Марина Литвишко
Описание к презентации «Экологические тропинки нашего детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Заглавие.
В последнее время учёные, политики, общественные деятели всё чаще акцентируют своё внимание на том, что одним из обязательных условий выживания человека на планете Земля является решение вопроса формирования экологической культуры, изменения экологического сознания человека. Экологическое мировоззрение начинает закладываться на уровне дошкольного образования детей. Большинство дошкольных учреждений рассматривают работу по экологическому образованию как часть эстетического и художественного развития и оздоровления малышей. При этом основное предназначение учреждений дошкольного образования – это привитие любви к природе.
Публикация «Описание к презентации „Экологические тропинки нашего детского сада“» размещена в разделах
Слайд 2.
Очень важная для нас с вами задача: воспитание доброты, человечности у наших детей. И для решения этой задачи нам нужно стараться всеми силами приблизить детей к живой природе. Мы взрослые отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении природы.
Слайд 3.
Как научить детей любить и уважать природу? Я расскажу вам об одном направлении в этой работе нашего детского сада – экологических тропинках. Они выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки - мы включили в нее как можно большее количество разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для детей. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений, деревья, кустарники и травы, пни, гнезда птиц на деревьях; микроландшафты разных природных сообществ (луг,клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых.
Слайд 4.
Как создавались экологические тропинки.
1. Детально обследовали территорию и выделили наиболее интересные объекты.
2. Составили карты-схемы тропинок с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде рисунка-символа. Карты-схемы у нас доступны для детей, они вместе с нами участвовали в разработке маршрутов.
3. Далее вместе с детьми мы выбирали «хозяина тропинки» - сказочного персонажа, который дает им задания и приглашает в гости.
4. Изготовили таблички с рисунками, подписями для точек маршрута.
5. Составили рекомендации по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Слайд 5. Лесовичок
Если в начале маршрута он встречает детей, то в конце – прощается с нами. Наш сказочный герой периодически посылает нам письма-задания, участвуют в театрализованных праздниках.
За оказанную помощь, удачно выполненные задания-загадки, сказочный персонаж оставляет на тропинках сюрпризы – шишки для поделок, конфеты, орехи на деревьях и кустарниках.
Слайд 6.
Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка
с названием. Информация на табличках очень краткая и
выразительная. Используем символы, рисунки, которые понятны детям.
Слайд 7
Для организации работы на экологической тропинке разработан
специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит
картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов. На отдельных листах
прикрепляются фотографии или рисунки объектов и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождения, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы, песнях стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т. д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей. Также паспорт содержит стихи, загадки, разработки мероприятий и многое другое.
Слайд 8.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать
обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для
оздоровления детей на свежем воздухе. Не нужно посещать все точки на
тропинки сразу. Все зависит от возраста детей и целей воспитателя. В разное
время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те
же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если
это ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же
преследуется другая цель (например, при помощи луп исследовать пень, то
стоит ограничиться только одним объектом.
Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке воспитатель с ребятами свои впечатления об увиденном выражают в музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.
Слайд 9.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе :
- проведение занятий, сезонных экскурсий;
- мини-субботники;
- исследования на тропе;
- фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам);
- наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам);
- оформление гербария;
- фотографирование;
- рисунки, плакаты, поделки;
- сбор природного поделочного материала (шишки, желуди, листья.);
- экологические беседы;
- наблюдения в природе;
- познавательные вечера;
- решение экологических ситуативных задач;
- чтение художественной литературы;
- детские проекты;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- труд в природе.
Слайд 10
Краткое описание границ маршрута :
Начало маршрута от «Зоны наблюдения Лесовичка» -хозяина тропинки, где находятся веселый огород, птичья столовая, жужжащий мир, фитонцидный уголок и метеостанция, затем движение по территории вокруг детского сада : через липовую аллею, на лужок, на тропу здоровья, через мостик в фруктовый сад, затем рассмотрим деревья нашего двора, и через каштановую аллею попадаем на цветочный ковер.
Слайд 11
Веселый огород.
Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений. На огороде высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи и пряности, которые можно употреблять в пищу: лук, горох, бобы, редис, салат, морковь, петрушка, сельдерей. Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огород» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.
Слайд 12
Птичья столовая
Цель: приобщать детей к заботе об окружающей природе. Расширять знания детей о птицах, обогащать словарный запас загадками о пернатых, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них. Развивать любознательность детей, кругозор, учить делать выводы. Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.
Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего городка», беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения в «птичьем городке».
Слайд 13.
Жужжащий и ползающий мир.
Зона насекомых на экологической тропинке поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Цель состоит в том, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. Можно рассказывать детям, что насекомые могут летать, ползать по потолку вниз головой, бегать по воде… Кроме того они способны ни с того ни с сего больно ужалить или незаметно заползти под одежду. Но насекомые могут превратиться из опасных страшилок в забавных и интересных друзей, если начать с ними общаться и творчески подойти к знакомству с ними. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно.
Слайд 14
Фитонциды — это летучие вещества растений, способные убивать микроорганизмы. Они очищают воздух, уничтожают некоторых возбудителей болезней человека и животных. В этой зоне произрастают разные виды растений смешанного леса
Сидя на пнях и скамеечках, дети вдыхают чистый воздух, оздоравливаются.
Слайд15
Метеостанция.
Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра, пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду.
Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.
Слайд 16.
Липовая аллея – дорожка с высаженными по сторонам липами.
Мы знакомимся с липой в разные сезоны, обращаем внимание на темный ствол, густую, пышную крону, круглые листья, похожие на сердечко.
Весной обращаем внимание на меленькие коричневые почки, появление
нежных клейких листьев. Летом наблюдаем цветение липы, обращаем внимание на ее мелкие, бледно-желтые цветы, собранные в небольшие соцветия. В цветах очень много нектара, поэтому возле липы так много пчел. Осенью рассматриваем плоды липы, маленькие коричневые орешки, снабженные крылышками.
Рассказываем о том, что раньше липа обувала, кормила и поила человека (посуда, лапти, чай, мед).
Слайд 17.
На территории детского сада есть маленький лужок. Здесь растут одуванчики, ромашки, клевер, подорожник, которые являются лекарственными растениями.
Цель данной зоны - побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у стебля, цветков, листьев, воспитывать чувство прекрасного.
Слайд 18.
Тропа здоровья.
Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Для этого нами создана «Тропа здоровья». «Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.
Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.
Слайд 19.
Фруктовый сад. Цветение весной, тенистая прохлада летом, вкусный урожай осенью помогает детям увидеть многообразие родного края во все времена года. Фруктовый сад используется для наблюдения за ростом и развитием растений, кустарников, деревьев, а также для организации труда в природе.
Слайд 20.
Деревья нашего двора.
Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания.
Цель данной зоны экологической тропинки : наблюдение за деревьями в разные времена года, закрепление названия деревьев, растущих на участке; учить различать их по внешнему виду (высота, цвет коры, толщина ствола и веток, расположение ветвей, размер и форма листьев).
В данной зон произрастают такие деревья и кустарники:
клён, рябина, береза, тополь, вяз, ель, сирень, черёмуха, жасмин.
Слайд 21.
На территории детского сада растет целая аллея деревьев каштан. Они очень красивые! Прогулки по аллее позволяют нам познакомить детей с каштаном высоким и раскидистым деревом, с огромной, густой кроной, большими зубчатыми листьями, похожими на разведенные пальцы. Осенью мы можем наблюдать за круглыми плодами в зеленой коробочке с шипами, собираем их для поделок. Весной наблюдаем за цветением каштана.
Наши дети знают, что пчелы собирают нектар, когда на белых лепестках есть желтые пятна, если красные, то нектара уже нет. Также беседы в данной зоне помогают закрепить знания о строении дерева и назначении корней, стволов, листьев.
Слайд 22 Цветочный ковер
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать.
Дети знают, если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает; знают, где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей); умеют собирать семена цветов.
Слайд 23.
Заключение
Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для всестороннего развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театрализованных инсценировок с участием хозяина тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.
Надеемся, что наша работа не пропадет зря, и наши дети, став взрослыми, будут бережно относиться к окружающему их богатству - родной природе. Ведь экологическое воспитание это, прежде всего воспитание человечности, доброты к природе и людям, которые живут рядом.