Галина Копысова
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни во время занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье среди жизненных ценностей человека всегда занимало и занимает ведущее место. Здоровье – это непременное условие счастья человека, а потому оно является прежде всего делом и заботой каждого.
Измерить состояние здоровья можно по определённым показателям, характеризующим состояние организма по эмоциональным признакам и по степени тренированности организма противостоять внешним нагрузкам в процессе жизнедеятельности.
Публикация «Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни во время занятий» размещена в разделах
В уставе Всемирной организации здравоохранения дано следующее определение: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Таким образом, благополучие человека является главной составляющей и определяет состояние здоровья. Остальные показатели определяют потенциальные возможности человека для достижения физического, духовного и социального благополучия.
Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных качеств. Каждый человек заинтересован в своём благополучии и счастье. Достичь этого можно при условии постоянного сохранения и укрепления своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни.
Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи, с чем растет число детей, которым необходима специализированная медицинская и психологическая помощь, соответствующая организация образовательного процесса.
В статье 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» представлена система мер по охране здоровья обучающихся.
Система работы по сохранению здоровья обучающихся включает в себя:
- продуманность учебной нагрузки. Использование здоровьесберегающих технологий;
- создание условий для физической активности детей;
- пропаганда здорового образа жизни;
- создание благоприятной психологической атмосферы;
- организацию питания;
- оздоровительные мероприятия;
- выбор оптимального режима занятий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
К санитарно-гигиеническим мероприятиям относятся:
- ежедневная влажная уборка;
- соблюдение воздушно-теплового режима. Температура воздуха во время занятий должна составлять 18-24°C. Для контроля температурного режима используются бытовые термометры.
Все помещения ежедневно проветриваются. Проветривание проводится через фрамуги и форточки в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода.
Сквозное проветривание учебных помещений проводится до начала занятий и после их окончания.
В теплое время года широкая односторонняя аэрация всех помещений допускается в присутствии детей.
Освещение должно соответствовать гигиеническим требованиям.
Занятия проводятся в закреплённом классном помещении, либо кабинете, оборудованном мебелью, соответствующей росту учащихся.
К профилактическим мероприятиям относятся:
- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, для этого осуществляется контроль за позой учащихся во время занятий.
- профилактика зрительных нарушений.
К оздоровительным мероприятиям относятся здоровьесберегающие технологии, которые значительно содействуют укреплению здоровья, повышают учебную работоспособность, снимают утомление, обогащают детей двигательными навыками, знакомят их с различными играми, способами проведения их самостоятельно.
- физкультурные минутки;
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
Пропаганда здорового образа жизни является частью системы охраны здоровья учащихся. Здоровый образ жизни – это динамическая система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека и выборе стиля своего поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта и возрастных особенностей.
Для того чтобы сформировать такую систему, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести:
- соблюдение режима дня
- рациональное питание
- закаливание
-занятия физической культурой и спортом
- хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.
Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье :
- курение
- употребление алкоголя, наркотиков
- эмоциональная и психическая напряжённость при общении с окружающими
- неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания.