Елена Горячева
Стремимся познать окружающий мир
▼ Скачать + Заказать документы
Практические советы родителям. «Стремимся познать окружающий мир»
Познакомьтесь ближе с чистою природой, и вы
скоро познакомитесь с добродетелью.
Из общения с природой вы вынесете столько
света, сколько захотите, и столько мужества и
силы, сколько вам нужно.
И. Зейме.
- Мам, кто кого поборет, слон или мышь?
- А почему курица плохо летает, она же птица?
- А как маленькие муравьи такой большой муравейник выстроили?
Публикация «Стремимся познать окружающий мир» размещена в разделах
Таких вопросов можно услышать великое множество. Смысл их один – узнать то, что еще не известно, познать суть происходящих явлений, удовлетворить свой интерес.
Как же развивается познавательный интерес у детей дошкольного возраста?
Почему природа является важнейшим средством развития этого качества, так нужного для обучения в школе? Как добиться от маленького ребенка постоянного стремления к познанию, активности и самостоятельности в поиске знаний?
Ваш ребенок совсем маленький, он еще плохо говорит, но уже невероятно любознателен. Его внимание привлекает все яркое, незнакомое. Любопытство – это начало проявления будущего познавательного интереса.
Гуляя с малышом, старайтесь не пропустить ничего, что может заинтересовать ребенка, задержите его взгляд на разных предметах.
- Посмотри, какая важная птица ходит? Это ворона, она большая. А рядом прыгает маленькая птичка – это воробушек.
Простое любопытство переходит со временем в любознательность (любо знать). Дети начинают проявлять более устойчивый интерес (правда, еще ситуативный) и внимание. В три – четыре года они способны увидеть достаточное количество свойств, качеств предметов, сравнить эти качества.
Конечно же взрослые должны помочь заметить, обнаружить не столь заметное.
- У кошки есть коготки?
- А где они прячутся?
- Когда она их выпускает?
Становясь старше, дети стремятся обсудить ранее увиденное хотят узнать о нем еще больше, просят вас рассказать, почитать они пытаются проникнуть в глубь природных явлений, найти взаимосвязь заинтересовавшего их предмета с другими объяснить то, что поняли. Бывает так, что дошкольники многократно возвращаются к одним и тем же событиям, пристают к взрослому с расспросами, что иногда вызывает раздражение – неужели не надоело все об одном и том же? Но для него это не одно и то же, а проявление желания расширить свои познания.
Тут можно только порадоваться, у ребенка проявился познавательный интерес, который требует своего дальнейшего развития.
Природа многообразна, в ней столько яркого, красочного, что непроизвольно привлекает внимание детей. В ней так же много загадочного, редкого, диковинного, способного удивить.
Воспитывать интерес к познанию необходимо начинать на тех объектах природы, которые постоянно окружают детей, кажутся им хорошо знакомыми, а на самом деле непознанными. Прислушайтесь к советам:
- старайтесь добиваться активности ребенка при восприятии природы, учите его при этом использовать все органы чувств;
- возвращайтесь к одному и тому же объекту в разные сезоны;
- показывайте развитие растительного, животного мира, явлений неживой природы;
Ставьте перед детьми различного рода проблемные задачи («Что будет, если. ?»; «Почему такое происходит?»; «В чем причина?», которые способствуют активности и самостоятельности мышления, развивают умение делать предположения и выводы, одним словом, учит рассуждать.
А еще важно помнить, что основой интереса дошкольника являются положительные эмоции (красота, новизна) и элементарные трудовые действия в природной среде (покормить животное, почистить клетку, полить, разрыхлить землю комнатных растений, прополоть грядки и т. д. Это позволит ребенку узнать, как живет природа). Чаще используйте для чтения художественные тексты таких авторов, как В. Бианки, М. Пришвин, Ю. Дмитриев и др.
Стимулируют активность детского мышления и загадки, которые дети рано начинают отгадывать, но если ребенок затрудняется с ответом, не торопитесь сразу подсказывать ему. Пусть малыш подумает.
Родители должны умело использовать в воспитании ребенка технику. Надо помнить, что это мощное средство воздействия на ребенка. Краски, звук, профессионально выстроенный сюжет – все это вызывает у ребенка чувства и эмоции (как положительные, так и отрицательные. Из телепередач, например, можно узнать о том, чего малыш не может увидеть непосредственно в самой природе.
К сожалению, детских передач о природе не так много, поэтому можно использовать те, которые предназначены для школьников и взрослых. («Диалоги о животных»). По ходу просмотра комментируйте и поясняйте происходящее на экране. По окончании поговорите об увиденном, выясните, что ребенок понял, и если есть необходимость, еще раз объясните то, что считаете наиболее важным и нужным для него. Кроме телевизионных передач, можно использовать слайды. Для детей младшего дошкольного возраста демонстрируются несложные и короткие сказки, при этом текст не читается, а пересказывается взрослым.
Ребенок постарше способен воспринимать сказки и познавательные рассказы таких авторов как Г. Скребицкий, Г. Снегирев и др. эти произведения дают возможность познавать природный мир, обогащают опыт детей и повышают познавательный интерес.