Светлана Бабкина
Описание опыта работы наставника-музыкального руководителя с молодым воспитателем
▼ Скачать
Описание опыта работы наставника-музыкального руководителя
с молодым воспитателем
Авторы: Бабкина Светлана Викторовна, заведующий МКДОУ д/с № 14 "Солнышко" г. Омутнинска, Уткина Елена Викторовна, музыкальный руководитель МКДОУ д/с № 14 "Солнышко" г. Омутнинска
Одним из основных направлений Национального проекта «Образование» на 2019-2024 годы является методическая поддержка и сопровождение педагогических работников.
Публикация «Описание опыта работы наставника-музыкального руководителя с молодым воспитателем» размещена в разделах
Период вхождения молодого специалиста в профессию отличается напряженностью, и вместе с тем важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли молодой педагог как профессионал, есть риск, что он вообще оставит свою профессию. Помочь молодому специалисту могут коллеги: преподаватели с многолетним стажем работы (поделиться личным опытом, оказать эмоциональную поддержку).
Важная роль в решении этой проблемы отводится наставничеству. Как отмечал В. В. Путин: «Это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков».
Наставничество – это одна форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетенции и закреплению педагогических кадров.
В апреле 2021 года в наш коллектив пришел молодой воспитатель, имея небольшой опыт работы в детском саду. Видя, что у педагога есть актёрские данные, предложила роль в выпускном празднике. На репетициях было все хорошо, но на мероприятии из-за волнения перед родителями с ролью она не справилась.
Обсуждая с творческой группой вопрос, как помочь молодому педагогу преодолеть волнение, приобрести уверенность в себе на мероприятиях, в работе с родителями, пришли к выводу, что моя помощь - музыкального руководителя - будет самой целесообразной. Приказом руководителя детского сада наставником молодого воспитателя назначен музыкальный руководитель.
Далее мною были определены следующие задачи:
1. Способствовать развитию уверенности в себе, помочь окрепнуть желанию работать с детьми.
2. Оказать психологическую, методическую и практическую поддержку.
3. Познакомить с игровыми технологиями музыкального руководителя, помочь их использованию в образовательной деятельности воспитателя с детьми.
Для реализации поставленных задач были намечены этапы работы :
1 этап – Знакомство
- изучение личностных качеств молодого специалиста;
- выявление недостатков в его умениях и навыках;
- разработка плана работы с молодым воспитателем.
2 этап – Обучение и передача опыта
- индивидуальные консультации с молодым специалистом;
- проведение и анализ совместной образовательной деятельности;
- корректировка профессиональных умений и навыков молодого специалиста;
- помощь в раскрытии творческого потенциала молодого специалиста в профессиональной деятельности.
3 этап – Итоговый
- показ молодым воспитателем открытых мероприятий в образовательной организации;
- подведение результатов работы на педагогическом совете.
На первом этапе работы мною было проведено наблюдение, собеседование и анкетирование с целью изучения деловых и нравственных качеств молодого воспитателя. Используемые методы диагностики позволили выявить следующие качества педагога: целеустремленность, отзывчивость, трудолюбие, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня. Но наряду с этим определены проблемы, над которыми нужно работать : трудности в организации неусидчивых детей, застенчивость и неуверенность в работе с родителями, неумение творчески переработать готовый сценарий мероприятия.
В соответствии с результатами диагностики личностных и деловых качеств молодого воспитателя мною был разработан следующий план работы (таблица 1).
Таблица 1
План работы педагога-наставника с молодым воспитателем
Мероприятия
Форма проведения Сроки
2021-2022 г. г.
Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях». Консультация, обмен опытом Май-август
Помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды: оформление музыкального уголка в группе. Презентация Август
Консультация «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в подготовке и проведении развлечения». Консультация, презентация Июнь
Подготовка и проведение летнего развлечения «Здравствуй лето» (роль скомороха). Репетиции
Июнь
Проведение праздников «Яблоневый и медовый спас». Инсценирование сказки В. Сутеева «Последнее яблоко». Репетиции, инсценирование Август
Выявление профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения. Беседа, круглый стол
В течение учебного года
Проведение праздника «День знаний» (роль Бабы-Яги). Репетиции, непосредственное участие в празднике Сентябрь
Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня. Консультации, помощь в организации и проведении игр Октябрь-ноябрь
Изучение новогоднего песенного репертуара и стихов, индивидуальная подготовка ребенка к новогоднему утреннику к роли Бороды. Цикл занятий, обсуждение, совместная практика, рекомендации Декабрь
Подготовка и проведение общего зимнего развлечения «Приключение Емели» (роль Емели). Обсуждение сценария, чтения текста на заданную роль Январь-февраль
Практическая работа по созданию и обогащению развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала, помощь в его оформление к музыкальным праздникам. Творческая лаборатория Март-апрель
Диагностика музыкального развития старших дошкольников. Обследование развития и обсуждение результатов диагностики Май
2022-2023 г. г.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе, пополнение музыкального уголка дидактическими играми. Мастер-класс Сентябрь-октябрь
Ознакомление с санитарными правилами к проведению музыкальных занятий. Консультация Октябрь
Проведение праздника «День Матери» (роль ведущего).
Консультация и оказание помощи в работе, репетиции Ноябрь
Рекомендации по выявлению и решению проблемных моментов в организации музыкальных занятий. Консультация и ответы на вопросы Ноябрь
Подготовка и проведения новогоднего утренника для детей старшего дошкольного
Возраста (роль Кощея Бессмертного). Знакомство с ролью, с текстом сказочного героя, репетиции Декабрь
Подготовка и проведение праздника русского валенка (роль Емели). Консультация и практический показ Январь
Посещение совместных заседаний районных методических объединений. Заседание В течение года
Подготовка к проведению праздничных утренников 8 Марта в младшей и старшей группах (роль ведущего). Репетиции Март
Подготовка и проведение детского праздника «День смеха» (роль клоуна). Репетиции Апрель
Обсуждение итогов педагогической диагностики. Обсуждение, беседа Май Реализация совместных мероприятий на втором этапе работы способствовали укреплению уверенности в себе молодого воспитателя, а использование им музыки в образовательной, театрализованной, свободной деятельности, в режимных моментах, позволило заинтересовать и организовать неусидчивых детей.
Выбранные формы наставничества раскрыли у молодого воспитателя творческие способности. В ходе работы регулярно пополняется портфолио педагога: ее воспитанники принимают участие в городских районных, всероссийских конкурсах, например: «Земля в иллюминаторе» (2022 г., «Зима в окно стучится» (2022 г., «Огонек» (2023 г.)., музыкально-международный конкурс «Весна – время радости и волшебства» (2023 г.). В 2022 г. педагог принял участие в районном конкурсе методических материалов «Творческая лаборатория педагога». Также воспитатель активно участвует в районном методическом объединении «Школа молодого воспитателя». Например, в 2022 году выступила с докладом на РМО по теме «Традиционные формы работы с родителями в ДОО», сопровождая свой рассказ презентацией и раздаточным материалом для коллег. В соответствии с промежуточными результатами в дальнейшем планирую продолжение работы с молодым воспитателем.
Таким образом, считаю, что разнообразные формы работы наставника-музыкального руководителя с молодым специалистом способствуют использованию новых приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности, уверенности в собственных силах, формирует мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности.