Юлия Малюткина
Окружающий мир в дидактических играх дошкольников
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Дошкольнику не свойственно созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающим его миром. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет ему их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка множество вопросов.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.
Публикация «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» размещена в разделах
Учиться, играя!
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме.
Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.
Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.
Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия, игровые правила.
Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль : во-первых, они являются методом обучения, во-вторых, самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, музыкальных в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения, закрепления знаний. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий.
В руководстве играми следует выделить три этапа: подготовка игры, её проведение, анализ результатов.
В любой дидактической игре обязательно должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в игровое упражнение. Поэтому после объяснения правил игры следует сказать и показать, как они выполняются, и закрепить знание их детьми.
Дети лучше выполняют задание, если игра основана на знакомом им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют познания окружающего мира. Но в каждой игре предусматриваются не только повторение, но и познание нового.
Дидактические игры следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организованного или стихийного обучения. Дидактические игры продолжают его в игровой форме.
Вместе с тем, в дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности – игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей, игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуации самими детьми.
Дидактические игры способствуют более глубокому познанию детьми младшего дошкольного возраста окружающей действительности - предметов действий, отношений между людьми и т. д.
Они играют огромное значение для самостоятельного использования ими полученных знаний, в том числе в сюжетно-ролевых играх.
Именно с этой целью во многих дидактических играх применяется прием «перевоплощения» в игровую роль, что стимулирует естественный переход младших дошкольников от подражательной к сюжетно-ролевой игре.
Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослыми, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные сюжетно-ролевые игры.
Успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку.