Анна Александровна Белоус
Описание опыта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Светлая Пасха» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Проект «Светлая Пасха».
Средняя группа
Провела: Воспитатель Белоус А. А.
2018 год
Проект с детьми средней группы.
Вид проекта : познавательно - творческий.
Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя, апрель 2018 года.
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели.
Публикация «Описание опыта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, Проект „Светлая Пасха“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Проблема: что мы знаем о православном празднике Пасха?
Актуальность проблемы:
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах.
Я решила подробнее познакомить детей с православным праздником Пасха Светлое Христово Воскресение.
Цель:
Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.
Задачи:
• Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.
• Развивать интерес к культуре русского народа.
• Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.
• Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству и любовь к Родине.
• Развивать познавательные и творческие способности.
• Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, стихов, народных игр.
• Развивать творческие способности через продуктивную деятельность.
Разработка проекта :
• Донести до участников проекта важность данной темы.
• Создать развивающую среду : подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности, иллюстративный материал, художественную литературу, фольклор по данной теме.
• Подобрать материал для продуктивной деятельности.
• Составить перспективный план мероприятий.
• Предполагаемые результаты проекта :
• Знание детьми информации о празднике светлой Пасхи, о его возникновении.
• Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций, для верующих людей.
• Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
• Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.
Мероприятия проекта :
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие
• Пасхальные игры «Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?», «Чоканье яйцами».
• Хороводная игра «Солнышко красно»
• Дидактическая игра «Собери целое яйцо»
Познавательное развитие
• НОД на тему «Что такое Пасха?»
• Просмотр презентации «Праздник Пасха»
• Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов.
Речевое развитие
• Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»
• Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»
• Чтение и разучивание стихотворений о празднике Пасха.
Художественно-эстетическое развитие
• Рисование гуашью «Роспись пасхального яйца»
• Пластилинография "крашение пасхального яйца.
• Коллективная аппликация «Пасхальное угощение»
Работа с родителями:
Беседы дома «Как мы празднуем Пасху?»
Разучивание стихов о празднике.
Презентация проекта.
Мини-музей «Пасха»
Развлечение «Пасха Красная!»
Выставка рисунков и поделок по данной теме.
Конспекты образовательных мероприятий по проекту «Светлая Пасха».
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе
Тема: Что такое Пасха?
Цель: узнать о традиции празднования праздника Пасхи
Задачи:
Воспитательные : приобщение к истокам культурных традиций русского народа.
Образовательные: ознакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.
Развивающие: развитие внимания и наблюдательности.
Оборудование и материалы: окрашенные яйца, яйца-писанки, изображение кулича, пасхального стола, горка для катания яиц, сувениры.
Конспект НОД
Воспитатель : «Пасха — самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.
Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе :
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)
Писание гласит, что после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и бедная женщина Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец к римскому императору Тиберию. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения, а бедные – кто что мог. У Марии ничего с собой не было, кроме веры во Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху называют «Красная Пасха» - ведь это «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.
С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.
Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким.
Воспитатель : «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».
Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.
А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.
Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?» (ответы детей).
Воспитатель : «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор.
Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.
А еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.
Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы:
Посмотрите на улице, лежит ли еще снег? (ответы детей)
Воспитатель : «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».
Воспитатель : «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?» (ответы детей)
Воспитатель : «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.
Воспитатель : «Как вы думаете, какое у нас будет лето?» (ответы детей)
Воспитатель : «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».
Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.
(Дети повторяют за воспитателем хором) :
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.
Воспитатель : «Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.
Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.
Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества, помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.
Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.
В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.
Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.
Конспект беседы по речевому развитию в средней группе.
Беседа «Почему мы красим яйца?»
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья.
Задачи:
• Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
• Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».
• Обогащать словарный запас детей («Пасха», «Светлое Христово Воскресенье», «предки», «традиции», «обряды») .
• Способствовать формированию личности ребёнка как носителя нравственных ценностей (гуманность, доброта, умение прощать, забота, преданность человеческим идеалам).
• Вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к народным праздничным традициям и обычаям.
Ход беседы:
«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.
- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).
Призадумалось яйцо:
Кто же я, в конце концов?
Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?
- А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?
И почему?
- Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.
Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли.
Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили.
Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.
Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.
Конспект НОД по рисованию в средней группе на тему : «Роспись пасхального яйца».
Цель: Познакомить детей с росписью пасхального яйца – писанки.
Задачи:
Побуждать упражняться в технике прорисовки овалов, кружков, колец, точек, прямых и волнистых линий.
Закреплять приёмы рисования концом кисти и плашмя.
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Развивать чувство симметрии, ритма.
Активизация словаря: элементы росписи - точки, полоски, круги, волнистые линии, овалы, русское народное слово.
Материалы:
Гуашь белого цвета, кисти, бумажные салфетки, стаканчики с водой, формы для декоративной росписи (разноцветные тонированные овалы из бумаги).
Зрительный ряд:
Плакаты с элементами орнамента (символы солнца, бесконечники, звездочки, снежинки, растительные мотивы, прямые, волнистые линии)
Музыкальный ряд:
Пасхальный колокольный звон
Ход НОД:
Организационный момент
Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня наша встреча необычная. Мы должны будем оживить картинку праздника, поиграть в праздник. Этому празднику уже более 2000 лет. Наступает он весной, когда пробуждается природа и все просыпается. А называется он?
Дети: Пасха
Педагог - Совершенно верно. И нам с вами предстоит вспомнить элементы обрядов и традиций Пасхи, издревле передаваемые из глубины веков и дошедшие до наших дней. Узнаем, как проводится праздник Светлой Пасхи.
Ведь этот праздник еще не закончился, его празднуют целую неделю.
(звучит фонограмма колокольного звона, на фоне читается стихотворение «Пасха»)
- Как радостно опять звучат нам птичьи переливы
Они тепло в себе таят весенний звон игривый
И купола опять блестят и солнышко сверкает
Волшебных куличей наряд о Пасхе возвещает.
Существует такое поверье, что на Пасху солнце играет и многие старались подкараулить это мгновение, дети даже обращались к солнышку с песенкой.
- Солнышко - ведрышко, выгляни в окошко! Солнышко - покажись, красное нарядись!
На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. Христосоваться. А кто знает, что значит христосоваться? ( ответ: целоваться)
Педагог: Правильно. И при этом приветствовать друг друга и угощать окружающих писанками или крашенками. Так уж повелось на Пасху яйца красить, а потом друг друга ими одаривать. За что же такая честь выпала простому куриному яйцу? Одна из легенд гласит, что вскоре после вознесения Спасителя на небо, его мать Мария Магдалена отправилась в город Рим. И стала рассказывать об Иисусе Христе императору Тиберию. На что тот ответил:- «Я поверю всему, что ты скажешь, если вот те яйца» - сказал Тиберий, указав на корзину куриных яиц «покраснеют». К изумлению всех присутствующих, яйца действительно покраснели. С тех пор и стали крестьяне в свой светлый праздник одаривать друг друга крашеными яйцами. Но еще яйцо считалось символом жизни и солнца. А как вы думаете, как могли люди выразить глубокое к яйцу уважение (ответы детей).
-Конечно же, украсить. Так возникли крашенки, а позднее и писанки. Крашенки-это яйца окрашенные в один цвет.
Писанка- нанесение на яйцо символического узора. Вот и сейчас мы с вами будем учиться наносить символические узоры на яйцо.
Перед практической работой немного отдохнем.
Физминутка
- Вот теперь с хорошим настроением приступайте к работе. А в работе пусть вам поможет творчество и фантазия.
Практическая работа
Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.
По окончании практической работы оформляется выставка.
Подведение итогов
Педагог: Ребята, осмотрите свои работы.
Чем замечательны ваши сувениры? (ответы детей)
О чем вы думали, когда готовили их? (ответы детей)
С какими чувствами украшали пасхальные яйца? (ответы детей)
Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.
Молодцы ребята, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите друг другу с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.
(звучит Пасхальный колокольный звон)