкультурный зал с разнообразным оборудованием для различных видов движений и раздаточный материал для организации общеразвивающих упражнений и подвижных игр, спортивные площадки на улице, в каждой группе есть физкультурный уголок.
Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в нашем ДОУ через различные формы двигательной активности детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, спортивные и подвижные игры, физкультурные праздники и развлечения, дни здоровья.
Физкультурное занятие является основной формой организованного обучения в ДОУ. С детьми дошкольного возраста воспитателями проводятся в течение учебного года следующие типы физкультурных занятий:
• Классические занятия ( по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).
• Игровые занятия ( с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т. д.).
• Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т. д.).
• Сюжетные занятия - комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т. д.).
Каждое утро начинается в нашем детском саду с утренней гимнастики. Каждая группа спускается в физкультурный зал, где под музыкальное сопровождение проводится зарядка. Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Ее назначение и методика проведения общеизвестны. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6-12 минут. Комплекс утренней гимнастики повторяется с воспитанниками в течение двух недель.
Широко применяется воспитателями в течение года с детьми такая форма, как физкультурный досуг, так как он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивают двигательные качества (быстроту, ловкость, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, задания, разнообразные движения.
Во время прогулок воспитатели нашего детского сада использую: подвижные игры, бессюжетные народные игры с предметами. В старших группах-элементы спортивных игр (таких, как волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей).
Физкультурные праздники способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.
В программу праздника включаю подвижные и спортивные игры, народные игры, игры с пением, танцы, аттракционы, общеразвивающие упражнения, упражнения с элементами акробатики, музыкально ритмические движения используются игровые приемы, музыкально ритмические движения. Использую игровые приёмы, игровые упражнения, загадки. В этом году были проведены физкультурные праздники «А ну ка, мальчики!», ___ в этом месяце в каждой группе будут проведены физкультурные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья».
В своей работе воспитатели используют и здоровьесберегающие технологии, которые обеспечивают сохранение, укрепление и коррекцию здоровья дошкольников:
• режим дня;
• рациональное питание;
• дыхательная гимнастика;
• пальчиковая гимнастика;
• закаливание;
• физкультминутка;
• бодрящая гимнастика после сна; и другие
Режим дня, включающий разумное распределение времени, отведенного для приема пищи и сна, и правильное чередование физических, умственных и эмоциональных проявлений в жизнедеятельности детей обеспечивают условия для оптимальной ритмичности процессов в растущем организме, способствуют всестороннему и гармоничному развитию здорового ребенка.
Важной частью оздоровительной работы является питание.
Рациональное питание - это энергетическая ценность потребляемой пищи, которая не должна превышать энерготраты организма; в суточный рацион должны входить пищевые вещества в сбалансированном виде, т. е. в соотношениях, обеспечивающих оптимальное сочетания незаменимых компонентов, дополняемых при необходимости чистыми компонентами (аминокислоты, витамины и др.). Усвояемость пищевых продуктов находится в зависимости от режима питания.
Закаливание
Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка;
• Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;
• Занятия должны проводиться систематически;
• Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка и его возраст;
• Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года воздействие средовых факторов в начале закаливания уменьшается, и необходимо его более постепенное нарастание, нежели в теплое время года);
• Закаливающие мероприятия проводятся только при положительных эмоциональных реакциях ребёнка;
После перерыва с разрешения врача возобновление занятий следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур.
Рассмотрим некоторые приемы закаливания, применяемые в нашем детском саду:
1. Обширное умывание-влажными руками протирать руки до локтя, шею, верхней части груди.
2. Ходьба по мокрым дорожкам - дети проходят сначала по мокрой дорожке сшитой из ткани, затем по сухой.
3. Обливание ног - обливают водой стопы, по мере привыкания обливают и голень.
4. Ходьба босиком - применяют вовремя физкультурных занятий.
5. Сон без маечек - проводится круглый год
В каждой группе имеются и корригирующие коврики, которые очень нравятся детям.
Большое значение при применении здоровьесберигающих технологий имеет проветривание помещений, где находятся дети.
Воздушная среда помещений оказывает влияние на общее развитие и здоровье ребенка. Плохой химический состав воздуха, очень высокая или очень низкая его температура и влажность могут вызвать нарушение нормальной деятельности организма.
Потребность детей в чистом, свежем воздухе очень велика, так как вследствие большой частоты и малого объема дыхательных движений, обусловленных особенностями строения грудной клетки.
Длительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещения и заканчиваться за 30 минут до прихода детей, чтобы к этому времени обновленный воздух достиг температуры, установленной для помещений детских учреждений.
Во время проведения занятий воспитатели проводят физкультминутки, для снятия утомления.
Физкультминутки - кратковременные физические упражнения.
Целью таких минуток является: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
Физкультминутки проводятся в различных формах, это:
В форме общеразвивающих упражнений.
В форме подвижной игры.
В форме дидактической игры с движением.
В форме танцевальных движений.
Большое значение в укреплении здоровья детей играет и гимнастика после дневного сна. Цель этой гимнастики - помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Проводится при открытых фрамугах в течение 7- 15 минут.
В любой комплекс гимнастики после сна включаю разные виды ходьбы, бега, прыжков, корректирующих упражнений на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Например: ходьба на носках, руки за головой, ходьба на пятках, руки на поясе; ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе; ходьба в приседе, руки на поясе.
Воспитатели нашего ДОУ используют разные виды гимнастики: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, пробежки по массажным дорожкам.
Т. О. Целенаправленное физическое развитие и оздоровительная работ дают возможность всем детям овладеть наиболее рациональными способами выполнения движений в оптимальных условиях, развить физическую силу, выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье, способность противостоять стрессом, инфекционно-простудным заболеваниям.