МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию экспериментирования»

Ковалева Инна Николаевна
Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20» г. Новозыбкова

Описание опыта работы воспитателя

Ковалевой Инны Николаевны на тему:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Г. Новозыбков, 2022г.

Дети по природе своей исследователи, они стремятся экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию экспериментирования“» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС, на этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров выделено развитие любознательности у детей. Ребёнок задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается экспериментировать, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Она дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему. Использование современных педагогических технологий, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является - технология детского экспериментирования.

Главное ее достоинство заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Поэтому я решила в своей работе с детьми для развития познавательно-исследовательской деятельности использовать детское экспериментирование. Ставя эксперименты, делая на их основе собственные выводы, дети лучше усвоят новое, чем получат знания в готовом виде.

Исходя из актуальности темы детского экспериментирования, я решила разработать современный опыт, целью которого является создание системы, познавательной-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования.

В соответствии с целью я определила для себя следующие задачи:

- изучить данную проблему в теории и практике;

- рассмотреть основные признаки и этапы организации экспериментирования в ДОУ;

- комплексно использовать элементы современных методик;

- развивать познавательные способности детей, их интерес к окружающей среде, используя опыты и эксперименты.

При организации экспериментально-исследовательской деятельности я использовала следующие методы и приемы:

- беседы, проблемные вопросы, наблюдения, моделирование, опыты;

- "погружение" в краски, звуки, запахи и образы природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творческие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

В содержании своей работы выделила четыре блока.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми.

2. Совместная деятельность с детьми.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Совместная работа с родителями.

Организация работы по экспериментированию проходила по трё м направлениям: живая природа, неживая природа, человек.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Поэтому экспериментирование включала во все сферы детской деятельности : занятие, игра, прогулка, самостоятельная деятельность.

Организовала в группе развивающую среду, центр экспериментирования, который постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами, чтобы они в любое время в свободной деятельности могли заниматься исследовательской деятельностью.

У нас в центре размещены:

Лупы, зеркала, весы, магниты, термометры, песочные часы, глобус, мыло, щётки, губки, шприцы без игл, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей.

Ё мкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.

Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т. п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля).

Для закрепления и систематизации знаний детей я подобрала детскую познавательную литературу, сказки, стихи, разнообразные энциклопедии. В уголке разместила дидактические игры, разнообразные карты. Составила тематический план работы с учетом интеграции образовательных областей. В условиях детского сада я использовала только элементарные опыты и эксперименты с обычным бытовым, игровым и нестандартным оборудованием и безопасные для детей.

Интерес к экспериментированию у детей возникает с раннего возраста, когда исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы. Они с удовольствием обследуют глину и песок, плещутся в воде, знакомятся со свойствами материалов.

В средней группе дети знакомились с превращение воды в лёд, исследовали камни, воздух, воду, пробовали делать пену. В старшем возрасте - рассматривали песок через лупу, узнали, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, объясняли свойство сухого песка –сыпучесть. Им понравились игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой («Плавает?», «Что быстрее утонет?»).

В старшем возрасте проводила занятия научного характера по развитию навыков исследовательского поиска, задания и упражнения для развития умений видеть проблемы («Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета», выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, умение наблюдать. Целью таких занятий было введение ребенка в исследовательскую деятельность. Такой вид работы провожу в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуально. Мы исследовали состав почвы, сравнивали свойства песка, и глины, расширили представления о свойствах воды и воздуха, их значении, о видах и свойствах тканей, узнали о свойства магнита и увеличительного стекла. При знакомстве с миром растений узнали особенности поверхности овощей и фруктов, их форму, цвет, вкус, запах; рассматривали и сравнивали ветки растений - цвет, форму, расположение почек, строение цветов.

Во время знакомства с неживой природой изучали свойства воздуха, почвы, воды, ветра, магнита. Очень интересны детям явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

Знакомясь с темой «Человек» изучали функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства. Некоторые опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны. Например, если ментос бросить в стакан кока-колы получится фонтан и выделение углекислого газа.

Для лучшего усвоения материала применяю рисунки, схемы, алгоритмы, которые находятся в доступном для детей месте, что способствует развитию умения планировать свои действия.

Свои отношения с детьми я выстраиваю на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий».

В процессе экспериментирования побуждаю детей задавать вопросы, выделять последовательность действий: что мы делали? что мы получили? почему? Уделяю внимание развитию межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать, предлагаю более активным детям помочь застенчивым.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, После каждого эксперимента приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

В летний период экспериментальную деятельность провожу с детьми на улице. Дети сами выбирают, какой эксперимент они хотят провести.

Например: в ходе реализации образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами проводили с детьми опыт «тонет, не тонет» : картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. Опуская разноцветные бумажные цветы в воду, налитую в таз, узнали, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Участвуя в проекте «Огород на окне» дети узнали об условиях для роста и развития растений, научились ухаживать за ними и делать самостоятельные выводы, фиксировать результаты в альбоме наблюдений.

Разработала картотеки опытов, дидактических игр, систему занятий с детьми, консультации для родителей и педагогов.

Опыт моей работы показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью я проводила родительские собрания, консультации, на которых объясняла, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу, разработала картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки,

Я отметила динамику детского развития :

- У детей появился интерес к экспериментированию, дети более уверенно пользуются материалами.

- Научились самостоятельно подбирать оборудование для экспериментов.

- При проведении экспериментов дети стали более внимательными, у них расширился кругозор.

- Появилось желание проводить опыты самостоятельно, они пытаются самостоятельно планировать работу, используя схемы и алгоритмы.

Я думаю, что систематическая работа по развитию детского экспериментирования является необходимым условием успешного становления личности дошкольника. Но есть еще перспективы в работе : пополнение предметной среды новым оборудованием, изготовление новых дидактических игр, подбор детских коллекций. Эту работу я буду продолжать.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментированияПознавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментирования Дети по своей природе исследователи. Новые впечатления, любознательность, постоянное стремление поэкспериментировать, самостоятельно искать.

Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки»Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки» Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрастеРоль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию экспериментирования»
Опубликовано: 1 февраля 2022 в 21:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем Ковалева Инна Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД