Екатерина Козлова
Онтогенетические аспекты развития внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Онтогенетические аспекты развития внимания
С развитием восприятия тесно связано развитие еще одной когнитивной функции, которая позволяет оптимизировать поток информации из внешней среды, поступающей организму на обработку. Процесс оптимизации происходит за счет общей настройки организма на определенный класс внешних раздражителей. Такая психическая функция называется вниманием. Коротко внимание можно определить как направленное восприятие одного или нескольких внешних или внутренних раздражителей. Реакция внимания настраивает весь организм на наилучшее восприятие наиболее важных для него раздражителей. Эта реакция может иметь как внешние проявления, связанные с моторными действиями (тропизмами, изменениями положения отдельных частей тела для ориентации органов чувств, так и внутренние проявления, состоящие в направленности внутренних процессов на обработку информации определенного типа. На ранних стадиях филогенеза и онтогенеза функция внимания неотделима от восприятия. О внимании как об отдельной психической функции появился смысл говорить лишь с того момента, когда, во-первых, благодаря чисто физической, телесной организации у организмов появилась возможность направлять свое восприятие на те или иные объекты, а, во-вторых, когда начали развиваться гибкие механизмы восприятия, связанные с использованием памяти и мышления.
Темочки:
Существуют разные механизмы организации внимания. Ряд безусловных рефлексов, таких как поворот головы на раздавшийся в стороне звук или отслеживание движущегося предмета глазами, являются реакциями внимания. К этим же реакциям относится и так называемый ориентировочный рефлекс, который начинает работать, когда животное или человек попадает в незнакомую ситуацию. Человек начинает осматривать место, где он в первый раз очутился, собака начинает обнюхивать незнакомый предмет и т. п. Обычно стимулом, вызывающим реакцию внимания является некий сигнал, существенно выделяющийся какими-то характеристиками на общем фоне. Если говорить о звуковых сигналах, то чаще всего привлекает внимание звук повышенной громкости или необычного тембра. В видеоряде или картинке мы прежде всего обращаем внимание на предметы, отличающиеся от окружения цветом, формой или размерами.
Внимание характеризуется определенными свойствами, выделенными и описанными А. Г. Маклаковым, такими как: объём; концентрация; устойчивость; распределение; переключение.
Объём внимания – количество объектов, за которыми ребёнок может следить, или какое количество действий одновременно может совершать.
Концентрация – удержание внимания на каком-либо объекте, выделение этого «объекта» в качестве фигуры, из общего фона. Показателем концентрации внимания выступает интенсивность сосредоточения ребёнка на объекте, способность сопротивления отвлекающим моментам. Чаще всего концентрация у дошкольников невелика, и очень важно её развивать.
Устойчивость внимания – показатель того, как долго ребёнок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности. Дети 5-6 лет могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности игры или же монотонного, скучного занятия.
Распределение внимания – это возможность равнозначно уделить внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок.
Переключение внимания – это осознанное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в зависимости от постановки новой задачи.
Истоки внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что сама по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенку новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.
Последовательность основных этапов развития детского внимания описал и представил Р. С. Немов:
- первые недели-месяцы жизни - появление ориентировочного рефлекса (врождённый признак непроизвольного внимания). В младенческом возрасте совершенствуется зрительное сосредоточение, достигающее к 2-месячному возрасту 7- 8 минут, возникает реакция прослеживания движения предметов. К 3-месячному возрасту у младенца появляется реакция на новизну. Естественно, внимание продолжает развиваться и в раннем, и в среднем детстве - в течение всего дошкольного возраста. В 4-месячном возрасте ребенок уже не просто видит, а активно смотрит, проявляя больше внимания к контрасту, чем к однотонному изображению, к изогнутым линиям, чем к прямым, к концентрическим фигурам, к изломам линий и т. д., т. е. зрительное внимание привлекают контрасты и движения;
- конец первого года жизни - возникновение ориентировочно исследовательской деятельности (выступает средством будущего развития произвольного внимания);
- в начале второго года жизни - направление взгляда ребёнка на названный взрослым предмет под влиянием речевых инструкций взрослого (появление зачатков произвольного внимания);
- второй-третий год жизни - хорошо развитая первоначальная форма зачатков произвольного внимания;
- 4,5-5 лет - способность направлять своё внимания следуя сложной инструкции взрослого. В 4-5 лет ребёнок воспринимает всего один предмет, а вот уже в возрасте 5 лет может воспринимать уже три предмета, причём с достаточно полной детализацией. Но если ребёнок видит предмет впервые его объём внимания сужается. При наблюдении или обследовании предмета ребёнку 4-5 лет важен яркий внешний вид или его размер, тогда как для ребёнка 6 лет эти качества не так важны.
- 5-6 лет - появление элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства) - 7 лет дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Исходя из вышеописанной периодизации в 2-3 года у ребёнка преобладает непроизвольное внимание, к 5-7 годам проявление внимания носит произвольный характер.
Дети старшего дошкольного возраста способны удерживать своё внимание на действиях, вызывающих у них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, отгадывание загадок, выполнение заданий учебного типа, а к 7 годам у них наблюдается значительное возрастание устойчивости внимания во время интеллектуальной деятельности. К концу дошкольного возраста непременным условием для успешной организованной учебной деятельности выступает интенсивное развитие произвольного внимания детей. Фактором роста и развития произвольного внимания становится процесс получения знаний детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) за счёт возникающих интересов, в частности интереса к учебной деятельности. При помощи взрослого ребёнок усваивает ряд стимулов-средств, с помощью которых в дальнейшем управляет своим собственным внимание – в этом процессе заключается культурное развитие внимания. Стимулами-средствами могут быть: конкретные предметы, жесты- указания, слова-указания.
Как отмечает В. С. Мухина, если в младшем дошкольном возрасте для привлечения внимания имеет значение качество раздражителя (сила, яркость и т. д., то у старших дошкольников всё больше значение имеет соответствие объекта внимания их внутреннему состоянию и прошлому опыту.
Следует согласиться с П. Я. Гальпериным, что появлению и развитию внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью, которая приобретает планирующую функцию. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.
Вместе с постепенным овладением активной речью ребёнок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания. Л. С. Выготский отметил, что «с самых первых дней жизни ребёнка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своим яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребёнка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов – указаний, направляющих непроизвольное внимание». Общая последовательность культурного развития внимания по Л. С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребёнку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребёнок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращая внимание взрослых на интересующий его предмет» .
Таким образом, внимание, выступает важным психическим явлением, организующим работу психики, для получения и переработки информации в процессе повседневной жизни, а также во всех видах деятельности, и служит показателем интеллектуального развития ребёнка. Истоки внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что сама по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенку новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять вниманием. Конечная цель такого развития состоит в овладении ребенком собственным вниманием, формировании у него способности управлять им, что и составляет сущность произвольности любого психического процесса.