Чурилова Наталья
Оказание психологической помощи дошкольникам. Профилактика семейного насилия и жестокого обращения с детьми в семье
▼ Скачать + Заказать документы
«Профилактика семейного насилия и жестокого обращения с детьми в семье»
Психолог дошкольного образовательного учреждения может столкнуться с ситуацией насилия по отношению к ребенку. Рассмотрим виды и формы работы с родителями и детьми по данной проблематике. При обращении за психологической помощью чаще всего встречаются следующие типы запросов:
Публикация «Оказание психологической помощи дошкольникам, Профилактика семейного насилия и жестокого обращения с детьми в семье» размещена в разделах
-обращение от родственников или друзей, которые переживают за пострадавшего ребенка;
-обращения от «третьих лиц», которые стали свидетелями сцен и актов насилия, желающих получить информационную поддержку.
При поступлении обращения по вопросам жестокого обращения с ребенком психологу, прежде всего, нужно выявить тип насилия, а затем рассмотреть степень вовлеченности ребенка в ситуацию насилия (первичное, вторичное, регулярное, систематическое, давнее, произошедшее только что). Для этого выделим критерии и характеристики каждого из видов насилия. Исходя из расспросов ребенка (или взрослого по вопросам ребенка, подвергшегося насилию) можно подобрать адекватные запросу рекомендации.
Признаки различных видов насилия
Психолог, работающий с ребенком, столкнувшимся с насилием, должен комплексно оценивать возможность совершения насильственных действий. В этом помогут, безусловно, анализ результатов медицинского освидетельствования, беседа с ребенком и близкими ему людьми (для анализа изменений в поведении ребенка, а также анализ особенностей поведения ребенка в процессе консультативных встреч.
Насилие, безусловно, имеет ряд последствий для каждого пострадавшего ребенка. Выделим общие для всех видов насилия признаки, которые могут сопровождать ребенка при систематических насильственных проявлениях или после травмирующего события совершенного насилия над ним :
• сообщения от других людей о возможных фактах насилия в отношении ребенка, регрессивное поведение, особенно у маленьких детей;
• задержка в развитии ребенка: речевые нарушения, задержка психического, интеллектуального, эмоционально-волевого развития;
• резкое изменение успеваемости и трудности в общении со сверстниками, избегание общения с прежними друзьями, отчуждение от братьев и сестер, терроризирование младших детей и сверстников, жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
• суицидальные тенденции и аутоагрессивное поведение, возможное злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами;
• изменения в эмоциональном состоянии и общении: замкнутость, изоляция, уход в себя, отвращение, стыд, вина, недоверие, истерическое поведение, враждебность, агрессия, быстрая потеря самоконтроля;
• глубокие и быстрые личностные изменения: снижение самооценки, неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение, подавленность, тревожность, уступчивость, угодливость, склонность к уединению, внешний локус контроля;
• нарушения сна (прерывистый, неглубокий, со вздрагиваниями и повторяющимися кошмарными сновидениями, питания (вплоть до булимии и анорексии);
• соматические и психосоматические расстройства (язва желудка, аллергии, избыточный вес, энурез или энкопрез, нервные тики и т. п.).
Нельзя однозначно говорить о физическом насилии над ребенком при наличии только одного или двух факторов (например, изменение в поведении и эмоциональной сфере ребенка). Анализ поведения ребенка в целом, совокупность факторов и степень их выраженности подскажут наличие воздействия на него. Диагностика во время консультации очно или по телефону поможет выявить и определить, случился ли в действительности факт насилия, была ли причинена травма ребенку или это его неврологические особенности.
Далее рассмотрим специфические проявления каждого из видов насилия.
Физическое насилие может не иметь видимых признаков, его последствия не всегда видны (разрыв селезенки, внутренние гематомы, повреждения гениталий и т. д.). Физическое насилие практически всегда не проходит бесследно и без последствий для психики ребенка. Дети-жертвы регулярного насилия часто сами становятся агрессорами в детском коллективе, проявляют агрессивность к сиблингам, домашним животным. У них снижается мотивация к учебе и активность в целом, таких детей отличает замкнутость, закрытость, отсутствие близких отношений со сверстниками (даже при формальном лидерстве в детской среде).
Физическое насилие – это не только процесс физического воздействия на ребенка, но и вовлечение его в употребление алкоголя и других отравляющих медицинских или наркотических веществ. Физическое насилие может проявляться в виде совершения действий, которые причиняют вред здоровью или представляют угрозу жизни ребенка. Например, родители выгоняют ребенка в мороз на улицу без теплой одежды; раздевают маленького ребенка и растворяют настежь двери и окна в доме; запирают на длительное время (в кладовке, в туалете, лишая его еды и питья, и т. п.
При сексуальном насилии сложно бывает распознать очевидные признаки его внешнего проявления, поэтому этот вид насилия часто бывает необнаруженным. Для проведения судебно-медицинской экспертизы ребенка необходимо доставить в специализированное медицинское учреждение, когда есть недавно совершенные насильственные действия.
Сексуальное злоупотребление часто ведет к тонким поведенческим изменениям у пострадавшего ребенка, порой малозаметным, в отличие от относительно различимых медицинских показателей. Реакция детей, подвергшихся сексуальному насилию, зависит в большей мере от их возраста, уровня развития, характера злоупотребления, их отношения к обидчику и других факторов. Данные факторы не нужно рассматривать по отдельности, один-два из них не могут являться достаточной доказательной базой совершения насилия. Их нужно рассматривать комплексно при совпадении ряда факторов или при наличии неопровержимых доказательств, тогда можно предполагать факт насилия. Рассмотрим основные поведенческие изменения для распознавания сексуального насилия[2] :
• несоответствующее возрасту сексуализированное поведение: присутствует несоответствующее возрасту ребенка понимание половых актов, демонстрация своих половых органов другим детям, сексуальное использование младших детей; чрезмерно соблазняющее поведение со взрослыми противоположного пола; навязчивая интимная гигиена (желание много и часто мыть гениталии);
• побег из дома – наиболее частая и понятная реакция в случаях инцеста, злоупотребление алкоголем или наркотиками;
• фобии и страхи: боязнь раздеваться, боязнь незнакомых, особенно мужчин, страх особых ситуаций или действий (например, ребенок необъяснимо боится выходить из дома или не хочет оставаться дома вечером, боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком, чувство собственной испорченности.
Рассмотрим особенности проявлений у детей-жертв эмоционального насилия. Стресс, который переживает ребенок в ситуации эмоционального насилия, ничем не отличается от стресса, который бывает в ситуации физического и сексуального насилия. Спектр эмоциональных проявлений, которые могут быть отмечены в рамках консультации, широк: бессилие, воспитанная беспомощность, страхи, раздражение, аутоагрессия, заниженная самооценка, неуверенность в себе, эмоциональная зависимость от одобрения, критики, фрустрация. Однако такие дети могут считать нормальным подобное обращение от окружающих в свой адрес, воспринимая его как элемент общения и реакцию на их «неправильное» поведение.
Воздействие психологического насилия на личность ребенка имеет серьезные травмирующие последствия. Помимо перечисленных общих характеристик в числе личностных и поведенческих особенностей ребенка, подвергшегося эмоциональному насилию, выступают следующие:
• агрессия в отношениях со сверстниками и сиблингами, взрослыми людьми, которая не проявлялась раньше;
• демонстрация псевдозрелости и псевдонезависимости как защиты;
• утрата доверия к миру, неверие в искренность оказываемой ему поддержки;
• неумение внутренне почувствовать успех, ребенок считает себя не заслуживающим его.
В практике работы психолога запросы на пренебрежение нуждами ребенка встречаются часто. Этот вид насилия нередко сопровождает и другие типы. Пренебрежение основными потребностями ребенка распространено в социально неблагополучных, алкоголизированных семьях, социально незащищенных семьях с низким уровнем достатка. Если в семье отсутствуют другие формы насилия, ребенок часто встает на защиту родителя, прикрывая его таким образом. При работе с ним он может отрицать какие-либо факты, чтобы его не забрали в социально-реабилитационный центр или приют.
Пренебрежение основными потребностями ребенка – это, прежде всего, отсутствие условий для нормальной жизни ребенка, заботы о его здоровье и развитии. Перечислим психологические последствия пренебрежения основными нуждами ребенка:
1. Задержка в интеллектуальном развитии. Общий показатель интеллекта соответствует либо низкой норме, либо пограничной умственной отсталости. Такие дети часто имеют низкий словарный запас, у них слабо развит вербальный интеллект, они плохо ориентируются в вопросах, которые им задают.
2. Нарушения эмоциональной сферы заброшенного или подвергшегося насилию ребенка проявляются, прежде всего, в виде эмоциональной нестабильности, равнодушия, перевеса отрицательных чувств над положительными. Ребенку трудно справиться с чувствами пренебрежения от родителей, ему сложно контролировать выражение чувств, и он часто делает это несоответственно ситуации. Постоянный контроль над эмоциями лишает его чувства безопасности, эмоциональной защиты и умения самостоятельно регулировать их проявления.
Одинаково травматично быть и жертвой, и свидетелем насилия. Любое систематическое насилие приводит к тому, что у жертвы и свидетеля развиваются посттравматические стрессовые расстройства. В обыденной жизни наиболее заметными признаками постстрессового расстройства являются так называемые симптомы повышенной возбудимости у ребенка: раздражительность, нарушения сна, непослушание, трудности концентрации внимания, взрывные реакции, непроизвольная физиологическая реакция на событие, символизирующее или напоминающее травму.
Таким образом, для того, чтобы психолог эффективно мог работать с ребенком по вопросам насилия, ему необходимо правильно понимать те специфические особенности, которые помогут в выявлении и диагностике факта насилия, а также станут основой для проработки последствий насилия вместе с ребенком.
Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми :
• неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
• наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
• безработица, постоянные финансовые трудности;
• постоянные супружеские конфликты;
• статус беженцев, вынужденных переселенцев;
• низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
• нежеланный ребенок;
• умственные, физические недостатки ребенка;
• ребенок с «трудным» поведением.
Ребенок может подвергаться жестокому обращению со стороны родителей и в благополучных семьях, не состоящих на различных профилактических учетах. Рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием количества насильственных преступлений в обществе. Разрешить эту проблему можно только при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, ответственных за воспитание детей. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего их развитие происходит с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Педагог должен знать признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения, особенности поведения родителей или законных представителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку, знать правила организации общения, установления контакта с ребенком, уметь внимательно выслушать ребенка независимо от того, подтверждает он или отрицает жестокое обращение.
Памятка для воспитателей и педагогов-психологов «Что делать, если ребенок сообщает о насилии над ним»
• Отнеситесь к ребенку серьезно.
• Попытайтесь оставаться спокойными.
• Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказала. Ты правильно сделала», «Ты в этом не виновата», «Не ты одна попала в такую ситуацию, это может случиться с любым».
• Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
• Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном).
• Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
• Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить (например, «Твоя мама не расстроится» или «С тем, кто тебя обидел, ничего не сделают»).
Если ребенок говорит об этом в группе:
• Покажите, что вы приняли это к сведению (например, «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже», и смените тему.
• Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше (на ближайшей перемене).
После раскрытия:
• Поговорите с коллегой или с кем-нибудь, кому вы доверяете, о своих чувствах. Такие случаи всегда тяжело переживаются. Вам тоже нужна поддержка.
• Узнайте, сможете ли вы получить информацию о состоянии расследования, о принятых мерах и т. д., и если сможете, то как.
• Поддерживайте связь с ребенком, которому необходима постоянная поддержка (например, скажите ему: «Если захочешь поговорить, я в твоем распоряжении»).
• Уважайте право ребенка на уединение, не выдавая его другим работникам и воспитанникам.
• Помните, если вы подозреваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы ответственны перед законом и должны сообщить об этом.
Что должен знать и уметь педагог-психолог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия
1. Законы о защите прав ребенка.
2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
3. Учреждения, оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры, номера телефонов доверия.
4. Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
7. Последствия жестокого обращения, насилия : психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
8. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.
9. Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка независимо от того, подтверждает или отрицает он жестокое обращение.
10. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
Последовательность действий педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
• Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним, оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства.
• Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться.
• Если насилие произошло в семье, необходимо обратиться :
o в полицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
o в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
o в органы опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам.
Если ребенок сообщает, что подвергается насилию, то:
• поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
• не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ребенок;
• внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
• не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет.»;
• не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
Особенности поведения родителей или заменяющих их лиц, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку
• Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
• Нежелание либо позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
• Обвинение в травмах самого ребенка.
• Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
• Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
• Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
• Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
• Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
• Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).
Схема выявления нарушений в поведении ребенка дошкольного возраста, пострадавшего от насилия, в результате установления которых следует обратиться к психологу.
Данные факторы должны рассматриваться комплексно и субъективно воспитателем и педагогом-психологом. Наличие одного или нескольких из них не характеризует признаки насилия. По совокупности данных факторов можно предположить наличие насилия в семье.
Характер нарушений поведения Проявления нарушений поведения
Агрессивность - ребенок ломает игрушки или постройки; ссорится со сверстниками
Негативизм - делает все наоборот; отказывается даже от интересной игры;
- говорит часто слова «не хочу» или «не буду»
Демонстративность - отвлекается на занятиях, утрирует движения взрослых и сверстников, стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий;
- делая все наоборот, наблюдает за реакцией окружающих
Эмоциональная отгороженность - с трудом включается в коллективную игру;
- избегает смотреть в лицо собеседнику;
- когда все дети вместе, стремится уединиться; занят своим делом и не замечает окружающих
«Псевдоглухота» - не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования
Вспыльчивость - бросает игрушки, может нагрубить взрослым, обидеть сверстников
Обидчивость
(эмоциональная неустойчивость) - болезненно реагирует на замечания окружающих;
- обижается при проигрыше в игре;
- чаще наблюдается недовольное выражение лица
Конфликтность - сам провоцирует конфликт;
- не учитывает желаний и интересов сверстников в совместной деятельности
Нерешительность - отказывается от ведущих ролей в играх;
- избегает ситуации устного опроса на занятии;
- не отвечает, хотя знает ответ
«Дурашливость» - реагирует смехом на замечания взрослых;
- дурачится, передразнивает;
- похвала или порицание не оказывают значительного влияния на поведение ребенка
Страхи - страх пылесоса; страх собаки; страх новых людей в новой ситуации; страх остаться одному; страх темноты; страх природных явлений (гроза, порывы ветра и др.)
Тревога - блуждающий, отстраненный взгляд;
- ребенок не может объяснить причины избегающего поведения;
- неожиданно вздрагивает, проявляет немотивированную боязливость, осторожность;
- спит вместе с родителями
Скованность - двигательно скован, неловок в новой ситуации
Заторможенность - не знает, чем заняться; бездеятельно смотрит по сторонам;
- говорит слишком тихо;
- темп действий замедлен; при выполнении заданий по сигналу запаздывает
Эгоцентричность - считает, что все игрушки, все конфеты – для него;
- стремится навязать свою игру детям
Избегание умственных усилий - не смотрит мультфильмы;
- быстро устает от доступного по возрасту умственного задания
Дефицит внимания - смотрит по сторонам на занятии;
- приходится повторять задание по нескольку раз;
- переспрашивает условия выполнения задания
Двигательная
расторможенностъ
(гиперактивность) - поспешно планирует собственные действия;
- может встать на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят;
- темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.);
- быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры; действует раньше установленного сигнала
Речевая
расторможенность - говорит слишком громко, темп речи убыстрен;
- переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого
Непонимание сложных словесных инструкций - путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого
Непонимание простых
словесных инструкций - ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания
Сниженная работоспособность (умственная) - быстро устает от задания, требующего умственной активности
Пониженная работоспособность (физическая) - быстро устает на прогулке;
- устает от физической нагрузки;
- наблюдается снижение работоспособности в начале занятия
[