Елена Михайлова
Проект «Вода в природе и в жизни человека»
▼ Скачать +Заказ
Тип проекта : информационно-познавательный.
Продолжительность: ноябрь – март.
Участники: дети 4-7 лет.
Цель: дать детям знание о круговороте воды в природе, о роле воды в жизни человека, развивать в детях способности к исследовательской деятельности; прививать навыки правильного поведения на водоемах; воспитывать навыки бережного отношения к воде, как источнику жизни.
Задачи: 1. Показать роль воды в жизни человека и в природе, как положительную, так и отрицательную.
Публикация «Проект „Вода в природе и в жизни человека“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
2. Дать знания о том, кому нужна вода (где в природе есть вода, вода в природных явлениях).
3. Дать информацию о том, как человек использует воду.
4. Дать навыки правильного поведения во время пребывания на водоемах.
5. Дать информацию о причинах возникновения наводнения.
Актуальность. Наблюдая за детьми, я вижу, как они тянутся к играм с водой, так как реже сталкиваются с ней. Мы, воспитатели, часто не удовлетворяем естественный интерес детей к воде, ограничиваем своих воспитанников в их желаниях поиграть с водой во время умывания или когда они тянутся к ручейку, луже на прогулке. Вода – обычный природный материал.
Действительно, в детских садах играм и занятиям с водой не уделяют достаточного внимания. Это происходит оттого что, во-первых, пугают сложности организационного характера: нужны специальные игрушки, пособия, оборудование; во-вторых, воспитатели не всегда представляют себе содержание и методику ознакомления детей со свойствами воды.
Неоднозначна роль воды в жизни человека. Вода, подобно солнцу и воздуху, абсолютно необходима для всего живого: растениям, животным и людям.
Если мы взглянем на миниатюрную модель земного шара (глобус или географическую карту) увидим, что три четверти поверхности окрашены в голубой цвет – это океаны, моря, озера и реки. Человеку нужна чистая пресная вода. Такая вода есть в реках, озерах, родниках под землей, это составляет 3%.
Гипотеза. Если в воспитательно-образовательный процесс ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о круговороте воды в природе, в природных явлениях, то это позволит значительно повысит их осведомленность в этой области о бережном отношении к водным ресурсам, будет способствовать формированию навыков личной безопасности во время чрезвычайных ситуаций.
Аннотация проекта. Осуществляется в регламентированной деятельности: занятия по экологии, ознакомление с окружающим, ИЗО, развитие речи; частично регламентированной деятельности: прогулки, экскурсии, опыты, игры, в свободной деятельности: самостоятельное детское творчество.
В ходе работы над проектом у детей формируются навыки личной безопасности, развиваются познавательная активность, творческие способности, мышление, воображение, формируется чувство коллективизма.
Этапы проведения проекта.
Подготовительный этап.
Ноябрь. Методы и формы: подбор литературы; анкетирование родителей; диагностика.
Содержание деятельности: изучение методической литературы по теме проекта; беседа с родителями о содержании проекта; составление плана по реализации проекта.
Основной этап.
Ноябрь, 2 неделя. НОД по экологии «Какой бывает вода?» Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного. Формировать представление детей о роли воды в жизни всего живого. Познакомить со способами экономного использования воды в быту.
Прогулка «Лужи». Цель: выявлять и расширять представления детей о свойствах воды; развивать речь, мышление, воображение.
Чтение стихов о дожде «Дошкольное воспитание», №2, 1998 г.
4 неделя. НОД «Я и река». Цель: формировать навыки экологически правильного и безопасного поведения во время пребывания на водоёмах. Способствовать умению любоваться красотой рек; понимать необходимость бережного отношения к ним.
Наблюдение. Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний период.
Опытно-экспериментальная работа. «Иней» - выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покроется снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.
Дидактические игры. «Вода – наша помощница!» - закреплять знания детей о явлениях неживой природы – воде и её свойствах.
«Наши помощники».
Декабрь. 1 неделя. Наблюдение. «Какая вода льется из крана?». В водопроводе, который имеется во всех домах, вода бывает разная : холодная, горячая. И та и другая вода чистая, прозрачная, льётся, принимает форму любого сосуда. В прозрачной посуде через воду все видно.
Чтение. «Мойдодыр» К. И. Чуковский; «Что случилось с водой?» Б. Заходер.
Комплекс утренней гимнастики. «Явления природы» - заинтересовать ребёнка, получая информацию, он выполнял все это в движении.
Прогулка. «Снегопад». Цель: познакомить с сезонным явлением – снегопад; обратить внимание на то, что после таяния снежинок остаются капельки воды.
3 неделя. Рисование. «Морской пейзаж». Цель: ознакомить детей с морским пейзажем. Показать, что изображение изменчивой стихии моря – труднейший мотив живописи.
Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли».
Беседа. «Где вода – там жизнь». Цель: формировать опыт повседневного поведения в отношении водных запасов. Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
Прослушивание музыки. «Море». МР – 3 диск «Классическая музыка для детей».
НОД. «Каким бывает водоём, растет и водится что в нем?». Цель: расширять представление о водоёмах и их обитателях.
Январь. 2 неделя. Дидактическая игра. «Вода – это хорошо или плохо?». Цель: закреплять знания детей о явлениях неживой природы – воде и её свойствах. Упражнять в определении положительных и отрицательных свойств воды. Активизировать речь дошкольников. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.
Отгадывание загадок.
3 неделя. НОД. «Лёд». Цель: познакомить с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформировать правила безопасности.
Наблюдение на прогулке. «Снег и лёд» -закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой природы.
Аппликация из бумаги с элементами рисования. «Снеговики в шапочках и шарфиках» Цель: вызвать интерес к зимней тематике; учить создавать выразительный образ снеговика; продолжать учить вырезать круг из квадрата путем сложения фигуры пополам и закругления парных уголков, декоративно оформлять созданный образ.
4 неделя. Опыт. «Если воду замораживать…» Воду можно заморозить на улице в мороз, она превращается в лёд. Он твердый, холодный, прозрачный, имеет форму сосуда; он хрупкий, как стекло, легко раскалывается от удара. Замораживая воду разной окраски в песочных формочках + бусинки, можно сделать красивые цветные льдинки.
Труд. Полить комнатные растения в группе. Цель: закрепить, что растениям, как и людям, нужна вода для роста и жизни.
Малоподвижная игра «Море волнуется раз…»
Февраль. 1 неделя. Экскурсия. «Зимняя река» Цель: показать красоту зимнего речного пейзажа; познакомить с правилами поведения на реке зимой; выявить, есть ли жизнь в реке зимой.
Эксперимент. «Освобождение бусинок из ледяного плена» Цели: создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле; развивать дивергентное мышление при выборе способа действия; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми; развивать эмпатию, желание помочь другим; воспитывать аккуратность в работе.
Чтение. «Заюшкина избушка» - русская народная сказка.
Беседа. «Можно ли детям самостоятельно играть с водой и находиться на водоемах?» - знать правила поведения на водоемах.
Музыка. Разучивание удмуртской песенки о речке.
4 неделя. Рисование. «Деревья в инее» Цель: развивать эстетическое восприятие; закреплять умение передавать в рисунке красоту природы; упражнять в рисовании гуашью (всей кистью и её концом); вызывать эстетические чувства, развивать умение любоваться красотой природы и созданными изображениями.
Прогулка – наблюдение. «Снежинки» - обращать внимание на то, что снежинки бывают разные, тоже состояние воды.
НОД. «Ходит капелька по кругу». Цель: дать детям знания о круговороте воды в природе, развивать в детях способности к исследовательской деятельности. Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного. Прививать навыки правильного поведения во время пребывания на водоёмах.
Беседа. «Как человек использует воду?»
Экспериментальная деятельность. «Теплая капелька, или поможем Колобку умыться». Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной; развивать умения детей планировать свою деятельность, делать выводы, закреплять культурно-гигиенические навыки; развивать чувство взаимовыручки; воспитывать аккуратность при работе с водой.
Музыка. «Мой океан» МР–3 диск «Классическая музыка для детей».
Рисование. «Белый пух». Цель: закреплять умение передавать в рисунке природное явление – снегопад; развивать умение удачно располагать части изображения на листе, рисовать красками; развивать воображение, творчество.
Работа с родителями. Изготовление плакатов «Берегите воду!»
Март. 2 неделя. Беседа. «Бабушка забыла закрыть кран». Цель: воспитать экономное и бережное отношение к воде.
Малоподвижные игры. «Волны»; «Ручеек».
Опыт. «Что такое пар и когда его можно увидеть?» Цель: вода бывает не только жидкой, твердой, но и парообразной.
НОД. «Кто в реке живет?» Цель: рассказать о водных обитателях (рыбы, земноводные, птицы, насекомые, моллюски); показать, как разные животные приспосабливаются к жизни в воде, передвижению в ней.
Чтение. «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку» Н. А. Рыжова.
Хороводная игра. «Как на тоненький ледок».
Экологическая акция (вместе с родителями). «Сохраним воду чистой» Цель: поделиться знаниями с другими детьми, привлечь их к активным действиям по охране и экономному пользованию воды.
Музыка. Танец «Вальс снежинок».
3 неделя. Наблюдение на прогулке. «Лепим, строим». Цель: углублять представления о снеге и о его свойствах; развивать любознательность.
Экспериментальная деятельность. Поможем воде стать чистой». Цели: создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды; закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.
Наблюдение на прогулке. «Капель». Цели: закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры; обучать исследовательским действиям.
Чтение. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок). А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (отрывок).
Музыка. «Ручеёк» МР-3 диск «Классическая музыка детям».
Рассматривание плакатов, иллюстраций в книгах этой тематики.
Заключительный этап.
Март. 4 неделя. Диагностика детей.
Праздник. «Байки от Водяного» Цель: закрепить и повторить все свойства воды.
Оценка усвоения дошкольников информации, предлагаемой в рамках проекта осуществлялась по представленным ниже вопросам.
1 часть.
О состоянии воды (жидкая – вода, твердая – лёд, газообразный – пар).
Знание свойств воды (жидкая, прозрачная, бесцветная, безвкусная).
2 часть.
Вода – источник существования всего живого.
Вода природе (море, океан, река, озеро, родник).
Вода в природных явлениях (иней, снег, роса, дождь, град).
3 часть.
Уровень сформированности навыков бережного отношения к воде.
Список литературы.
1. Гризик Т. И. Познаю мир: метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2004 – 160 с.
2. «Дошкольное воспитание» №7, 2005, М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
3. «Дошкольное воспитание» №2, 2008, М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
4. «Дошкольное воспитание» №1, 2010, М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
5. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009 – 288с.
6. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. /Под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. : ТЦ Сфера, 2009 – 208 с.
7. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2011 – 112 с.
8. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2008 – 112 с.
9. Лаптева Г. В. Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Программа для детского сада и не только. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010 – 176 с.
10. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010 – 168 с.
11. На пороге школы: метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга» /(Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Л. Ф. Климанова и др. Сост. Т. Н. Доронова). – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2004 – 160 с.
12. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Аркти, 2004 – 64 с.
13. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2010 – 80 с.
14. Природа и ребёнок//Программа экологического образования дошкольников/ Авторы-составители: Т. М. Енакай, Г. Ш. Мазитова, В. З. Шигапова и др. /Под науч. ред. Р. К. Шаеховой – Казань: РИЦ «Школа», 2002 – 92 с.
15. Харисова Н. И., Лукъянова В. М., Гордиенко С. А. Организация детской деятельности в рамках основной общеобразовательной программы ДОУ (в соответствии с требованиями ФГТ) : Методическое пособие. – Набережные Челны, 2011.
МБДОУ – ДЕТСКИЙ САД с. ВАРКЛЕД – БОДЬЯ АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
БАЙКИ ОТ ВОДЯНОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Выполнила: воспитатель МБДОУ –
детский сад с. В. – Бодья
Михайлова Елена Дмитриевна
Цель: познакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Материал: клеёнка на стол, три – четыре сосуда различной формы, формочка для песка, сухой песок, по два одинаковых стаканчика на каждого ребёнка, молоко, ложечки, термометр, термос с кипятком, глобус.
Ход занятия.
Воспитатель. Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять. (Вода)
Я видела рисунки, на которых вы изображали море. Какого цвета вода на ваших рисунках? Она отражает ваше настроение? (Ответы детей). Давайте посмотрим на глобус. Кто знает, что это такое?
Дети. Глобус – макет нашей планеты Земля, макет земного шара.
Воспитатель. Какого цвета на глобусе больше?
Дети. Синего.
Воспитатель. Что принято обозначать на картах и на глобусе синим цветом?
Дети. Синий цвет – вода, все моря и океаны нашей планеты.
Воспитатель. Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный – голубой. Это потому, что этой краски действительно на нем намного больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой… А сегодня вы видели воду?
Дети. Видели! Это жидкость, которая течет из крана, это снег, лед. А еще мы видели воду в луже, речке, чашке и т. п.
На улице лужа.
(А. Прокофьев)
1-й ребенок. На улице лужа,
Ребята не тужат,
Им она доверена,
Им тужить не велено.
2-й ребенок. Много дел и забот:
На воду спускают флот,
Оснащенный парусами,
Сами делали его.
Вместе. Только сами, только сами,
Не просили никого!
1-й ребенок. Флот выходит к дальним странам
И бросает якоря.
Вместе. Босоногим капитанам
Открываются моря.
Капли.
Ребенок. Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва –
Кап, кап, кап, кап!
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять –
Кап, кап, кап, кап!
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Дети старшей группы исполняют песенку про речку на удмуртском языке.
Воспитатель. И вправду, без воды жизнь представить сложно.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька - замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привычки, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Включается диск. Слышится спокойное журчание воды.
Воспитатель. В гости к нам сегодня придет наш добрый старый знакомый Водяной.
Водяной. Здравствуйте! Я очень рад снова всех вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться! После этого на руках и ногах переливаются в солнечных лучах прозрачные капельки. Только непонятно: куда исчезает эта вода? И еще. Я на днях хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды – лед. Откуда он взялся?
Воспитатель. Попробуем ответить на вопросы нашего друга? (Ответы детей). Для этого надо вооружиться вниманием и терпением.
Опыт 1. Для его проведения потребуются три сосуда разной формы: круглой, цилиндрической и треугольной. Надо заполнить их водой и спросить детей: какую форму приняла вода? (Ответы детей). Итак, вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.
Водяной насыпает в формочку сухой песок, затем пересыпает его из формочки в ведерко, а потом насыпает горкой на специальный поднос.
Водяной. Видите? Песок тоже меняет форму. Значит, песок – жидкость.
Воспитатель. А вы, дети, как думаете: песок – жидкость? (Ответы.) Попробуем доказать Водяному, что он ошибается. Но, пожалуйста, помните, что в споре следует неукоснительно соблюдать правило: не обижать своего собеседника, а убеждать.
Опыт 2. Воспитатель. Опрокинем стакан с водой. Что происходит? Вода растекается. А что будет, если опрокинуть ведерко с песком? Песок ложится горкой.
Так что, песок – это жидкость? (Ответы.) Значит, вода и песок – разные вещества: вода – жидкая, песок – сыпучий. Лежит себе горкой и не собирается рассыпаться. Итак, мы узнали: вода – жидкость. Теперь необходимо определить: какого она цвета?
Водяной. Зачем определять? Я знаю все о воде! Вода белая.
Воспитатель. А вы как считаете? (Ответы)
Опыт 3. Перед детьми стоят по два одинаковых стакана: в одном – вода, в другом – молоко. Дети опускают чайные ложечки в стаканы.
Дети. В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком – нет.
Воспитатель. Значит, вода – прозрачная, а молоко нет. Теперь рассмотрим еще одно свойство воды – у нее есть температура.
Водяной. Как это? Вода разве может заболеть? Разве у нее может быть температура?
Воспитатель. Давайте объясним Водяному, может ли у воды быть температура. (Ответы) Температура бывает не только у больных. Например, я сегодня совершенно здорова, но, если подержу под мышкой термометр, он покажет температуру моего тела. Температура есть и у воды. Какая?
Опыт 4. Нальем в один стакан холодной воды, а в другой – теплой. Предлагаем детям потрогать воду пальцем. Одинаковая ли она? Чем отличается?
Воспитатель. Значит, вода может быть теплой, холодной и горячей – в зависимости от температуры. Измеряют ее при помощи термометра. Главная ее часть – крохотный пузырек с тонкой трубкой. В пузырьке – прозрачная, голубоватая или розовая жидкость. Это спирт. Спирт очень похож на воду. Он, как и вода, жидкий, бесцветный и прозрачный. А покрашен для того, чтобы было лучше видно его движение по трубочке. Давайте опустим термометр в стакан и попробуем измерить температуру воды. Для этого нужно дождаться, пока столбик остановится. А теперь давайте немного отдохнем.
Проводится игра «Дождик, лей веселей!». Дети выходят на середину комнаты, берут в руки ленты разного цвета и слушают, как стучит дождик (диск). На строки 1 – 6 все взмахивают руками.
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей
Для лесов, для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап:
Кап – кап! Кап – кап!
На строки 7 – 11 двигаются подскоками (в это время воспитатель раскладывает на полу четыре обруча разного цвета).
Будет, будет лето
В радугу одето.
Жаркое солнце яркого цвета,
Яркого, красивого, желтого и синего,
Зеленого и красного и любого разного!
(П. Синявский)
По сигналу дети собираются у обруча своего цвета, потом рассаживаются по своим местам.
Водяной. А со мной вот что недавно приключилось. Я решил порисовать красками. Налил воды в блюдце, достал кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка – друзья мои, рыбки, в футбол играть начали. И я все бросил и убежал к ним. Играли мы целый день, а вечером я снова устроился у окна, чтобы порисовать. Посмотрел: воды в блюдце нет. Может быть, вы мне подскажете, куда она делась? Пропала? Исчезла?
Выслушиваются ответы всех детей. Среди ответов звучит версия: вода испарилась.
Воспитатель. Что это значит: испарилась? Верно, превратилась в пар – шапку-невидимку нахлобучила и улетучилась из блюдца Водяного. Пар, т. е. мельчайшие капельки воды, не видимые невооруженным глазом, всегда есть в комнате. Давайте проверим: можно ли их поймать?
Опыт 5. Воспитатель достает из холодильника бутылку или банку, ставит на сухое блюдце. Дети наблюдают за тем, что происходит. Поверхность сосуда запотевает, т. е. покрывается мелкими капельками воды. Они становятся все тяжелее и в конце концов сползают на блюдце. Вот так мы поймали воду, которая летала в воздухе в виде пара.
Воспитатель. Вы, наверное, замечали, что ранним летним утром трава и без дождя бывает мокрой. Влага, которая днем «живет» в воздухе, оседает на землю, как только солнышко скроется. Как вы думаете, как называется эта вода? (Ответы детей.) Правильно, это роса. А теперь попробуйте отгадать загадки.
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застали.
А пошли искать их днем –
Ищем, ищем, не найдем. (Роса.)
Он, белесый и сырой,
Опустился над землей.
Словно облако упало,
И домов не видно стало.
Над рекою он плывет,
А с рассветом пропадет. (Туман)
Опыт 6. Воспитатель открывает термос с кипятком. Что видите? Держит над паром зеркальце – на нем выступают капельки воды. Их показывают детям.
Воспитатель. Итак, мы узнали еще об одном состоянии воды – паре. А теперь посмотрим, от чего зависит испарение воды.
Опыт 7. За неделю до занятия дети налили равное количество воды в три стакана, сделали отметки уровня воды. Один стакан поставили на полочку, второй – на батарею, третий – закрыли крышкой и оставили при комнатной температуре.
Дети достают стаканы и отвечают на вопросы воспитателя: изменилось ли количество воды? Куда она исчезла? (Частицы воды поднялись в воздух.) Где испарение происходит быстрее – в теплом или холодном месте? (В тепле частицы воды активнее поднимаются с поверхности воды.) Почему влага испаряется хуже, если емкость закрыта? (Частицы воды не могут «вылететь» из закрытого сосуда.)
Воспитатель. Значит, испарение воды зависит от разных условий, в том числе от температуры. Вы уже знаете, что вода – жидкость. Она не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в который ее налили. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях.
Водяной. Что такое нормальные условия?
Дети. Не холодно и не жарко. Пусть так и будет: ни жары, на мороза. Нормально!
Воспитатель. А если мороз? Хотя бы самый маленький – всего минус один градус? Как вы думаете, что произойдет с водой? (Ответы детей.) Да, вода станет твердой, замерзнет: превратится в твердое вещество – лед. Снег и лед – это тоже вода, только в твердом состоянии. Что произойдет со льдом, снегом, если их «поселить» в теплое помещение? (Они растают, превратятся в лужицу.) Давайте проверим!
Опыт 8. Перед каждым ребенком по две тарелочки: в одной – ледяной кубик, в другой – снег. Дети наблюдают за состоянием кубиков льда и снега.
Водяной. Жалко, что снег растаял… Я люблю его есть: он похож на мороженное. Белый, вкусный, рассыпчатый и холодный. Скажите, кто из вас любит снег есть?
Воспитатель. Водяной, разве можно есть снег? Он же грязный! Давайте это проверим.
Опыт 9. Воспитатель наливает талую воду, которая осталась на тарелке после таяния снега, в предварительно подготовленную воронку с фильтром из промокательной бумаги или салфетки. Дети наблюдают за происходящим и отвечают на вопросы: какая вода была в тарелочке? (Грязная.) Как она изменилась? (Стала чистой.) Какой стала промокательная бумага? (Грязной.) Чистый снег? Будем его пробовать?
Водяной. Никогда в жизни я больше не притронусь к снегу и пробовать его не буду. Тем более еще и горло заболеть может от холодного.
Воспитатель. Итак, вода, пар, лед – одно и тоже вещество, только в разных состояниях: жидком, газообразном и твердом.
Водяной (загадывает загадку).
На свете нет ее сильней!
На свете не ее буйнее!
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать. (Вода.)
Воспитатель. Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода не только «поит», но еще и кормит – по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Мы ведь тоже ходим на рыбалку на нашу речку Варклед. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях. Вода моет города, деревни, машины, дороги… Вот она какая – вода!